ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440028-01-2019-000724-47 от 28.01.2019 Костромского районного суда (Костромская область)

Административное дело № 2а-724/2019

УИД № 44RS0028-01-2019-000724-47

Решение изготовлено 2 июля 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

27 июня 2019 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при секретаре судебного заседания Л.С.Самоловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Костромского района Костромской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Нурмагомедовой О.М. об освобождении от оплаты исполнительского сбора или об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис» Костромского района Костромской области (далее по тексту – МУП «Коммунсервис» Костромского района) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области О.М.Нурмагомедовой об освобождении от оплаты исполнительского сбора или об уменьшении размера исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области О.М.Нурмагомедовой от 10 апреля 2019 года в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района было возбуждено исполнительное производство №... о взыскании штрафа в сумме 5 000 рублей, на основании постановления Государственной жилищной инспекции в Костромской области от 20 декабря 2018 года №.... ... судебным приставом-исполнителем О.М.Нурмагомедовой было вынесено постановление о взыскании с МУП «Коммунсервис» Костромского района исполнительского сбора в сумме 10 000 рублей, которое принято к исполнению в рамках исполнительного производства №....

Административный истец отмечает, что основными видами деятельности МУП «Коммунсервис» Костромского района являются производство, транспортировка, реализация тепловой энергии в сетевой воде. Цены на товары и услуги МУП «Коммунсервис» Костромского района являются государственно регулируемыми и устанавливаются Департаментом тарифной политики Костромской области. Структура платежа за потребляемые населением коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения состоит непосредственно из тарифа, установленного органами государственной власти Костромской области, а также денежных средств, предусмотренных бюджетами всех уровней для компенсации льгот и субсидий, предоставленных гражданам. Таким образом, получение МУП «Коммунсервис» Костромского района оплаты за предоставленные коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения зависит от органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с реализацией ими своих правомочий по установлению тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг, а также формированию, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления, как отмечает истец, являясь учредителями различных бюджетных учреждений (школ, больниц, детских садов и т.п.) должны обеспечивать их финансирование в соответствии с требованиями гражданского и бюджетного законодательства Российской Федерации. Однако на сегодняшний день указанные обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления не исполняются надлежащим образом.

МУП «Коммунсервис» Костромского района отмечает, что являясь хозяйствующим субъектом, занимающим на рынке определенного товара долю более 65%, не вправе ограничить и прекратить поставку товаров и оказание услуг своим потребителям в связи с отсутствием оплаты, либо произведения её не в полном объеме. Таким образом, значительная часть тепловой энергии МУП «Коммунсервис» Костромского района реализуется потребителям в кредит.

Так, по состоянию на 1 мая 2019 года МУП «Коммунсервис» Костромского района имеет дебиторскую задолженность в сумме 140 000 000 рублей, в том числе задолженность населения в сумме 52 000 000 рублей. Просроченная задолженность населения составляет 47 000 000 рублей и складывается в основном у населения с низким уровнем доходов или ведущих антисоциальный образ жизни. Особенностями проживания на территории Костромского района является его удаленность от административного центра области, наличие небольшого количества рабочих мест, низкий уровень оплаты труда. В связи с чем жителям Костромского района сложнее оплачивать в полном объеме коммунальные услуги. Предприятие ведет постоянную претензионную и исковую работу с должниками, большая часть судебных решений не исполняется в связи с несостоятельностью должников.

Административный истец отмечает, что службой судебных приставов ещё в августе 2017 года был наложен арест на счета и кассу МУП «Коммунсервис» Костромского района, а также на имущественные права должника (на счета по линии ЕИРКЦ) в размере 85%. Денежные средства фактически распределяются судебным приставом-исполнителем на счета кредиторов, работникам предприятия, получающим заработную плату по решениям комиссии по трудовым спорам. Указанные обстоятельства, по мнению истца, не позволяют в кратчайшие сроки (от трех до пяти дней) исполнить требования, содержащиеся в исполнительных документах. Кроме того, взысканный исполнительских сбор значительно превышает сумму наложенного штрафа, который в добровольный срок не был оплачен по указанным выше объективным причинным.

С учетом изложенного и со ссылкой на части 1, 6, 7 статьи 112, часть 4 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, административный истец МУП «Коммунсервис» Костромского района просит суд освободить его от уплаты исполнительского сбора или уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 мая 2019 года по исполнительному производству №....

В ходе подготовки дела к разбирательству в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованных лиц УФК по Костромской области и Государственная жилищная инспекция Костромской области.

Административный истец МУП «Коммунсервис» Костромского района, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее, в ходе предварительного судебного заседания представитель МУП «Коммунсервис» Костромского района Н.Е.Марков, действующий на основании доверенности от 3 июля 2017 года, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что фактически постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора сторона истца не оспаривает, подтверждает, что в срок, установленный для добровольного исполнения, штраф в размере 5 000 рублей не был оплачен. Однако с учетом обстоятельств, приведенных в административном иске, полагает, что имеются основания для освобождения МУП «Коммунсервис» Костромского района от оплаты исполнительного сбора, либо об уменьшении его размера.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области О.М.Нурмагомедова, извещенная о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилась. Ранее, в предварительном судебном заседании заявленные требования в части освобождения от оплаты исполнительского сбора не признала, пояснив, что законных оснований для этого не имеется; в тоже время полагала возможным уменьшить размер исполнительного сбора на 2500 рублей; суду представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, с копиями материалов исполнительного производства.

Административный ответчик Управление ФССП России по Костромской области, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции и электронной почтой, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло, отношения к заявленным требованиям не выразило.

Заинтересованное лицо УФК по Костромской области, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции и электронной почтой, в суд своего представителя не направило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло, отношения к заявленным требованиям не выразило.

Заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Костромской области, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом посредством направления заказной корреспонденции и электронной почтой, в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

В соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы исполнительного производства, а также материалы дела об административном правонарушении в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района (по ст. 7.23 КоАП РФ), суд приходит к следующим выводам.

20 декабря 2018 года постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области Т.Р.Барабошкиной №... МУП «Коммунсервис» Костромского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В связи с неоплатой МУП «Коммунсервис» Костромского района в установленный срок административного штрафа, 4 апреля 2019 года исполнительный документ (постановление) было направлено в МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области для принудительного исполнения.

10 апреля 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области О.М.Нурмагомедовой на основании указанного исполнительного документа в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района возбуждено исполнительное производство №.... Должнику предложено в пятидневный срок со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена МУП «Коммунсервис» Костромского района 11 апреля 2019 года.

24 апреля 2019 года исполнительное производство №... присоединено к сводному исполнительному производству №....

26 апреля 2019 года административный штраф в размере 5 000 рублей удержан с должника (дата и номер заявки на кассовый расход - №... от 24 апреля 2019 года) и платежным поручением №... перечислен на счет получателя УФК по Костромской области (ГЖИ Костромской области).

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В связи с нарушением срока для добровольного исполнения 14 мая 2019 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области О.М.Нурмагомедовой с должника МУП «Коммунсервис» Костромского района взыскан исполнительский сбор в размере 10 000 рублей.

14 мая 2019 года исполнительное производство №... окончено фактическим исполнением.

По состоянию на день рассмотрения настоящего дела исполнительский сбор должником не оплачен.

Пунктом 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 401 ГК Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств.

Из представленных истцом сведений об открытых (закрытых) счетах и справок из кредитных организаций следует, что счета МУП «Коммунсервис» Костромского района, открытые в ООО «...» и ООО «...» имеют ограничения на распоряжение денежными средствами (блокировки), в том числе установленные по решениям Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области на сумму более шести миллионов рублей.

Кроме того, постановлениями судебного пристава-исполнителя с целью обращения взыскания на наличные денежные средства ограничены расходные операции по кассе в размере 92%, наложен арест на имущество должника; обращено взыскание на денежные средства, поступающие на депозитный счет во временное распоряжение ОСП по Заволжскому округу г. Костромы и Костромскому району по исполнительным производствам, где взыскателем выступает МУП «Коммунсервис» Костромского района; обращено взыскание на имущественное право МУП «Коммунсервис» Костромского района по агентскому договору от 1 октября 2009 года, заключенному с АО «ЕИРКЦ», в размере 95%.

Принимая во внимание объем принятых в рамках сводного исполнительного производства мер принудительного исполнения, оценивая размер поступивших денежных средств по кассе в период с 11 по 19 апреля 2019 года, с учетом необходимости несения общехозяйственных расходов на нужды предприятия, суд приходит к убеждению, что исполнить требования исполнительного документа (оплатить административный штраф) в пятидневный срок должник был не в состоянии в виду тяжелого финансового положения.

Однако, отсутствие у должника необходимых денежных средств для исполнения требований исполнительного документа в виду имеющихся ограничений и запретов на распоряжение денежными средствами, имущественными правами и применения иных мер принудительного взыскания, не является по смыслу пункта 3 статьи 401 ГК Российской Федерации чрезвычайным и непреодолимым обстоятельством.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом доводов МУП «Коммунсервис» Костромского района о невозможности исполнения требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем, ввиду тяжелого финансового положения, принимая во внимание приведенное документальное обоснование заявленной должником просьбы, суд усматривает основания для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 мая 2019 года, то есть до 7 500 рублей.

Правовых оснований для удовлетворения требования МУП «Коммунсервис» Костромского района об освобождении от исполнительского сбора в полном объеме у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Костромского района Костромской области удовлетворить частично.

Исполнительский сбор, взысканный с Муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Костромского района Костромской области постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Нурмагомедовой О.М. от 14 мая 2019 года по исполнительному производству №... в сумме 10 000 рублей, уменьшить на одну четверть от установленного размера, то есть до 7 500 (Семи тысяч пятисот) рублей.

В удовлетворении административных требований об освобождении Муниципального унитарного предприятия «Коммунсервис» Костромского района Костромской области от оплаты исполнительского сбора - отказать.

На основании части 8 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ решение суда в части уменьшения исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья

К.А.Батухина