Дело № 2-670/2023г.
УИД №44RS0005-01-2023-000720-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Серовой Н.И.
при секретаре судебного заседания Соловьевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации городского округа город Буй Костромской области об обязании провести аттестацию работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, разработать Декларацию безопасности гидротехнических сооружений, разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории городского округа город Буй,
установил:
Буйский межрайонный прокурор, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в Буйский районный суд Костромской области с иском к администрации городского округа город Буй Костромской области об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить прохождение руководителем организации и должностными лицами, на которых возложены функции эксплуатационного контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Декларацию безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу, разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории городского округа город Буй.
В заявлении указано, что Буйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией городского округа город Буй требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131 к вопросам местного значения городского округа относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, подпункта «а» п.2 Положения, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365, руководители организации и должностные лица, на которых возложены функции эксплуатационного контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений не прошли аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ № 117, пунктов 2,7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 не разработана и не утверждена Декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, пунктов 2,3 Требований, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 462 не разработаны Правила эксплуатации ГТС, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, пункта 4.1 ГОСТ Р 59873-2021 не разработаны критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В связи с выявленными нарушениями главе администрации г.о.г. Буй 10.04.2023 внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией приняты меры по устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени требования действующего законодательства в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не исполнены, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании заместитель Буйского межрайонного прокурора Соловьева С.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика администрации городского округа город Буй Костромской области Торопов Н.Н. с требованиями согласен. Пояснил, что требования не исполнены до настоящего времени, так как проведение специальных мероприятий может проводить только специализированная организация. В администрацию области отправлена заявка на выделение денежных средств. Работы выполняться будут в течение нескольких месяцев. По аттестации, организацией эксплуатирующей дамбы и другие гидротехнические сооружения, подана заявка в Ростехнадзор о прохождении аттестации, она зарегистрирована, но тоже требуется время. В течении месяца-двух все решится.
Выслушав стороны, обозрев представленные материалы, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Так, в соответствии с п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131 к вопросам местного значения городского округа относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - ФЗ № 117), обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статьей 9 ФЗ № 117 определены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
В силу части 1 ст.9.1 ФЗ № 117, работники, в том числе руководители- организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 ФЗ №117 декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I. II, III или IV класса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.1 1.2020 № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений.
Пунктом 2 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений установлено, что Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Пунктом 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений определено, что Декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» утверждено Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.
Согласно подпункту «а» п.2 Положения аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных абзацами 3-6 ст.9.1 ФЗ № 117, проходят работники следующих категорий: руководители организаций (обособленныхподразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 462 утверждены Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
Пунктом 2 Требований №462 определено, что они применяются собственниками ГТС и (или) эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по эксплуатации ГТС.
В соответствии с пунктом 3 Требований № 462 собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и уточнение Правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию Правил эксплуатации ГТС.
Приказом Госстандарта от 24.11.2021 № 1569-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 59873-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Гидроэлектростанции. Методика определения критериев безопасности для декларируемых гидротехнических сооружений» (далее - ГОСТ Р 59873-2021).
Согласно п. 3.1.11 ГОСТ Р 59873-2021 критерии безопасности: предельные значения количественных и качественных диагностических показателей состояния гидротехнического сооружения, соответствующие допустимой вероятности аварии гидротехнического сооружения, утвержденные в установленном порядке федеральными органами, уполномоченными на осуществление федеральною государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Пунктом 4.1 определено, что разработка и своевременное уточнение критериев безопасности являются обязанностью собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, подпункта «а» п.2 Положения, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365, руководители организации и должностные лица, на которых возложены функции эксплуатационного контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений не прошли аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ № 117, пунктов 2,7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892 не разработана и не утверждена Декларация безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, пунктов 2, 3 Требований, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 462 не разработаны Правила эксплуатации ГТС, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В нарушение требований п. 8, 11 ч. 1 ст. 16 ФЗ № 131, ст.ст. 8, 9, 9.1 ФЗ № 117, пункта 4.1 ГОСТ Р 59873-2021 не разработаны критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г. Буй.
В связи с выявленными нарушениями, 10.04.2023 администрации г.о.г. Буй внесено представление.
По результатам рассмотрения представления, администрацией приняты меры по устранению выявленных нарушений, однако до настоящего времени требования действующего законодательства в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не исполнены.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить прохождение руководителем организации и должностными лицами, на которых возложены функции эксплуатационного контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Декларацию безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй. Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу, разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории городского округа город Буй.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Буйского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить прохождение руководителем организации и должностными лицами, на которых возложены функции эксплуатационного контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Декларацию безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу разработать Правила эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории г.о.г Буй.
Обязать администрацию городского округа город Буй Костромской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законною силу, разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории городского округа город Буй.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.И. Серова
Полный текст решения изготовлен 28.08.2023г.