ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440002-01-2021-004288-77 от 28.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

КОПИЯ

Дело № 2-2580/2021

№ 44RS0002-01-2021-004288-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» декабря 2021 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Сусловой Е.А.,

при секретаре Долгих А.В.,

с участием истца ФИО1, помощника прокурора Соколовой О.В., представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах ФИО1 к Управлению ЖКХ Администрации города Костромы о признании право на получение мер социальной поддержки и обязании произвести перерасчет,

установил:

Прокурор города Костромы обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Управлению ЖКХ Администрации города Костромы о признании право на получение мер социальной поддержки и обязании произвести перерасчет. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу нарушения законодательства в жилищно–коммунальной сфере. Установлено, что между ФИО1 и К заключен договор купли-продажи от 23.05.2018, в соответствии с которым ФИО1 приобретает в собственность жилое помещение (двухкомнатную квартиру), расположенную по адресу: ..., общей площадью 36 кв.м., расположенное на втором этаже жилого дома, кадастровый . Право собственности ФИО1 зарегистрировано 31.05.2018. Многоквартирный двухэтажный дом, в котором расположена указанная квартира, имеет следующие виды благоустройства: холодное водоснабжение от городской центральной сети, центральную канализацию, отопление от ТЭЦ, сетевое газоснабжение. Истец ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки в порядке, существовавшем до принятия постановления администрации города г.Костромы от 06.06.2018 № 1163. Прежние владельцы квартиры получали меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы услуг отопления, предоставляемые в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации города Костромы от 02.02.2015 № 170. Согласно квитанции за апрель 2018 года прежнему владельцу предоставлялась мера социальной поддержки в размере 1132,92 рубля. ФИО1, приобретшая право собственности на квартиру с 31.05.2018 года, указанные меры социальной поддержки получает с начала отопительного сезона 2019 года (то есть с октября 2019 года) по настоящее время в размере от 328,43 руб. (квитанция за ноябрь 2019) до 384,79 руб. (квитанция за апрель 2021). При расчете размера МСП по вышеуказанному адресу не учитываются МСП, которые получал прежний владелец квартиры, его платежи за жилищно-коммунальные услуги не учитывались в базовом периоде нового владельца квартиры. Таким образом, МСП ФИО1 не предоставлялись в связи с отсутствием у нее, как у нового владельца квартиры, начислений в базовом периоде - декабре 2017 года, а, следовательно, и отсутствием роста платы за коммунальные услуги по сравнению с базовым периодом. С учетом того, что право собственности у заявителя возникло до вступления в силу постановления администрации города Костромы от 06.06.2018 № 1163, то заявитель имеет право на получение мер социальной поддержки в порядке, утвержденным постановлением администрации города Костромы от 02.02.2015 № 170 (в редакции постановлений Администрации города Костромы от 24.03.2015 № 617, от 30.11.2015 № 3537, от 01.03.2016 № 434, от 07.10.2016 № 2872, от 18.08.2017 № 2318).

С учетом изложенного просит признать право ФИО1 на получение мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения в порядке, утвержденном постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 № 170 (в редакции постановлений Администрации города Костромы от 24.03.2015 № 617, от 30.11.2015 № 3537, от 01.03.2016 № 434, от 07.10.2016 № 2872, от 18.08.2017 № 2318), с учетом начислений за коммунальные услуги в базовом периоде предыдущего собственника квартиры; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы произвести ФИО1 по жилому помещению, расположенному по адресу: ..., с 31.05.2018 перерасчет размера мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения в порядке, утвержденном постановлением администрации города Костромы от 02.02.2015 №170 (в редакции постановлений Администрации города. Костромы от 24.03.2015 № 617, от 30.11.2015 № 3537, от 01.03.2016 № 434, от 07.10.2016 № 2872, от 18.08.2017 № 2318), а именно с учетом начислений за коммунальные услуги в базовом периоде предыдущего собственника квартиры.

В процессе рассмотрения дела в качестве третьих лиц привлечены ООО «УК ЖКХ № 2» и ПАО «ТГК-2».

Представитель истца - помощник прокурора г.Костромы Соколова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Отметила, что по сравнению с другими жильцами дома, плата за отопление ей начисляется большем, чем остальным собственникам, размере.

В судебном заседании представитель ответчика Управления ЖКХ Администрации города Костромы ФИО2 не согласилась с исковыми требованиями, представила письменные возражения на иск, которые поддержала. Как следует из возражений, постановлением Администрации города Костромы от 6 июня 2018 года № 1163 пункт 1.3. Порядка был дополнен абзацем следующего содержания: «При приобретении права на жилое помещение в текущем году (при отсутствии начислений в базовом периоде) частичная оплата не предоставляется». Положения данного абзаца вступили в силу с 8 июня 2018 года. Приведенная норма утратила силу 16 августа 2019 года. В 2018 году данный абзац применялся к жителям города Костромы, которые приобрели право на жилое помещение в 2018 году, в период с 1 января по dd/mm/yy - к жителям, которые приобрели право на жилое помещение в 2019 году. Таким образом, ФИО1 с 8 июня 2018 года по 31 декабря 2018 года подпадала под определение «при приобретение права на жилое помещение в текущем году», поскольку право собственности на жилое помещение возникло у последней 31 мая 2018 года, не смотря на то, что это право возникло у нее до вступления в силу вышеуказанного абзаца пункта 1.3. Порядка. При расчете МСП за период с 1 января по 30 июня 2019 года базовым периодом являлся декабрь 2018 года. За данный период ФИО1 МСП не предоставлялись в связи с тем, что рост платы за коммунальные услуги в каждом из месяцев 1 полугодия 2018 года в сравнении с базовым периодом (декабрем 2018 года) при сопоставимых условиях не превышал предельного (максимального) индекса роста платы в размере 1,7 %, установленного для города Костромы постановлением губернатора Костромской области от 10.12.2018 № 259 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Костромской области на 2019- 2023 годы». Жители других квартир многоквартирного ... МСП в период с 1 января по 30 июня 2018 года получали, поскольку у последних рост платы за коммунальные услуги превышал предельный (максимальный) индекс роста платы в размере 1,7 %. Разница в начислении МСП по жилому помещению № 6 с другими жилыми помещениями многоквартирного ... обусловлена отсутствием МСП по жилому помещению № 6 в базовом периоде (декабре 2018 года) в связи с подпаданием в 2018 году под действие вышеуказанного абзаца пункта 1.3 Порядка. В связи с увеличением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20 %, в Порядок были внесены изменения, в соответствии с которыми базовым периодом для расчета МСП с 1 июля по 31 декабря 2019 года являлся январь 2019 года. В октябре 2019 года у ФИО1 впервые рост платы за коммунальные услуги превысил предельный (максимальный) индекс роста платы за коммунальные услуги в размере 2 %, в связи с чем ей были предоставлены МСП в размере 328,43 руб. в платежном документе за ноябрь 2019 года. Разница в размере МСП по жилому помещению № 6 и другим жилым помещениям многоквартирного ... обусловлена отсутствием МСП по жилому помещению № 6 в базовом периоде (январе 2019 года) в связи с отсутствием роста платы за коммунальные услуги выше предельного (максимального) индекса роста платы. На основании вышеизложенного, ФИО1 в период с июня 2018 года по июнь 2021 года МСП предоставлялись в соответствии с действующим законодательством, о чем ФИО1 неоднократно уведомлялась Управлением в ответах на обращения от 14 февраля 2020 года № УЖКХ-01-20/20, от 14 июля 2020 года № УЖКХ-01 -408/20.

Третьи лица – представители ООО «УК ЖКХ № 2» и ПАО «ТГК-2» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что между ФИО1 и К заключен договор купли-продажи от 23.05.2018, в соответствии с которым ФИО1 приобретает в собственность жилое помещение (двухкомнатную квартиру), расположенную по адресу: ..., общей площадью 36 кв.м., расположенное на втором этаже жилого дома, кадастровый . По передаточному акту жилое помещение 23 мая 2018 года передано от продавца к покупателю.

В Управлении Росреестра по Костромской области право собственности ФИО1 зарегистрировано 31.05.2018, что следует из выписки УФРС по КО.

По указанному адресу с 25.07.2018 года зарегистрированы О и ФИО1, что следует из поквартирной карточки на жилое помещение.

В связи с тем, что собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ФИО1 за услугу отопление жилого помещения, не были рассчитаны меры социальной поддержки, она обратилась с жалобой, поступившей в прокуратуру города Костромы, в которой она просила разобраться по вопросу предоставления ей мер социальной поддержки.

В соответствии с пп.12 ч.1 ст. 13 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, утвержденного решением Думы города Костромы от 25.10.2018 N 175, Управление в случаях, предусмотренных решением о бюджете города Костромы, обеспечивает предоставление субсидий, мер социальной поддержки в установленном постановлением Администрации порядке.

Порядок предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы, утвержден постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 N 170 «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы, и порядка предоставления субсидий из бюджета города Костромы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - исполнителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению либо реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы» (далее Порядок).

Настоящий Порядок определяет механизм предоставления жителям города Костромы меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения (далее - частичная оплата) (п.1.1. Порядка в редакции от 18.08.2017 № 2318).

Частичная оплата предоставляется жителю города Костромы, обязанному вносить плату за коммунальные услуги, в случае если увеличение размера платы за коммунальные услуги в расчетном месяце текущего года по сравнению с размером платы за коммунальные услуги в базовом периоде при сопоставимых условиях превышает установленный для города Костромы постановлением губернатора Костромской области предельный (максимальный) индекс (п.1.2. Порядка в редакции от 18.08.2017 № 2318).

Пунктом 1.3. Порядка (в редакции от 18.08.2017 № 2318) предусмотрено, что базовый период - декабрь предыдущего календарного года, за который сравнивается размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце расчетного периода, начиная с 1 января 2015 года.

Совокупный размер платы за коммунальные услуги для целей настоящего Порядка включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение) (п.1.4. Порядка в редакции от 18.08.2017 № 2318).

Постановлением Администрации города Костромы от 06.06.2018 N 1163 пункт 1.3 указанного Порядка был дополнен абзацем вторым следующего содержания: «При приобретении права на жилое помещение в текущем году (при отсутствии начислений в базовом периоде) частичная оплата не предоставляется.»

Указанное постановление №1163 вступило в силу со дня официального опубликования (08 июня 2018 года).

Постановлением Администрации города Костромы от 14.08.2019 N 1482 абзац второй пункта 1.3 Порядка признан утратившим силу с 16.08.2019 года, при этом Порядок дополнен пунктом 9 следующего содержания: "9. Установить, что при расчете мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы за период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года, базовым периодом является январь 2019 года.".

Исковые требования стороны истца основаны на том, что при расчете мер социальной поддержки при начислении ФИО1 коммунальных услуг неправомерно не были применены начисления за коммунальные услуги в базовом периоде предыдущего собственника квартиры. При этом сам порядок расчета истцом не оспаривается.

Как установлено, по жилому помещению ... возможность применения мер социальной поддержки предусмотрена при предоставлении услуги «отопление».

Как видно из дела, истцу ФИО1 меры социальной поддержки по указанному выше жилому помещению за период с мая 2018 года по октябрь 2019 года по услуге «отопление» не предоставлялись. Далее меры социальной поддержки ФИО1 были предоставлены в период с ноября 2019 г. по май 2019 г., с октября 2020 г. по май 2021 г., с июля 2021 г. по октябрь 2021 г.

Неначисление мер социальной поддержки в указанной период связано с тем, что при их подсчете базовый период (декабрь 2017 года), который сравнивался с размером вносимой С платы за коммунальную услугу в каждом месяце расчетного периода (октябрь 2018 –май 2019) считался равным нулю.

Из объяснений консультанта отдела бюджетного учета и отчетности Управления ЖКХ администрации города Костромы ФИО3, имеющихся в деле, следует, что до внесения изменений постановлением Администрации города Костромы от 06.06.2018 года № 1163 расчет МСП производился по всему жилому фонду без привязки к конкретному собственнику жилого помещения. С принятием постановления МСП не предоставлялись гражданам, приобретшим в период с 01.01.2018 года по 15.08.2019 года жилые помещения в связи с тем, что у новых собственников отсутствовали начисления в базовом периоде (декабрь предыдущего календарного года), следовательно, не могло быть роста платы за ЖКУ свыше индекса. После отмены указанного положения постановлением Администрации города Костромы от 14.08.2019 г. № 1482 расчет МСП снова стал производиться с учетом базового периода предыдущего собственника.

В судебном заседании опрошенная в качестве специалиста начальник отдела по предоставлению мер социальной поддержки МКУ г.Костромы «СМЗ по ЖКХ» ФИО4 пояснила, что их отдел занимается начислением мер социальной поддержки. Сама по себе мера представляет собой разницу между затраченными средствами человеком в декабре предыдущего года и оплату в текущем периоде в сопоставимых условиях. И уже в январе плата начисляется по сравнению с базовым периодом, то есть плата за каждый следующий месяц сравнивается с декабрем предыдущего года в сопоставимых условиях, размер платы по данной услуге не должен превышать размер платы базового периода. Когда вышло постановление от 06.06.2018, оно касалось именно тех, кто приобрел право на жильё в текущем году, в связи с чем базовый период отсутствовал. Изменения в постановление касаются не сделки, а относятся к базовому периоду. ФИО1 не владела квартирой в декабре 2017 года, не несла никаких затрат, теперь у нее возникли затраты, сравнивать не с чем, у нее роста никакого не произошло. Само постановление основано на том, чтобы сгладить рост платы. Чтобы человек на себе не почувствовал разницу роста. Даже если бы ФИО1 приобрела квартиру, например в феврале 2018 года, то МСП ей предоставлялись до вступления в силу постановления от 06.06.2018 года, а с 08 июня начался расчет без учета базового периода. У нее право на МСП возникло в октябре при начале отопительного периода. Начисления они производили согласно постановлению, на тот момент действовала редакция от 06.06.2018 г., по которой не брался базовый период прежнего собственника. После отмены этого пункта они опять стали начислять МСП с учетом базового периода предыдущего собственника. ФИО1 МСП не были предоставлены один отопительный сезон в период действия постановления. При новом отопительном сезоне МСП рассчитывали, используя декабрь 2019 года. В январе были изменения о том, что базовым периодом в 2019 году считается январь 2019 года, то есть сравнивали январь 2019 года с любым текущим периодом, в котором производилось начисление. В январе 2019 года у истца мер социальной поддержки не было. МСП ей будут предоставляться, но в таком размере, как было раньше, уже не будет, так как расчетный период 2017 года утрачен.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходит из следующего. По жилому помещению ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки имеется при предоставлении услуги «отопление». После приобретения права собственности на жилое помещение по договору купли – продажи от 23.05.2018 г., зарегистрированного в ЕГРН 31.05.2018, указанная коммунальная услуга предоставлялась истцу с началом отопительного периода - октября 2018 года. При этом плата за услугу начислялась без предоставления меры социальной поддержки, что суд находит обоснованным, поскольку при возникновении правоотношений по предоставлению ФИО1 данной услуги и начислению за нее платы действовал Порядок, утвержденный постановлением Администрации города Костромы от 02.02.2015 №170 в редакции постановления Администрации города Костромы от 06.06.2018 года № 1163, в соответствии с которым частичная оплата услуги не предоставляется при приобретении права на жилое помещение в текущем году (при отсутствии начислений в базовом периоде). В связи с тем, что истцом ФИО1 квартира была приобретена в 2018 году, в соответствии с указанной редакцией Порядка при расчете меры социальной поддержки базовый период прежнего собственника К не учитывался, тем самым был равен нулю, что исключает предоставление мер социальной поддержки, предоставляемые при увеличении размера платы за коммунальные услуги в расчетном месяце текущего года по сравнению с размером платы за коммунальные услуги в базовом периоде при сопоставимых условиях (при превышении предельного (максимального) индекса. С учетом этого меры социальной поддержки начислены не были с мая 2018 года по октябрь 2019 года. Даже при регистрации ФИО1 права собственности на жилое помещение до вступления в силу постановления от 06.06.2018 № 1163, суд считает при расчете мер социальной поддержки подлежащей применению именно редакцию Порядка, действующую в тот расчетный период, в котором возникло право на получение меры социальной поддержки при начислении коммунальной услуги, а не в момент приобретения права собственности на жилое помещение.

Следует также отметить, что услуга «горячее водоснабжение», право на получение МСП по которой просит признать сторона истца и обязать произвести перерасчет, в рассматриваемый период ФИО1 не предоставлялась, начисления по услуге отсутствовали.

Кроме того, оснований для перерасчета размера мер социальной поддержки с 31.05.2018 по дату вступления в действие редакции постановления Администрации города Костромы от 06.06.2018 №1163 (08.06.2018 г.) также не имеется, поскольку в данный период услуги, по которым возможно применение мер социальной поддержки, ФИО1 не предоставлялись.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы в интересах ФИО1 о признании за ней права на получение мер социальной поддержки в виде частичной оплаты стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения и перерасчете с 31.05.2018 года размера мер социальной поддержки за указанные услуги, с учетом начислений за коммунальные услуги в базовом периоде предыдущего собственника квартиры, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Костромы в интересах ФИО1 к Управлению ЖКХ Администрации города Костромы о признании право на получение мер социальной поддержки и обязании произвести перерасчет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Суслова Е.А.

Мотивированное решение изготовлено 12 января 2022 года

КОПИЯ ВЕРНА: судья Суслова Е.А