ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440026-01-2021-000775-32 от 30.09.2021 Димитровского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 44RS0026-01-2021-000775-32

(№ 2-608/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«30» сентября 2021 г. г.Кострома

Димитровский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи С.А.Карелина,

при секретаре Н.В.Ронжиной,

с участием представителя истца С.Е.Морозовой, представителя ответчика Д.С.Шемякина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации к ОАО «Российские железные дороги» об освобождении от строений полосы отвода железной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», просил признать самовольной постройкой строения с условными № с адресными ориентирами <адрес>, расположенные в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:080701:2 и обязать ОАО «РЖД» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью под строениями -18 кв.м., №17 кв.м., №15 кв.м., -19 кв.м., -13 кв.м., -16 кв.м., -16 кв.м., -13 кв.м., -14 кв.м., -56 кв.м., -13 кв.м., -13 к.в.м, -31 кв.м, путем демонтажа находящихся на нем строений. Требования обосновал тем, что Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при использовании объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также распоряжении ими, в ходе которой установлены нарушения в указной сфере. В рамках проверки Костромской транспортной прокуратуры, проведенной с участием представителя службы НРИ и начальника станции Кострома Новая Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД», обследованы земельные участки, используемые ОАО «РЖД» для нужд железнодорожного транспорта и находящиеся в ведении Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером от <адрес> установлено наличие 26 незаконно возведенных строений (гаражи, баня, хозяйственные постройки), которым в ходе проверки присвоены условные номера с по , отраженные на схеме к акту осмотра от 30.09.2020. Земельный участок общей площадью 795060 кв.м. с кадастровым номером и адресными ориентирами: Костромская область, г. Кострома, Костромской городской кадастровый район участок , с разрешенным использованием земельного участка: для нужд железнодорожного транспорта, находится в собственности Российской Федерации. Согласно ответу на представление прокурора от 11.11.2020 №, действия дирекции ограничивались лишь проведением мероприятий, направленных на уведомление пользователей хозяйственных построек о необходимости их демонтажа путем размещения бумажных объявлений непосредственно на объектах, а также на близлежащих многоквартирных жилых домах. Фактически указанные в ответе действия были осуществлены 30.09.2020 в рамках проводимой прокуратурой проверки и обследовании земельных участков используемых ОАО «РЖД» с участием представителей службы НРИ и начальника станции Кострома Новая Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», о чем составлен акт осмотра территории. Иных мер, направленных на фактическое устранение нарушений до настоящего времени не предпринято. Проведенным прокуратурой 19.12.2020 выходом на <адрес>, в целях контроля фактического устранения нарушений, установлено, что по итогам проведенной 30.09.2020 проверки с выходом на объекты транспорта и разъяснения земельного законодательства гражданам, из 26 незаконно возведенных строений, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером от <адрес>, собственниками разобрано 2 строения (условные номера и ). В рамках организованной 19.12.2020 председателем ТОС «Дом родной» встречи с жителями многоквартирных домов <адрес> установлены собственники незаконно возведенных деревянных строений с присвоенным ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6. Строением после приобретения жилья в 2015 году временно пользовался Е.А.Смирнов, проживающий по адресу: <адрес>, в настоящее время данное строение им не используется. Владелец строения умер в 2019 году, строение не используется. Согласно объяснения председателя ТОС «Дом родной» значительное количество строений уже не имеют хозяев, заброшены, владельцы умерли либо переехали на другое место жительства.

Право собственности на строения с присвоенными № в установленном законом порядке не оформлялось. Площадь занимаемой незаконно возведенными строениями в границе полосы отвода железной дороги, согласно приложения к акту осмотра территории (объекта) от 30.09.2020, составляет -18 кв.м., -17 кв.м., -16 кв.м., -15 кв.м, –20 кв.м., -19 кв.м., -19 кв.м., -12 кв.м., -13 кв.м., -16 кв.м., -16 кв.м., -13 кв.м., кв.м., кв.м., кв.м., кв.м., кв.м. По исками Костромского транспортного прокурора решениями Димитровского районного суда г. Костромы от 09.02.2021, от 12.02.2021 на собственников строения ФИО5, ФИО4., ФИО6 возложена обязанность освобождения части земельного участка в полосе отвода железной дороги от находящихся на нем строений путем демонтажа, а в случае неисполнения – предоставить такое право ОАО «РЖД». Размещение в полосе отвода железной дороги сооружений, конструкций, объектов капитального и некапитального строительства, с нарушением установленного порядка предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, нарушает законные интересы Российской Федерации, являющейся учредителем ОАО «Российской железной дороги», а также негативно влияет на безопасность движения железнодорожного транспорта. Объекты находятся в лесном массиве, не используются, представляют собой ветхие, полуразрушенные строения, вблизи которых установлено наличие порубочных остатков, иных горючих отходов и материалов, имеются многочисленные следы разведения открытого огня, что создает непосредственную угрозу причинения ущерба лесному фонду в результате возникновения пожара, вреда жизни и здоровью граждан, как жителей близ расположенных домов, так и пассажиров поездов природного и дальнего сообщения.

Уточнив исковые требования, истец просил признать самовольной постройкой строения № с адресными ориентирами <адрес>, расположенными в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером и обязать ОАО «Российские железные дороги» в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью - 18 кв.м., - 17 кв.м., - 19 кв.м., - 13 кв.м, - 16 кв.м., -16 кв.м, -13 кв.м, - 56 кв.м, -13 кв.м, - 31 кв.м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером путем демонтажа находящихся на нем деревянных строений № сноса блочного строения .

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены В.Н.Андреева, как лицо, использующее строение , о сносе которого прокурором заявлены требования в первоначальном иске, а также Е.А.Смирнов, о котором имелись сведения об использовании строения .

В судебном заседании участвующий в деле прокурор С.Е.Морозова уточненные исковые требования поддержала. Пояснила, что строения находятся в 8-9 метрах от железнодорожного полотна, ввиду разрушенности и горючести представляют реальную опасность для движения железнодорожного транспорта и людей. Строение разрушено полностью, имеются лишь его остатки.

Представитель ответчика по доверенности Д.С.Шемякин иск не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве. Из возражений следует, что самовольные постройки были возведены неустановленными лицами в границах полосы отвода без получения соответствующего разрешения на строительство, в связи с чем, были нарушены законные интересы владельца полосы отвода ОАО «РЖД» по обеспечению безопасно функционирования объектов железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД», пользуясь земельным участком на законном основании, своими действиями не нарушает законные интересы третьих лиц и не желает наступления неблагоприятных последствий. Несение ОАО «РЖД» расходов по демонтажу построек противоречит принципам разумности и справедливости. Срок сноса построек в течении трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ОАО «РЖД» считает нереальным, поскольку вероятнее всего, истечение срока придется на зимний период времени, а ввиду неблагоприятных погодных условий исполнение решения будет затруднительным. Кроме того, ОАО «РЖД» является государственной компанией, и все расходы имеют целевое назначение, планируются заранее.

Третье лицо МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в суд представителя не направило. Третьи лица В.Н.Андреева, Е.А.Смирнов в судебное заседание не прибыли при надлежащем извещении.

Выслушав представителей сторон, допросив свидетелей, произведя осмотр объектов на местности и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положения статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусматривают, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 3 (1) Постановления Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" земельные участки (их части) полосы отвода железных дорог, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут использоваться в соответствии с законодательством РФ для сельскохозяйственного производства, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Пунктом 4 названного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно пункту 5 Постановления, размещение объектов капитального строительства в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

В силу пункта 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны, в том числе соблюдать установленный порядок использования полосы отвода.

Пунктом 12 названного Положения предусмотрено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче-смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

При этом в пункте 16 названного Положения закреплено, что временными пользователями в пределах полосы отвода не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения.

Согласно пункту 18 данного Положения, в отношении возведенных с нарушением требований настоящего Положения в полосе отвода зданий и сооружений, а также временных пользователей, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В качестве способа защиты нарушенного права статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 частью 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из информации, представленной МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 17.09.2020 , согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписка от 06.09.2018 №), реестра федерального имущества в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 795060 кв.м, категории земель –земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для нужд железнодорожного транспорта, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись о регистрации от 24.05.2004). В соответствии с договором аренды от 09.12.2004 земельный участок передан в пользование ОАО «Российские железные дороги» в лице Ярославского отделения Северной железной дороги, для использования «для нужд железнодорожного транспорта».

Согласно распоряжению ТУ Росимущества по Костромской области от 09.12.2004 , ТУ Росимущества по Костромской области предоставило ОАО «Российские железные дороги» на правах аренды земельный участок общей площадью 795060 кв.м., расположенный по адресу: Костромская область, Костромской городской кадастровый район, участок , с кадастровым номером полоса отвода СЖД, сроком на пять лет.

Согласно акту приема-передачи земельного участка от 01.01.2005 ТУ Росимущества по Костромской области в лице заместителя руководителя ФИО9 передало, а ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Ярославского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО10 приняло земельный участок площадью 795060 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка , категория земель – земли поселений, целевое назначение участка: для нужд железнодорожного транспорта.

В соответствии с условиями договора аренды ОАО «РЖД» имеет право сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам с письменного согласия арендодателя (пункт 4.3.3 договора). Кроме того, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (пункты 4.4.3, 4.4.8 договора).

Из дополнительного соглашения о внесении изменения в договор аренды земли от 09.12.2004 от 14.03.2007 № следует, что договор заключен сроком по 31.12.2054.

Согласно п.2 дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 09.12.2004 от 11.04.2017 следует, что условия договора применяются к отношениям арендодателя и арендатора с 01.01.2005. Если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Как видно из фотоматериалов, характеристик сооружений, размещенных в полосе отвода железной дороги в районе <адрес>, установленных, в том числе путем осмотра объектов судом с участием специалиста в области строительства, на указанном участке размещено десять строений, из них девять временного характера, без фундамента и прочной связи с землей, один () с фундаментом, из строительных блоков.

В ходе прокурорской проверки, а также мероприятий, проводимых работниками ОАО «РЖД», по установлению лиц, построивших данные сооружения, таковых установить не удалось. В ходе осмотра, произведенного судом в выездном заседании, установлено, что сооружения, в основном, носят временный характер, представляют из себя ветхие и полуразрушенные строения.

Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из шпал, обит тонколистовым оцинкованным железом, кровля двускатная с малым уклоном (шиферная). Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской, кровля двускатная (шиферная). Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект -снесен, необходимо утилизировать остатки строения. Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской и кровельным железом, кровля односкатная (рубероид). Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской, кровля односкатная (шифер). Снос вооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской, кровля односкатная (рубероид). Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект - некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из шлакоблоков на мелко заглубленном фундаменте, кровля двускатная с малым уклоном (шиферная). Снос сооружения возможен ручным способом, метом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект – некапитальное строение (сарай) в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской и кровельным железом, кровля двускатная обита кровельным железом. Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией. Объект – некапитальное строение (сарай), в ходе визуального осмотра установлено, что объект выполнен из каркаса обитого необрезной доской, кровля односкатная (рубероид). Снос сооружения возможен ручным способом, методом поэлементного разбора, с последующей утилизацией.

Судом также в ходе осмотра установлено, подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, что строения под условными номерами 49 и 50 также являются временными сооружениями, сараями из каркаса, обитого необрезной доской, кровли односкатные из шифера.

Ранее судом уже принимались судебные постановления в отношении временных строений, расположенных на данном земельном участке, при установлении лиц, их построивших и эксплуатирующих.

Так, решением Димитровского районного суда г. Костромы от 09.02.2021 постановлено признать самовольной постройкой строение с адресными ориентирами <адрес>, расположенного в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером и обязать ФИО5 в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью 19 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером путем демонтажа находящегося на нем строения с адресными ориентирами <адрес>, в случае неисполнения решения суда ФИО5 по истечении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» вправе осуществить демонтаж строения с адресными ориентирами <адрес>, занимающего часть земельного участка площадью 19 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером

Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 12.02.2021 постановлено признать самовольной постройкой строение с адресными ориентирами <адрес>, расположенное в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером обязать ФИО6 в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью 12 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером путем демонтажа находящегося на нем строения с адресными ориентирами <адрес>, в случае неисполнения решения суда ФИО6 по истечении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» вправе осуществить демонтаж строения с адресными ориентирами <адрес>, занимающего часть земельного участка площадью 12 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером

Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 12.02.2021 постановлено признать самовольной постройкой строение с адресными ориентирами <адрес>, расположенное в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером , обязать ФИО4 в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью 20 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером путем демонтажа находящегося на нем строения с адресными ориентирами <адрес>, в случае неисполнения решения суда ФИО4 по истечении девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» вправе осуществить демонтаж строения с адресными ориентирами <адрес>, занимающего часть земельного участка площадью 20 кв. м в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером

Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 01.04.2021 постановлено признать самовольной постройкой строение с адресными ориентирами <адрес>, расположенное в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером возложить на ФИО3 обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка площадью 16 кв.м. в полосе отвода железной дороги, в границах земельного участка с кадастровым номером , путем демонтажа находящегося на нем строения с адресными ориентирами <адрес>; а в случае неисполнения - предоставить такое право ОАО «РЖД».

Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1, являвшаяся председателем ТОС, осуществляющего свою деятельность в районе земельного участка в полосе отвода, показала, что в 2020 году проводилось общее собрание жителей многоквартирных домов по вопросу принадлежности выстроенных строений, относительно тех, что указаны прокурором, сведений получено не было. Она не видела, чтобы кто-то пользовался этими строениями.

Как видно из материалов дела, имелись сведения об использовании одного из строений () Е.А.Смирновым. Согласно объяснению Е.А.Смирнова, которое он давал заместителю Костромского транспортного прокурора 26.05.2021, он с 2015 года проживает по адресу: <адрес>. После заселения в приобретенную квартиру в период зимы 2015-2016 г.г. он использовал сложенный из пеноблока заброшенный сарай, для хранения стройматериалов. Данный сарай ему не принадлежит, он его не приобретал. На момент использования сарай был заброшен. В ходе судебного разбирательства третье лицо ФИО14 в телефонограммах также сообщал о том, что сарай не строил и он им в настоящее время не пользуется.

Согласно справки ОГБУЗ «Костромаоблкадастр Областное БТИ» от 26.05.2021 № , в документах, находящихся у них на хранении, технические паспорта на служебные строения (гаражи, баню, хозяйственные постройки и т.д.), расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес> не обнаружены, поэтому предоставить информацию о собственниках не представляется возможным.

Из сведений, предоставленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области от 27.05.2021 следует, что в базе данных ЕГРН отсутствует информация о запрашиваемых строениях, расположенных в полосе отвода железной дороги в границах земельного участка с кадастровым номером

Учитывая изложенное, для устранения нарушений прав собственника земельного участка – Российской Федерации, суд полагает возможным удовлетворить иск прокурора с обязанием ответчика - ОАО «Российские железные дороги» принять меры по освобождению земельного участка в полосе отвода железной дороги от временных строений, самовольно установленных и возведенных неизвестными лицами, поскольку иное решение может привести к серьезным негативным последствиям в виде повреждения имущества железнодорожного транспорта, вреда здоровью и жизни людей.

Возражения ответчика, основанные на том, что демонтаж и снос строений должны осуществлять лица, их построившие, суд не принимает, поскольку таковые лица не установлены, а фактическое захламление полосы отвода и занятие земельного участка временными сооружениями произошло при попустительстве арендатора, в обязанности которого входит недопущение другими лицами действий по незаконному использованию земельного участка.

В силу п.2 ст.222 ГК РФ при отсутствии сведений о лице, осуществившем строительство самовольной постройки, снос её осуществляется лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование.

Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку. Таким образом, ОАО «РЖД» при установлении лица, построившего объект и заявившего о принадлежности ему строения, вправе взыскать с него убытки на демонтаж (снос).

Освобождение земельного участка от строений должно быть произведено путем их демонтажа, а в отношении объекта, прочного связанного с землей (строение ) – сноса.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ, если решение суда должно быть исполнено конкретным лицом, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая характер строений, нахождение их в непосредственной близости с автомобильной дорогой (<адрес>), суд полагает разумным трехмесячный срок, указанный истцом для исполнения решения суда.

При неблагоприятных погодных условиях, иных трудностях при исполнении решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения согласно ст.203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 206 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить часть земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером (в районе <адрес>, в полосе отвода железной дороги) от самовольно построенных строений: условный (сарай из шлакоблоков, на мелко заглубленном фундаменте, кровля двускатная шиферная, площадь занятого земельного участка 18 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской и кровельным железом, кровля двускатная, обитая кровельным железом, площадь занятого земельного участка 17 кв.м), условный (сарай из шпал, шиферная кровля, площадь занятого земельного участка 19 кв.м), условный (остатки строения на площади 13 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской и кровельным железом, кровля односкатная из рубероида, площадь занятого земельного участка 16 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской, кровля односкатная из шифера, площадь занятого земельного участка 16 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской, кровля односкатная из рубероида, площадь занятого земельного участка 16 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской, кровля односкатная из рубероида, площадь занятого земельного участка 56 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской, кровля односкатная из шифера, площадь занятого земельного участка 13 кв.м), условный (сарай из каркаса, обитого необрезной доской, кровля односкатная из шифера, площадь занятого земельного участка 31 кв.м), путем демонтажа деревянных строений без фундамента (№), сноса блочного строения .

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А.Карелин