Дело № 2–307/2021 г. (УИД № 44RS0002-01-2020-005544-32)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Макаровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о назначении пособия на детей от 3 до 7 лет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Свердловский районный суд <адрес> с исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она <дата> подала заявление о начислении пособия на детей от 3 до 7 лет (в соответствии с указом Президента РФ №199 от 20.03.2020) на ее детей: ФИО2, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.<адрес> правилам сайта Госуслуги все документы, необходимые для начисления пособия должны быть запрошены путем межведомственного взаимодействия. В числе необходимых документов: справка о ее заработной плате, справка о составе семьи, справка о выплаченных алиментах. Справка о назначенных пособиях на детей за период – 1 календарный год – за 6 месяцев до момента подачи заявления, т.е. в ее случае с <дата> по <дата>. Первоначально ЦСВ не были запрошены данные от судебных приставов о выплаченных алиментах. Исчисление размера было произведено условно. На что она указала в заявлении, отправленном по почте на имя руководителя ОГКУ «ЦСВ». В <дата> ею повторно было подано заявление с указанием конкретной суммы алиментов за расчетный год. Однако, расчеты были снова произведены неверно, в результате получилось, что сумма дохода составляет ... на одного члена семьи. Ее семья состоит из 6 человек, она и пятеро детей (на расчетный период, за который предоставляются документы – все дети были несовершеннолетними, старшей дочери 18 лет исполнилось <дата>, она училась в 11 классе школы). Согласно приложенным документам сумма суммарного дохода семьи за период с <дата> по <дата> составляет ... рублей, что в перерасчете на одного человека согласно правилам расчета составляет ... руб., что менее прожиточного минимума на человека в <адрес> в месяц в <дата> и является основанием для начисления пособия. На основании изложенного, просила суд обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» произвести перерасчет, принимая во внимание данные приложенных ею документов и начислить пособие на детей в возрасте от 3 до 7 лет за период с <дата> по настоящее время.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно в судебном заседании представила в материалы дела расчет, в соответствии с которым совокупный доход семьи за период с <дата> по <дата> составляет ..., среднедушевой доход дающий право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка – ...
Представитель ответчика по доверенности ФИО8 исковые требования не признал. Пояснил, что истцу было отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения Костромской области, установленную в Костромской области во второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. При расчете среднедушевого дохода семьи истца использовался условный размер алиментов за <дата> в соответствии с п.12 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от <дата>№ «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области».
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Костромской области от 10.04.2020 № 50 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области» установлена с 1 января 2020 года ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, а также утверждены положение о ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, порядке и условиях ее назначения (далее – Положение о ежемесячной выплате) и порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области (далее – Порядок учета и исчисления дохода).
Согласно п. 2,5,6 Положения о ежемесячной выплате, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области (далее - ежемесячная выплата) осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, приемный родитель), являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Костромской области.
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее <дата>, до достижения ребенком возраста восьми лет.
В силу пп. 2 п. 15 Положения о ежемесячной выплате, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью пятерых детей: ФИО6, <дата> г.р., ФИО2, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.р
Истец <дата> обратилась в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. <дата> ОГКУ «Центра социальных выплат» письмом № уведомил Истца об отказе в назначении ежемесячной выплаты, который мотивирован тем, что среднедушевой доход семьи истца за период с <дата> по <дата> составил – 17 355,72 руб., что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты – 10 612 рублей. При расчете среднедушевого дохода семьи истца ФИО1 за вышеуказанный период были учтены доходы в виде алиментов, рассчитанные на 4 несовершеннолетних детей (дочь ФИО6, <дата> г.р. на момент обращения достигла совершеннолетнего возраста). Расчет по алиментам производился согласно справок УФССП России по <адрес> отдел судебных приставов по <адрес> от <дата> и от <дата>. Поскольку у ОГКУ «ЦСВ» отсутствовала информация о размере уплаченных алиментов за январь, февраль, март 2019 года, в силу отсутствия межведомственного взаимодействия с УФССП России по <адрес>, для расчёта был принят условный размер алиментов в размере 10458 рублей ежемесячно на каждого несовершеннолетнего ребенка (ФИО2, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО5, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.р.)
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что на принудительном исполнении в отделе судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> находятся исполнительные производства №№-ИП, 3834/18/44010-ИП, объединенные в сводное исполнительное производства №-СД в отношении ФИО6, <дата> года рождения, о взыскании в пользу ФИО1 алиментов на содержание несовершеннолетних детей: ФИО6, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения, ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> в размере ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно.
В соответствии с пп.4 п. 4 Порядка учета и исчисления дохода при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются алименты как виды доходов семьи, полученные в денежной форме. В силу п. 12 Порядка учета и исчисления дохода( в редакции, действовавшей до <дата>) суммы алиментов, получаемые членами семьи, учитываются в совокупном доходе в месяце их фактического получения. В случаях отсутствия между родителями соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, заверенного в соответствии с действующим законодательством, решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов в состав совокупного дохода включается условный размер алиментов. Условный размер алиментов исчисляется ежемесячно в расчетном периоде и составляет в расчете на одного ребенка 100% величины прожиточного минимума ребенка, установленного в Костромской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за ежемесячной выплатой.
Оценивая доводы ответчика о необходимости применения условного размера алиментов в связи с отсутствием сведений об удержании алиментов из заработной платы должника в спорный период(в период с января по март 2019 года) и невозможности получения необходимых сведений из Службы судебных приставов по причине отсутствия соглашения о межведомственном информационном взаимодействии, суд находит, что они основаны на неверном применении положений действующего законодательства без учета фактических обстоятельств.
Так согласно справке отдела судебных приставов по Кадыйскому району УФССП России по Костромской области от <дата> о взыскании алиментов с ФИО6 за <дата> года удержаний из заработной платы должника не производилось, с связи с тем, что должник в указанный месяц находился в отпуске без сохранения заработной платы. За <дата> года с должника удержаны алименты в размере ... рублей за каждый месяц.
Истец обратилась за назначением ежемесячной выплаты в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В соответствии с п. 14 Положения о ежемесячной выплате центр в день поступления заявления запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты (далее - сведения), указанные в приложении № 2 к настоящему Положению, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Сведения не истребуются Центром у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации). Заявитель по собственной инициативе может представить необходимые для назначения ежемесячной выплаты документы. Копии документов представляются с предъявлением оригиналов для обозрения в случае, если они не заверены в установленном порядке.
В силу ч.1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Пунктом 9 статьи 2 данного Федерального закона дано понятие межведомственного информационного взаимодействия, которое представляет собой осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
Организация межведомственного взаимодействия способствует определению процессуальных основ предоставления государственных и муниципальных услуг.
Основной формой межведомственного взаимодействия выступает межведомственный запрос. Данный документ соответствует общим требованиям, установленным действующим законодательством для аналогичных форм документов.
Запрос представляет собой документальное требование о предоставлении необходимой для оказания государственных и муниципальных услуг информации, сведений и документов.
Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что ОГКУ «Центр социальных выплат» при установлении факта отсутствия сведений о размере алиментов в заявлении о начислении ежемесячной выплаты, должен был самостоятельно запросить необходимую информацию с целью подтверждения наличия или отсутствия удержаний алиментов из заработной платы должника либо предложить предоставить данную информацию заявителю.
Но как следует из пояснений сторон в судебном заседании, дополнительно данная информация у заявителя не истребовалась.
Кроме того, из буквального толкования положений пункта 12 Порядка учета и исчисления дохода следует, что возможность включения в состав совокупного дохода условного размера алиментов обусловлена отсутствием решения суда или судебного приказа о взыскании алиментов, т.е. отсутствием факта взыскания алиментов в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено наличие судебных приказов о взыскании алиментов в пользу истца, на основании которых возбуждены исполнительные производства. Ответчиком указанный факт не оспаривался, доказательств, опровергающих его, суду не представлено.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для включения в состав совокупного дохода семьи истца за период с <дата> г условного размера алиментов.
Кроме этого, ответчиком необоснованно из состава семьи исключена при расчёте среднедушевого дохода ФИО4Доводы ответчика о том, что на момент обращения ФИО4 исполнилось 18 лет, в связи с чем состав семьи истца составляет пять человек не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п. 5, 6 Положения о ежемесячной выплате Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее <дата>, до достижения ребенком возраста восьми лет. Ежемесячная выплата предоставляется в <дата> году - за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее <дата>.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п.2 Порядка учета и исчисления дохода).
Согласно представленных в материалы дела свидетельств о рождении у истца на момент подачи заявления в семье имелось двое детей в возрасте от 3 до 7 лет, а именно ФИО2, <дата> г.р., ФИО3, <дата> г.р. При этом трехлетнего возраста указанные дети достигли <дата> и <дата> соответственно, т.е. до достижения старшей дочерью ФИО6 18 лет (<дата>). Суд считает, что при расчете среднедушевого дохода семьи необходимо учитывать всех несовершеннолетних на момент возникновения права детей истца, а именно 5 детей. Таким образом, состав семьи истца составляет 6 человек (1 взрослый и 5 детей).
Проверив расчет, представленный истцом, суд находит его верным, соответствующим положениям действующего законодательства. При этом истец(несмотря на отсутствие у ответчика на период рассмотрения заявления сведений о заработной плате ФИО1) включила в данный расчёт суммы заработной платы за <дата>., всю сумму полученных алиментов. Следовательно, данный расчёт, по мнению суда, является достоверным и полным.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что расчет среднедушевого дохода семьи истца, произведенный ответчиком, нельзя признать верным, т.к. произведен с нарушением требований Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, утвержденного постановлением Постановление Губернатора Костромской области от 10.04.2020 № 50 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области» (ред. от 18.05.2020, действовавшей в период обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной выплаты).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к ОГКУ «Центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить пособие – удовлетворить.
Обязать ОГКУ «Центр социальных выплат» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области с <дата>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья: Нефёдова Л.А.
Решение принято в окончательной форме: <дата>.
Председательствующий судья: Нефёдова Л.А.