Дело № 2- 638/2021
УИД№44RS0005-01-2021-001663-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года
Буйский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего судьи Серовой Н.И.,
при секретаре Лебедевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Костромской области о признании незаконным в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в с страховой стаж в льготном исчислении, об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Буе (межрайонное) о признании незаконным в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о включении периодов работы в с страховой стаж в льготном исчислении, об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию, взыскании судебных расходов, мотивируя требования тем, что 20.07.2021 года она обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Буе (далее ГУ УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, при этом ответчику предоставила все необходимые документы для назначения досрочной страховой трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ № от 27.07.2021 года в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отказано. Отказ в назначении пенсии мотивирован отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в специальный стаж ответчиком не включен период работ с ФИО9 по ФИО9- специализация в период работы в Контеевском фельдшерском пункте Буйской ЦРБ-5 дней, в том числе в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца. Не применен к периодам работы льготный порядок исчисления 1 год как 1 год 3 месяца с ФИО9 по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года- периоды работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом- фельдшером в Контеевском фельдшерском пункте в Буйской ЦРБ– отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Полагает, что указанные периоды необоснованно не включены в специальный стаж в льготном исчислении.
На основании изложенного истец просит Буйский районный суд Костромской области обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда в г. Буе (межрайонное), признать отказ ГУ- Управление Пенсионного фонда России в г. Буе Костромской области (межрайонное) в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным в части отказа во включении периодов, в том числе льготном исчислении с ФИО9 года по ФИО9 года, в части отказа применения к периодам с ФИО9 по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года льготного исчисления, обязать ответчика включить в страховой стаж работы, в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца период работы: с ФИО9 года по ФИО9 года – специализация в Контеевском фельдшерском пункте Буйской ЦРБ и считать данный период установленным на день возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости на ФИО9 года, обязать ответчика применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год 3 месяца к периодам работы в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в льготном исчислении с ФИО9 по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года- периоды работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом- фельдшером в Контеевском фельдшерском пункте в Буйской ЦРБ, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом переходного периода (перенос права) с 22.07.2021 года, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по госпошлине в сумме 300 рублей, а также расходы за оказание юридической помощи в сумме 1500 рублей.
Протокольным определением суда произведена замена ответчика в связи с правопреемством с ГУ- Управление Пенсионного фонда в г. Буе (межрайонное) на Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области.
В судебном заседании истица ФИО2 на требованиях настаивала, пояснения дала в соответствии с материалами дела, дополнительно пояснила, что с ФИО9 года по ФИО9 года она находилась на специализации. Специализация- это учеба, связанная с её профессиональной деятельностью по охране здоровья населения. По периодам нахождения в декретном отпуске до 1,5 лет, пояснила, что данные периоды имели место быть до октября 1992 года, следовательно, согласно действующего законодательства, а именно, постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 02.11.1989 года № 375/24-11, действовавший в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, время по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Представитель ГУ- отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области ФИО3 иск не признала по основаниям, указанным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требовании истицы.
Как установлено судом ФИО1 20.07.2021 года полагая о наличии необходимого медицинского стажа работы, обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии по старости досрочно, согласно подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ответчика 27 июля 2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015 г.), трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п. 1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее в тексте Постановление от 29.10.2002 N 781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее в тексте Постановление от 22.09.1999 N 1066);
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее в тексте Постановление от 06.09.1991 N 464);
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее в тексте Постановление от 17.12.1959 N 1397);
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что истец находилась согласно приказу №п.2 от 07.03.1989 года в Буйской ЦРБ на специализации с ФИО9 года по ФИО9 года с сохранением заработной платы. (л.д. 52).
Суд приходит к выводу, о том, что истец находилась на специализации (учебе) в период ее работы в должности заведующей Контеевского фельдшерского пункта, работа в которых согласно вышеперечисленным спискам по, Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения по Постановлению N 781, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении.
Исходя из приведенных норм, периоды специализации (учебы) являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи, с чем этот спорный период подлежит включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на специализации (учебе) приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на неё, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, специализаций, учеб, которые являются для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи период нахождения истца на специализации с ФИО9 по ФИО9, подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении и суд приходит к выводу считать его установленным на 21.01.2020 года.
С ФИО9 года по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года согласно приказам (л.д. 24-25) ФИО1 находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1 года и до 1,5 лет. Данные отпуска по уходу за ребенком включены в льготный стаж истца в календарном исчислении.
Так согласно пункту 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-11, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставленные указанные отпуска". Данная правовая позиция нашла свое отражение и в Определении Верховного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 49-В09-14.
Суд приходит к выводу о применении к спорным периодам отпусков по уходу за детьми с ФИО9 года по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года – льготного исчисления специального стажа, поскольку спорный период должен учитываться в том же порядке, как работа.
Таким образом, право ФИО1 на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года « О страховых пенсиях» и с учетом применения положений части 1.1 ст.30, с учетом включения судом спорных периодов возникает с 22.07.2021 года, соответственно, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии с 22.07.2021 года подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истицы понесенные ею судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., а также расходы, связанные с оказанием юридической помощи в сумме 1200 рублей, с учетом требований разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать отказ ГУ- Управление Пенсионного фонда России в г. Буе Костромской области (межрайонное) в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения незаконным в части отказа во включении периодов в том числе льготном исчислении с ФИО9 года по ФИО9 года, в части отказа применения к периодам с ФИО9 по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года льготного исчисления.
Обязать ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области включить в страховой стаж работы ФИО1 в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца период работы: с ФИО9 года по ФИО9 года – специализация в Контеевском фельдшерском пункте Буйской ЦРБ и считать данный период установленным на день возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости на 21.01.2020 года.
Обязать ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год 3 месяца к периодам работы ФИО1 в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в льготном исчислении с ФИО9 по ФИО9 года, с ФИО9 года по ФИО9 года- периоды работы в качестве заведующей фельдшерским пунктом- фельдшером в Контеевском фельдшерском пункте в Буйской ЦРБ.
Обязать ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с учетом переходного периода (перенос права) с 22.07.2021 года.
Взыскать с ГУ –Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области в пользу ФИО1 расходы по госпошлине в сумме 300 (триста) рублей, а также расходы за оказание юридической помощи в сумме 1200 (одна тысяча двести) рублей, а всего в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот ) рублей.
В удовлетворений требований ФИО1 в большем объеме отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области.
Судья: Серова Н.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10. 2021 года.