Дело № 2а-436/2022
УИД№44RS0005-01-2022-000680-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2022 года г. Буй Костромская область
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Серовой Н.И.,
при секретаре Ясневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Буйского межрайонного прокурора Костромской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Буйский межрайонный прокурор Костромской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что Буйской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора мероприятий за соблюдением законодательства об образовании осуществлялся мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлены интернет-страницы сайтов по адресам: <данные изъяты> содержащие информацию для неопределенного круга лиц в виде видеороликов, содержащих призыв к распространению среди подростков идеологии криминальной субкультуры «(наименование)», пропагандирующей культ тюремных понятий, силы, воровства и неповиновения сотрудникам правоохранительных органов.
Посещение указанных Интернет-страниц свободно для всех без исключения граждан, в том числе несовершеннолетних, Интернет – страницы не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, контент свободен для изучения без предварительной регистрации и использования паролей. Информации распространяется бесплатно, срок ее пользования не ограничен.
Статьей 158 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, статьями 317-319 УК РФ- за посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, за применение насилия в отношении представителя власти, оскорбление представителя власти, статьями 150,151 УК РФ – за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественной деятельности.
Статьей 7.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за мелкое хищение, статьей 13.36 КоАП РФ – за нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, статьей 19.3 КоАП РФ – за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, статьей 20.1 КоАП РФ – за мелкое хулиганство.
Предоставление доступа к информации с использование информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность в указанной сфере фактически является распространение запрещенной информации.
Данные Интернет-страницы содержат указание на совершение действий, предоставляющих угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, разжигают интерес к противоправному поведению, героизируют совершений преступлений и правонарушений, при этом, имеют значительное число просмотров, а также одобряющих комментариев.
Свободное распространение в сети «Интернет» подобной информации способно возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных и антиобщественных деяний, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц.
Таким образом, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация, по мнению прокурора, должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть закрыты.
На основании изложенного, прокурор, просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Лисин Н.А. требования, изложенные в иске, поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (Управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора Лисина Н.А., поддержавшего требования по заявленным в иске доводам, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ №149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 02.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019), на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5).
В силу ч.1 ст.9 ст.10 вышеназванного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6).
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Буйской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора мероприятий за соблюдением законодательства об образовании осуществлялся мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлены интернет-страницы сайтов по адресам: <данные изъяты>;, содержащие информацию для неопределенного круга лиц в виде видеороликов, содержащих призыв к распространению среди подростков идеологии криминальной субкультуры «(наименование)», пропагандирующей культ тюремных понятий, силы, воровства и неповиновения сотрудникам правоохранительных органов.
Статьей 158 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за кражу, статьями 317-319 УК РФ- за посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, за применение насилия в отношении представителя власти, оскорбление представителя власти, статьями 150,151 УК РФ – за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественной деятельности.
Статьей 7.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за мелкое хищение, статьей 13.36 КоАП РФ – за нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, статьей 19.3 КоАП РФ – за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, статьей 20.1 КоАП РФ – за мелкое хулиганство.
Предоставление доступа к информации с использование информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность в указанной сфере фактически является распространение запрещенной информации.
Данные Интернет-страницы содержат указание на совершение действий, предоставляющих угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, разжигают интерес к противоправному поведению, героизируют совершений преступлений и правонарушений, при этом, имеют значительное число просмотров, а также одобряющих комментариев.
Свободное распространение в сети «Интернет» подобной информации способно возбудить интерес несовершеннолетних к совершению противоправных и антиобщественных деяний, спровоцировать агрессию, сформировать ошибочное представление об их безнаказанности, побудить детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц.
Таким образом, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц
Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Учитывая установленные обстоятельства в их совокупности, суд считает необходимым признать информацию в виде видеороликов, содержащих призыв к распространению среди подростков идеологии криминальной субкультуры «(наименование)», пропагандирующей культ тюремных понятий, силы, воровства и неповиновения сотрудникам правоохранительных органов, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>;, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 265.1, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Заявление Буйского межрайонного прокурора Костромской области о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию в виде видеороликов, содержащих призыв к распространению среди подростков идеологии криминальной субкультуры «(наименование)», пропагандирующей культ тюремных понятий, силы, воровства и неповиновения сотрудникам правоохранительных органов, размещённую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>; информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Направить копию решения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для внесения информации об интернет-сайте <данные изъяты>; в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области.
Судья: Н.И. Серова