УИД № 44RS0028-01-2019-001342-36
№ 2-90/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 г. | г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Метельковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстрова Ю.А. к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признании неправомерными действий по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цент и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Быстров Ю.А. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о признании неправомерными действия при расчете провозной платы, замены расчетной величины, по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда. Требования обосновал тем, что транспортное облуживание с. Минское осуществляет ИП Горбонос В.И. От пл. Широкова г. Костромы до Козловых гор Костромского района ходит автобус пригородного, межмуниципального маршрута № 103. Общая протяженность маршрута составляет 12,7 км, из которых 5,2 км проходит по территории г. Костромы. Маршрут имеет 15 остановок, их которых 8 находятся на территории г. Костромы. И 14 остановок в обратном направлении, из которых 7 находятся на территории г. Костромы. Все промежуточные остановки на маршруте являются остановками по требованию, которые признаны Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области нетарифными. На маршруте действует регулируемый тариф. Плата за проезд составляет 34 руб., независимо от расстояния, которое должен проехать пассажир. Провозная плата рассчитана по формуле: тариф, умноженный на полное расстояние маршрута. По льготным абонементным талонам взимается дополнительная плата в сумме 5 руб., независимо от расстояния, которое проехал пассажир. Перевозчик на данном маршруте является монополистом и имеет доминирующее положение по перевозке пассажиров. Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области постановлением № 18/165 от 29 июня 2018 г. наделил истца правом оплачивать проезд на межмуниципальных маршрутах, в том числе и на маршруте № 103, в соответствии с расстоянием, рассчитанном в пассажиро-километрах. Кроме того, в городской черте он должен оплачивать только тот тариф, который установлении по г. Костроме. А за проезд только по загородной части маршрута должен освобождаться от оплаты за проезд по г. Костроме. Установив на межмуниципальных маршрутах, подпадающих под условия п. 2 постановления, два тарифа, Департамент цен практически исключил возможность применения единой провозной платы (платы за одну поездку). Невозможно установление единой провозной платы на таких маршрутах без нарушения законных прав и интересов городских и сельских пассажиров. Кроме того, данным постановлением он получил право на расчет провозной платы по предельному максимальному тарифу, который не может завышаться в угоду заинтересованным лицам. Ответчиком нарушены следующие нормативно-правовые акты. Пунктом 1 постановления № 18/165 установлен порядок ценообразования. Один пассажиро-километр - это проезд одного пассажира на расстояние 1 км маршрута. При километровой тарификации пассажир оплачивает то расстояние, которое он проехал. На маршруте, имеющем промежуточные автобусные остановки, происходит сменяемость пассажиров (пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах), поэтому в данном случае пассажиро-километр определяется как сумма расстояний, которое проехали пассажиры за 1 рейс. Один пассажиро-километр является частным от деления общего расстояния перевезенных пассажиров на их количество. То есть, один пассажиро-километр не может равняться одному километру маршрута и тем более общей протяженности маршрута. У каждого автобусного маршрута свой пассажиро-километр. Он определяется или по имеющейся формуле, или по результатам обследования пассажирооборота. Ответчик применил новую расчетную величину - «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта». При этом не учел специфику маршрута № 103, которая состоит в том, что на конечной остановке пассажиропоток составляет примерно 0-3 человека на каждый рейс. Основной пассажиропоток (более 90 %) осуществляется на автобусной остановке «Минское», которая находится в более чем в 2 км от конечной остановки. Таким образом большинство пассажиров не доезжают до этой остановки, но оплачивают это расстояние. Переплата составляет примерно 6 руб. с каждого пассажира. Аналогичная ситуация с посадкой пассажиров на автобусной остановке «Минское». Если учесть то, что часть пассажиров садятся в автобус и выходят из него не только на начальной и конечно остановках, но и на промежуточных, то реальный один пассажиро-километр маршрута составит примерно 7-8 руб. Ответчик нарушил не только порядок ценообразования, но и отменил установленный предельный максимальный тариф, установил собственный с другими расчетными величинами. Тем самым он лишил истца права на законную оплату проезда. Также Департамент цен постановлением № 165 в п. 2 установил две зоны, в которых действуют два различных тарифа. В городской зоне действует тариф Департамента цен № 17/338 для г. Костромы в загородной зоне действует тариф, установленный п. 1 постановления департамента цен № 165. При этом, в силу ст. 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО, пассажиры, проезжающие только по территории городского округа, должны освобождаться от платы за проезд по загородной части маршрута, а пассажиры, проезжающие только по загородной части маршрута - от платы за проезд по г. Костроме. Ответчик в салоне автобуса № 103 вывесил объявление о том, что стоимость проезда по г. Костроме равна 20 руб. Таким образом, освободил городских пассажиров от оплаты по загородной части маршрута. Но пассажиры, пользующиеся автобусом только в пределах Костромского района обязаны платить в том числе и за проезд по г. Костроме. Это является нарушением публичного договора. Не должно оказываться предпочтение городским пассажирам над сельскими, которые в одинаковых условиях осуществляют поездку в пределах действия только одного тарифа. Нарушается принцип равенства граждан перед законом, закрепленный ст. 19 Конституции РФ. Таким образом, ответчиком нарушено право истца на оплату проезда на автобусе в пределах действия одного тарифа. Судебной практикой считаются методическими рекомендациями правила применения тарифов, входящие в действующий до настоящего времени Прейскурант № 13-02-01 «Единые тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом», утвержденные советом Министров РСФСР. В данных правилах показан расчет стоимости проезда на маршруте, на котором действуют два тарифа. Но ответчика такой расчет не устраивает, так как он лишится сверхдоходов. Постановлением департамента цен № 165 установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам в размере 2,68 руб. за один пассажиро-километр. Предельный максимальный тариф означает, что повышать размер установленного тарифа недопустимо. Однако ответчик умышленно создал условия, при которых с расчетом провозной платы за расстояние от начального до конечного остановочного пункта установленный тариф увеличивается. Это приводит к нарушению порядка ценообразования путем завышения регулируемых государством тарифов. К примеру на маршруте в 10 км действует предельный максимальный тариф 2 руб. за один пассажиро-километр. Один пассажир проехал 3 км и по тарифу дожжен был заплатить 6 руб. руб., второй пассажир проехал 5 км и должен был заплатить 10 руб., третий пассажир проехал 10 км и должен был заплатить 20 руб. Но каждый из них заплатил 20 руб., в то время когда вместе в сумме должны были заплатить 36 руб. Стоимость одного пассажиро-километра составила 3,33 руб. (60 руб. / 18 пассажиро-километров). Увеличение установленного тарифа составило 1,33 руб. Подменяя расчетную величину в один пассажиро-километр на протяженность всего маршрута, нарушается порядок ценообразования путем завышения установленного тарифа, что недопустимо в силу 14.6 КоАП РФ. Ответчик зная, что работает по регулируемому тарифу, самостоятельно установил единую провозную плату (плату за одну поездку), которая устанавливается Департаментом цен. Ответчик фактически применил свой алгоритм расчета отличный от положений постановления № 165. Его действия противоречат ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), п. 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен «тарифов)», Закону Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области». Полномочия в установлении и регулировании цен предоставлено Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Тем самым ответчик нарушил право истца пользоваться на автобусном маршруте № 103 тарифом, установленным государственным органом. Применение расчетной величины «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта» нарушает права истца на льготный проезд. Он, как ветеран труда, имеет определенные льготы. Ветеранам труда предоставляет мера социальной поддержки в виде приобретения льготных именных проездных для проезда, в том числе и на автобусах общего пользования пригородного сообщения. Стоимость, сроки и порядок реализации льготных проездных установлены постановлением администрации Костромской области от 17.12.2014 № 519-а. Льготный проездной абонемент состоит из 30 отрывных талонов, каждый из которых дает право проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения на расстоянии до 10 км включительно. Это означает, что истец имеет право проехать по льготному талону на автобусе маршрута № 103 расстояние до 10 км. Отсчет расстояния должен идти от остановки на которой он сел в автобус и до остановки, на которой он сошел. То есть должен действовать в качестве расчетной величины «пассажиро-километр». На практике, проехав на автобусе № 103 расстояние от 1 до 10 км обязан доплачивать еще 5 руб. за проезд полного маршрута. Действующим законодательством не предусмотрена дополнительная плата за льготный проезд в пределах установленной нормы. Это самоуправство ответчика. Дополнительная плата возможна только при превышении установленной льготной нормы. Положения, указанные в постановлении № 519, не связаны с платой за проезд. Предъявляя льготный талон, истец не оплачивает проезд. Льготный талон не является эквивалентом провозной платы, он подтверждает право на проезд 10 км маршрута. За это право истец уже заплатил государству при приобретении льготных талонов и ни о какой дополнительной плате при приобретении талонов его не предупреждали. В объявлениях в автобусе такого разъяснения также нет. Считает, что ответчик в условиях договора перевозки пассажиров применил положения, противоречащие действующему законодательству и нарушающие его права и законные интересы. В результате действий ответчика истцу причинен моральный вред, так как он был вынужден доказывать свою правоту в досудебном разбирательстве в Департамент транспорта Костромской области, обращался в вышестоящие и надзорные органы. В результате у него возникли физические и нравственные страдания, появилась бессонница, повысилось артериальное давление, появилось чувство внутреннего психологического дискомфорта, переживания, раздражение, подавленность настроения, утрачена вера в справедливость со стороны государства. Просил суд признать неправомерными действия ответчика при расчете провозной платы, замены расчетной величины установленной Департаментом цен и тарифов Костромской области «пассажиро-километр» на введенную перевозчиком расчетную величину «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта». Признать неправомерными действия ответчика по взиманию дополнительной платы в сумме 5 руб. за проезд по льготному проездному абонементу в пределах установленной нормы до 10 км включительно. Признать неправомерными действия ответчика по установлению единой провозной платы на автобусном маршруте № 103. обязать ответчика рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением Департамента цен и тарифов Костромской области 318/165 от 29 июня 2018 г. с покилометровой тарификацией маршрута и установлением цены на проезд для каждой автобусной остановки или рассчитать плату за проезд с учетом положений прейскуранта № 13-02-01 и входящих в него правил применения тарифов. Взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В ходе рассмотрения Быстров Ю.А. уточнил исковые требования. Просил признать неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признать неправомерными действия по установлению единой провозной платы, возложить обязанность рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цент и тарифов (адрес) № 18/165 от 29 июня 2018 г., взыскать компенсации морального вреда в размер
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании истец Быстров Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик ИП Горбонос В.И. исковые требования не признал. Пояснил, что льготные талоны на проезд истец покупает за 9 руб. Департамент транспорта половину убытка перевозчикам возмещает. Ставился на обсуждение вопрос, чтобы льготникам выдавали деньги, а не талоны, чтобы не было неразберихи, но вопрос до сих пор нерешен. Разрешили перевозчикам брать доплату 5 руб., чтобы возместить убытки. Истца раньше возили за 10 руб., сейчас возят за 23 руб., никогда с него 34 руб. не брали. С 01.10.2019 изменен тариф на нерегулируемый, тариф изменился с 2,68 руб. до 2,95 руб. Проезд будет стоить 37 руб. при установлении провозной платы он учитывал повышение налогов, стоимость топлива, запасных частей.
Представитель третьего лица Департамента регулирования цен и тарифов Костромской области в настоящем судебном заседании не присутствует, просили рассматривать дело без их участия. В ходе рассмотрения дела их представитель Маракулина И.А. поясняла, что департамент устанавливал предельный максимальный тариф для всех перевозчиков межмуниципальных маршрутов, согласно постановлению № 18/165 от 29.06.2018. Стоимость проезда на конкретном маршруте рассчитывает департамент транспорта в соответствии с паспортом автобусного маршрута: определяются первоначальные остановки, тарифицированные остановки с учетом километража пути. На маршруте № 103 отсутствуют промежуточные тарифицированные остановки. Истец неправильно истолковывает постановление департамента. Также указала, что с 01.10.2019 департамент принял изменения по тарифам.
Третье лицо Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Кубасова В.В. в судебном заседании полгала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснила, что ИП Горбонос В.И. осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством. Истец хочет, чтобы с него брали плату с той остановки, на которой он сел в автобус до той, на которой он вышел. Но действующим законодательством установлено иное. На межмуниципальных маршрутах, в соответствии с положениями приказа Департамента N 261, в случае, если более трети маршрута пролегает на территории населенного пункта, возможно применение перевозчиком единой провозной платы. Перевозчик осуществлял свою деятельность в 2019 году, когда был установлен регулируемый тариф, в соответствии с постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области №18/165, п. 2 которого устанавливает, что на межмуниципальных маршрутах, имеющих более двух остановочных пунктов в пределах территории городских округов, применять на части маршрута, проходящей по территории городского округа, тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа, действующие на территории городских округов, что и соблюдалось перевозчиком, он соблюдал это в 2019 году. В рамках остановок города применялась плата 20 рублей, а если остановка выходила из территории города, то есть, например, остановка от железнодорожного вокзала до пос. Минское, стоимость берется за одну полную поездку. Здесь нарушений не было ни в 2019 году, ни в 2020 году. Этот расчет относится и к регулируемому тарифу, и к нерегулируемому тарифу. Что касается льготного проезда, по постановлению администрации области № 19А два вида льготных перевозок: проездной билет и абонемент из 30 талонов. Если поездка превышает 10 км, то пассажир должен заплатить не за один талон, а за два. ИП Горбонос В.И., идя на встречу пассажирам, не устанавливает покупку второго талон, не предлагает платить 46 руб. за проезд, а всего 8 руб.
Представитель третьего лица администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В ходе рассмотрения дела представитель администрации - глава администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Журавлев Н.А. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» одним из видов регулярных перевозок пассажиров и багажа является перевозка с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 31.12.2015 N 261 утвержден порядок ведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области и внесения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений об изменении вида регулярных перевозок, а также порядок оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок.
Паспорт межмуниципального маршрута регулярных перевозок (далее - паспорт маршрута) - документ, составленный по форме, утвержденной настоящим приказом, характеризующий схему движения на маршруте, наличие и расположение остановочных пунктов, расстояния между ними, параметры и характеристики уличной и дорожной сети, иные параметры и условия (п. 1 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок).
Паспорт межмуниципального маршрута должен содержать Таблицу расстояний между тарифными остановочными пунктами маршрута, определяющих стоимость проезда и провоза багажа между тарифными остановочными пунктами содержит информацию о расстояниях между тарифными остановочными пунктами, за исключением остановок «по требованию», на всем пути следования транспортного средства в прямом и обратном направлении (п. 14 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок), а также сведения о стоимости проезда и провоза багажа (величина провозной штаты), информацию о стоимости проезда (величина провозной платы) по каждому тарифному участку маршрута, а на пригородных маршрутах с единой провозной платой указывается стоимость проезда за 1 поездку независимо от расстояния. Расчет стоимости проезда (величины провозной платы) по каждому тарифному участку маршрута производится в пределах установленного тарифа (п. 15 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок).
Согласно постановлению Администрации Костромской области от 22.04.2016 N 136-а принят Порядок утверждения, изменения и введения в действие предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области (далее- Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, данный Порядок применяется регулирующим органом и перевозчиками в ходе представления, проверки обосновывающих документов и материалов, расчета и утверждения предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.
Подп. 2 п. 4 Порядка регулирующий орган утверждает предельные максимальные тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области - за проезд одного пассажира на расстояние в один километр соответствующего маршрута (за один пассажиро-километр).
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (Положение о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденное постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5).
В соответствии с п.п. 14, 28 данного положения в полномочия департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области входит организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области.
Утверждение предельных максимальных тарифов на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области входит в полномочия Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (постановление администрации Костромской области от 31.07.2012 N 313-а).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 29.06.2018 № 18/165 утвержден предельный максимальный тариф на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области на период 2018-2020 годы в размере 2,68 руб. за один пассажиро-километр.
С 01.10.2019 согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области на маршруте № 103 установлен вид перевозок по нерегулируемому тарифу. Из пояснений ответчика следует, что фактически плату по нерегулируемому тарифу стали применять с 2020 года.
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (подп. 18 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На основании договора № 106/15 от 09.12.2015, заключенного между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и ИП Горбоносом В.И., Горбонос В.И., осуществляет, как перевозчик, регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения, в том числе, по маршруту № 103 «Кострома-«Козловы горы (через. Сан. «Колос»)» (л.д. 80-85 том II).
Согласно паспорту автобусного маршрута № 103 протяженность маршрута № 103 «Кострома-Козловы горы» от начальной остановки «пл. Широкова (ж/д вокзал)» до конечной остановки «Козловы горы» составляет 12,7 км (паспорт автобусного маршрута, л.д. 69-84 том I).
Протяженность маршрута № 103 «Кострома-Козловы горы» от начальной остановки «пл. Широкова (ж/д вокзал)» до конечной остановки «Козловы горы» составляет 12,7 км (паспорт автобусного маршрута, л.д. 69-84 том I).
Соответственно, исходя из протяженности маршрута и предельного максимального тарифа за один пассажиро-километр, стоимость одной поездки не может превышать 34,04 руб. (12,7 км x 2,68 руб.).
Стоимость одной поездки на маршруте № 103 в прямом направлении (за пределы городской черты до любого остановочного пункта) составляла на момент обращения истца в суд 34 руб. В обратном направлении до 15.10.2019 - 34 руб., с 15.10.2019 - от остановочного пункта «Козловы горы» до «»ЦРБ» 23 руб. исходя из следующего расчета: 8,6 км x 2,68 руб. До иных остановочных пунктов, расположенных между остановочным пунктом «ЦРБ» и начальным остановочным пунктом - 34 руб. То сеть стоимость проезда не превышала рассчитанной выше предельной стоимости.
С 15 февраля 2020 г. в силу того, что на маршруте № 103 был установлен вид перевозок по нерегулируемому тарифу, который устанавливается перевозчиком, стоимость 1 пассажиро-километра установлена 2,95 руб. Соответственно, стоимость проезда на данном маршруте в прямом направлении (за пределы городской черты до любого остановочного пункта) стала составлять 37 руб. (12,7 км x 2,95 руб.). В обратном направлении от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ» - 25 руб. (8,6 км x 2,95 руб.), до остальных остановочных пунктов, расположенных между остановочным пунктом «ЦРБ» и начальным остановочным пунктом - 37 руб.
Кроме того согласно п. 3 постановления № 18/165 предусмотрено, что в межмуниципальном сообщении с городскими округами на маршрутах, протяженность которых по территории городского округа составляет более семидесяти процентов общей протяженности маршрута и общей протяженностью маршрута не более 13 километров, применять тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа, действующие на территории городских округов.
Маршрут № 103 имеет протяженность по территории г. Костромы менее 50 % исходя из имеющихся в паспорте автобусного маршрута данных о расстоянии от начального пункта до остановочных пунктов. Соответственно, в данном случае п. 3 при определении тарифа за проезд, не применяется.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 постановления № 18/165 на межмуниципальных маршрутах, имеющих более двух остановочных пунктов в пределах территории городских округов, применять на части маршрута, проходящей по территории городского округа, тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа, действующие на территории городских округов.
Таким образом, установленная на маршруте № 103 плата за проезд в пределах г. Костромы в размере 20 руб. правомерна.
Постановлением Администрации Костромской области от 08.05.2015 N 164-а предусмотрено предоставление гражданам, достигшим возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости, льготного проездного абонемента, состоящего из 30 отрывных талонов, каждый из которых предоставляет право проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения на расстояние до 10 км включительно.
В соответствии со ст. 9.1. Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Данный вид выплат не является возмещением убытков, связанных с осуществлением перевозчиком перевозок пассажиров с применением установленного регулируемого тарифа, а компенсацией департаментом, как организатором перевозок, перевозчику недополученных доходов, в связи с перевозкой граждан льготной категории.
Данным абонементом пользуется истец, при проезде на автобусах маршрута № 103.
ИП Горбонос В.И., поскольку протяженность маршрута № 103 более 10 км, не требовал в счет проезда покупки второго талона за поездку, а, идя на встречу пассажирам-потребителям, взимал плату в размере 5 руб., что меньше стоимости одного талона, улучшая тем самым положение потребителей услуги по перевозке.
Свидетель К.С.Н. в судебном заседании пояснил, что ранее стоимость проезда зависела от километража. В настоящее время 32 руб.
Свидетель Г.Е.В. пояснила, что проезд до ТЦ «Солнечный» стоит 34 руб., обратно - 37 руб. До 15 февраля стоимость была 23руб. ИП Горбонос В.И. какую захотел стоимость проезда - такую и сделал.
Пояснения данных свидетелей свидетельствуют о несогласии с размерами тарифов, но не подтверждают какую-либо неправомерность применение тарифов ответчиком.
Исходя из изложенного, нарушений действующего законодательства в применении ответчиком формы платы за проезд по маршруту № 103, в том числе ее размере, при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку требования истца о компенсации морального вреда производны от основных требований, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования Быстрова Ю.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Быстрову Юрию Алексеевичу к индивидуальному предпринимателю Горбоносу Вячеславу Ивановичу о признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признании неправомерными действий по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цент и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда отказать
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 17 июня 2020 г.