ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440028-01-2020-000083-46 от 28.01.2020 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело №12-29/2020

УИД № 44RS0028-01-2020-000083-46

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 04 марта 2020 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года № о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 ч. 3 Закона Костромской области от 20 апреля 2019 года №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением административной комиссии Костромского муниципального района ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.5 ч. 3 Закона Костромской области от 20 апреля 2019 года №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Согласно постановлению ФИО1 признан виновным в том, что ДДММГГГГ года в 11 часов 00 минут на акватории Горьковского водохранилища в районе 2,5 км от острова Куниково, вышел на лед водоема, где установлен знак, запрещающий выход на лед.

В жалобе ФИО1 просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что ДДММГГГГ года действительно находился на акватории Горьковского водохранилища, при этом в его действиях отсутствует состав вменяемого ему правонарушение, поскольку выход на лед им был осуществлен в месте, где организован доступ граждан к водному объекту. При этом запрещающего знака или аншлага там не имелось. На рыболовной базе, откуда он вышел на лед, имеются камеры видеонаблюдения, записи с которых хранятся в памяти в течение недели. ДДММГГГГ года он заявил ходатайство об изъятии видеозаписи с камеры видеонаблюдения в целях подтверждения своей невиновности в данном правонарушении, но должностным лицом его ходатайство рассмотрено не было. В дальнейшем доказательства его невиновности не были проверены и административной комиссией, что свидетельствует о предвзятости должностных лиц при выявлении данных правонарушений. В магазин п. Прибрежный и на остановку общественного транспорта, где по показаниям ФИО2 была размещена информация о запрете выхода на лед, он в декабре 2019 года не ходил. При этом ДДММГГГГ года, а также ДДММГГГГ года в 20.55 часов на сайте администрации Костромского муниципального района Костромской области была размещена только информация об установлении запрета выхода на лед до 07 декабря 2019 года, а информация о продлении ограничения появилась на сайте на следующий день, хотя датирована 10 декабря 2019 года. Кроме того, запрещающие знаки, нарушение которых ему вменяется, не соответствуют предъявляемым к такого рода знакам требованиям по размеру, форме, цвету, оформлению надписи.

ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает, что ответственность наступает за выход на лед только в местах, где установлены запрещающие знаки. Он же вышел на лед около 8 часов с рыболовной базы в месте, где таких знаков и аншлагов не было установлено, следовательно, он привлечен к административной ответственности необоснованно. Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока, а запрещающие выход на лед знаки не соответствуют требованиям. Данные факты признаны прокуратурой Костромского района по результатам проверки его жалобы нарушениями закона, в адрес администрации Костромского муниципального района прокурором внесено представление об устранении нарушений.

Представитель административной комиссии Костромского муниципального района ФИО3 в судебном заседании полагала, что постановление административной комиссии является законным и обоснованным. Ввиду малоснежной и аномально теплой погоды в зимний период 2019-2020 годов постановлением администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года № запрет выхода на лед водных объектов, расположенных на территории Костромского района, продлен до ДДММГГГГ года. Информация о запрете выхода на лед водных объектов освещена на официальном сайте администрации Костромского муниципального района, указанное постановление опубликовано в правовой - информационной системе «Консультант Плюс», в Вестнике Костромского района № от ДДММГГГГ года. В связи с этим доводы ФИО1 о том, что информация о продлении запрета выхода на лед водных объектов района отсутствовала в общем доступе на ДДММГГГГ года, не соответствует действительности. Кроме того, информация о запрете нахождения людей на льду водных объектов Костромского муниципального района размещена на входе в магазин и на остановке в поселке Прибрежный. Специалистами уполномоченных органов ведется разъяснительная, информационная работа об опасности выхода на лед. Инспекторским составом группы патрульной службы отделении Центра ГИМС МЧС России по Костромской области проводится ежедневный мониторинг водных объектов на территории области. Также проводятся регулярные совместные рейды представителей ГИМС МЧС, спасательной станции, уполномоченных должностных лиц администрации муниципального района в целях выявления и пресечения незаконного выхода граждан на лед. Перед проведением рейдов проводится мониторинг наличия запрещающих знаков, так как зачастую сами же рыбаки с целью избежать административной ответственности уничтожают знаки после их установки. Установленный запрет выхода на лед распространяется на весь водный объект. Расположить запрещающие знаки в шаговой доступности друг от друга по всей многокилометровой протяженности Горьковского водохранилища фактически не представляется возможным. Именно поэтому запрещающие знаки располагаются в местах проходимости людей, на дорогах общего пользования, оживленных тропах, въездах на дамбу, основных спусках. ФИО1 нарушил установленный запрет и вышел на лед водоема, на котором установлены запрещающие знаки. Данный факт был выявлен ДДММГГГГ года в ходе рейда, проводимого уполномоченными должностными лицами. Составление протокола об административном правонарушении ДДММГГГГ года не является существенным нарушением, влекущим освобождение от административной ответственности. При рассмотрении дела какие-либо ходатайства в письменном виде, как того требует ст. 24.4 КоАП РФ, ФИО1 не подавались, как и при составлении протокола об административном правонарушении. При этом на заседании административной комиссии ФИО1 не смог назвать адрес рыболовной базы, куда следовало бы сделать запрос, а также пояснил, что видеозапись, скорее всего, не сохранилась. Что касается доводов жалобы о несоответствии запрещающих знаков установленным требованиям, то законодательством не закреплены обязательные требования к знакам, запрещающим выход на лед. Указанные знаки должны быть различимы, общедоступны и читаемы. Установленные на Горьковском водохранилище знаки этим требованиям соответствуют. Считает, что процедура привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдена, наказание в виде штрафа - единственно возможная мера ответственности, предусмотренная законом.

Свидетель ФИО7., заведующая отделом природопользования и охраны труда администрации Костромского муниципального района, в судебном заседании пояснила, что в связи с аномально теплой погодой в зимнем сезоне 2019-2020 годов, отсутствием устойчивого ледового покрова установленный до ДДММГГГГ года запрет выхода людей на лед водных объектов на территории Костромского района был продлен постановлением администрации Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года до ДДММГГГГ года. Информация о продлении запрета была опубликована в Вестнике Костромского района ДДММГГГГ года, размещена на официальном сайте Костромского муниципального района, а также в общедоступных местах, в частности на входе в магазин, остановке общественного транспорта в п. Прибрежный. Также было указано о проведении совместных рейдов по выявлению нарушений и о запрете нахождения на льду водных объектов повсеместно по Костромскому району в связи с продолжительными неблагополучными погодными условиями и отсутствием устойчивого ледового покрова. Уполномоченными лицами регулярно осуществляются рейды по проверке наличия запрещающих знаков в местах, где они были установлены, поскольку очень часто рыбаки сами уничтожают такие знаки. Ею лично с начала сезона установлено более 40 знаков взамен уничтоженных. ДДММГГГГ года на территории Горьковского водохранилища в п. Прибрежный в районах традиционного выхода рыбаков на лед были установлены знаки «Выход на лед запрещен» с учетом проходимости людей, на оживленных тропах, дорогах. При этом действие знаков распространяется на весь водный объект. ДДММГГГГ года был проведен совместный рейд по местам, представляющим опасность для населения, на Костромском разливе Горьковского водохранилища, с участием представителей ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» по Костромской области, дежурной спасательной станции №3, администрации Костромского муниципального района ОМВД России по Костромскому району. На акватории Горьковского водохранилища в районе 2,5 км от острова Куниково были выявлены рыбаки, в том числе ФИО1, нарушившие запрет и вышедшие на лед водоема. Составление протокола об административном правонарушении на месте было невозможно из-за погодных условий, поэтому правонарушителям были выданы уведомления о явке на составление протокола ДДММГГГГ года в администрацию района.

Рассмотрев жалобу, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 8.5 ст. Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» от 20 апреля 2019 года №536-6-ЗКО установлена административная ответственность за выход граждан на лед водных объектов в местах, где установлены запрещающие знаки и аншлаги.

Согласно ст. 6 ч. 3 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

В силу ст. 41 ч.1 п. Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.

Постановлением администрации Костромской области от 7 сентября 2010 года № 313-а утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах Костромской области.

В силу п. 88 Правил выход на лед в местах, где выставлены запрещающие знаки, не допускается.

Согласно п. 13.2 Правил органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области рекомендуется ежегодно до 1 декабря рассматривать план мероприятий по обеспечению безопасности населения на водных объектах в зимний период, особенно в местах массового выхода людей на лед, а также при строительстве и эксплуатации ледовых переправ.

Постановлением главы Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года № в связи с установившимися неблагоприятными погодными условиями, отсутствием устойчивого ледового покрова на всех водных объектах Костромского муниципального района и с целью предупреждения гибели людей на водных объектах продлен запрет выхода людей на лед водных объектов, расположенных на территории Костромского муниципального района до ДДММГГГГ года.

Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке и распространялось на правоотношения, возникшие с ДДММГГГГ года.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в нарушение действующего запрета о выходе граждан на ледовое покрытие, ДДММГГГГ года в 11 часов находился на льду водоема в запрещенном для выхода на лед месте.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДДММГГГГ, объяснением ФИО1, актом осмотра территории от ДДММГГГГ года, копией постановления главы Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года, объяснением ФИО8., картой Горьковского водохранилища, фотоматериалами о наличии запрещающих выход на лед знаков, скриншотами информационных статей о запрете выхода людей на лед с сайта администрации Костромского муниципального района.

Оснований не доверять исследованным доказательствам не имеется, основания для признания данных доказательств недопустимыми отсутствуют, поскольку по форме и содержанию они отвечают предъявляемым требованиям.

Нарушение установленных ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении не является существенным, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Протокол составлен и дело рассмотрено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в присутствии ФИО1, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Процессуальные права ему были разъяснены, реализуя их, ФИО1 выразил свое отношение к протоколу об административном правонарушении, не согласившись с ним, отказался его подписать, при этом приобщил свои пояснения в письменном виде.

В этом объяснении ФИО1 заявил ходатайство об истребовании видеозаписи с камер наблюдения, установленных на рыболовной базе. В нарушение ст. 24.4 КоАП РФ данное ходатайство должностным лицом не было рассмотрено, однако это нарушение не отразилось на всесторонности, полноте и объективности выяснения всех обстоятельств дела, совокупность имеющихся доказательств была признана достаточной для принятия по делу решения.

Как следует из протокола заседания административной комиссии, каких-либо письменных ходатайств ФИО1 не заявлял, истребование видеозаписей посчитал неактуальным ввиду истечения срока их хранения, не смог назвать адрес рыболовной базы.

Дело в отношении ФИО1 рассмотрено административной комиссией администрации Костромского муниципального района в пределах своих полномочий, требования ст. 24.1 КоАП РФ были выполнены.

Доводы ФИО1 о том, что выход на лед был осуществлен им в месте, где организован доступ граждан к водному объекту, при отсутствии в указанном месте запрещающих знаков и аншлагов, а также доводы об отсутствии сведений на официальном сайте администрации Костромского района о запрете выхода на лед в указанный период времени являются несостоятельными.

Основанием для установки информационных знаков, запрещающих выход на лед, является постановление главы Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года о продлении запрета выхода людей на лед водных объектов, расположенных на территории Костромского муниципального района до ДДММГГГГ года. Данный документ был опубликован в Вестнике Костромского района № от ДДММГГГГ года, на официальном сайте администрации Костромского муниципального района, а также в информационной системе «Консультант-Плюс», то есть находился в общем доступе, содержащаяся в нем информация являлась открытой.

Утверждение ФИО1 о том, что еще вечером ДДММГГГГ года на официальном сайте Костромского муниципального района информация о продлении запрета выхода на лед отсутствовала, не соответствует действительности, представленные им скриншоты содержат указание на дату и время просмотра соответствующей страницы сайта, а не даты размещения информации на ней. Кроме того, информация о продлении запрета выхода на лед была размещена также в других источниках средств массовой информации.

Частота выставления запрещающих выход на лед знаков нормативными актами не регламентирована, однако в данном случае данное обстоятельство не имеет значения, поскольку постановлением главы администрации Костромского муниципального районаот ДДММГГГГ года продлен запрет выхода людей на лед всех без исключения водных объектов, расположенных на территории Костромского района, и ссылка ФИО1 на отсутствие запрещающих и информационных знаков и наличие натоптанной тропы именно в том в месте, где он осуществил выход на лед, не может служить основанием для отмены постановления по делу. Не подлежат учету доводы ФИО1 о достаточной толщине и прочности льда в месте его выхода на водоем, поскольку при установленном запрете выхода на лед данный фактор не имеет никакого значения. Кроме того, из показаний ФИО2 следует, что регулярный мониторинг водных объектов показал, что ледовое покрытие имеет разную толщину и неоднородную структуру, и даже при большой толщине лед хрупкий ввиду теплой погоды, наличия промоин и подтопления. Таким образом, выход на лед в сложившейся ситуации создает угрозу здоровью и жизни и людей, и излишняя и ничем неоправданная уверенность ФИО1 могла обернуться трагедией.

Довод о несоответствии предупреждающих знаков о запрете выхода на лед установленным требованиям не может быть принят во внимание, поскольку законодательством не предусмотрено четких требований и ограничений к знакам, запрещающим выход граждан на лед водных объектов. Ссылка ФИО1 на нормативно-правовые акты, в которых, по его мнению, закреплены требования к запрещающим знакам, не является предметом рассмотрения, поскольку указанные в них требования установлены для знаков, запрещающих переход (переезд) по льду.

Назначенное ФИО1 наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, личности виновного, при этом учтены все значимые обстоятельства, штраф назначен в соответствии с установленной санкцией статьи.

Доводы заявителя о том, что прокуратурой Костромского района по его жалобе выявлены нарушения закона, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении, не могут повлечь отмену постановления о привлечении его к административной ответственности, поскольку данные нарушения не являются существенными, исключающими производство по делу, и не влияют на выводы коллегиального административного органа и суда о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8 ч.3 Закона Костромской области от 20 апреля 2019 года №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях»

Таким образом, основания для отмены либо изменения постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Постановление административной комиссии Костромского муниципального района от ДДММГГГГ года № о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. ст. 8.5 ч. 3 Закона Костромской области от 20 апреля 2019 года №536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е. Н. Комарова