ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 440028-01-2020-001298-87 от 17.02.2021 Костромского районного суда (Костромская область)

Административное дело № 2А-47/2021 (2А-1090/2020)

УИД № 44RS0028-01-2020-001298-87

Решение изготовлено 17 февраля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

27 января 2021 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при секретаре судебного заседания А.В.Лагашкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Плошкиной Г.А., Николаевой Р.Н., Семеновой М.В. и других к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании недействующими постановлений о присвоении ИП Горохову С.Ж. статуса единой теплоснабжающей организации, об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

25 августа 2020 года Г.А.Плошкина, Р.Н.Николаева, М.В.Семенова, И.Р.Лыхина, О.Н.Арбузова, П.И.Кокинов, Р.А.Ибрагимов, Л.А.Ремезова, И.В.Кокинов, В.Н.Петрова, И.А.Хаймах, А.Н.Чеснова, Н.Д.Комарова, Л.В.Шашкова, Л.Г.Ревенко, С.А.Шмаков, В.А.Чернета, Н.И.Соловьева, Т.П.Дущак, Т.А.Норвайшене, Д.Н.Пепелин, Т.П.Белянкина, Л.Б.Чигарева, А.Н.Петрова, О.В.Парамонова, М.А.Рябцева, Г.А.Булатова, Т.Н.Бахарева, В.Д.Киселев, Т.П.Заставная, Н.С.Сминов, Г.Н.Зубкова, Е.С.Жерлицын, Р.А.Иванченко, Л.В.Степанова, Н.А.Туманова, Н.А.Горлова, С.В.Козлов, З.Д.Пальшина, М.Г.Козлова, Л.Л.Киселева, Н.А.Елисеева обратились в Костромской районный суд Костромской области с коллективным административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании недействующими постановлений о присвоении ИП С.Ж.Горохову статуса единой теплоснабжающей организации, об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением администрации Костромского муниципального района от 7 сентября 2018 года №... ИП С.Ж.Горохову присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения, состоящей из источника теплоснабжения - собственной котельной в поселке Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, присоединенных тепловых сетей и потребителей. Постановлением администрации Костромского муниципального района от 13 декабря 2018 года утверждена актуализированная схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год.

Административные истцы отмечают, что о данных постановлениях им стало известно в ходе плановой встречи 10 августа 2020 года жителей посёлка Прибрежный по народному бюджету со следующими должностными лицами: Главы Сущевского сельского поселения И.А.Аристова, депутата Костромской областной Думы от Костромского района С.Ю.Зудина, кандидата на пост Главы Костромского муниципального района Е.А.Шиловой. В ходе данной встречи поднимались вопросы эффективности газоснабжения и отопления поселка Прибрежный, завышенных тарифов на отопление, неблагоприятного внешнего вида поселка из-за старой теплотрассы. Им (административным истцам) было разъяснено указанными должностными, что теплоснабжение осуществляется на основании обжалуемых постановлений. Почему данные постановления были приняты вопреки мнениям и пожеланиям жителей поселка они (истцы) ответов не получили, было сообщено, что решения принимались администрацией Костромского муниципального района. Административные истцы полагают, что обжалуемые постановления нарушают их права на открытое решение вопросов местного самоуправления, участия в свободном обсуждении и подаче замечаний, пожеланий по указанным вопросам, по вопросам, касающимся качества нашей жизни, её улучшения.

Со ссылкой на пункты 2, 5, 9, 15, 20-22, 35 Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» от 22 февраля 2012 года № 154 административные истцы указывают, что вопреки требованиям действующего (и действовавшего на момент принятия постановлений) законодательства, при принятии обжалуемых постановлений его нормы были проигнорированы. В частности, в нарушение прямого указания, содержащегося в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154) заказчиком актуализированной схемы на основании договора от 25 июля 2018 года являлся сам ИП С.Ж.Горохов, подменяя органы местного самоуправления - Сущевского сельского поселения. Сама организация, с которой был заключён договор на актуализацию схемы согласно данным ФНС создана за 1 год до этого и говорить, по мнению истцов, о каком-либо опыте в этой сфере не приходится, что ставит под сомнение достоверность и правильность актуализированной схемы, которая отвечала бы требованиям действующего законодательства.

Административные истцы полагают, что обжалуемые постановления противоречат нормативным требованиям, закрепленным в пунктах 2, 5, 9, 15, 20-22, 35 Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» от 22 февраля 2012 года № 154. Никакого уведомления о начале разработки схемы теплоснабжения не размещалось. Сроки, установленные как не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения, не соблюдены. Обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не было достигнуто. Сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний не было. Организация сбора предложений и замечаний по схеме теплоснабжения в срок от 20 до 30 рабочих дней обеспечено не было. публичных слушаний в срок от 15 до 30 календарных дней по схеме теплоснабжения не проводилось.

В соответствии с действующим законодательством статус единой теплоснабжающей организации (организаций) присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения; из чего следует, что даты издания обжалуемых постановлений должны были совпадать, чего не наблюдается, а следовательно, по мнению истцом, незаконно. Административные истцы отмечают, что на основании оспариваемых нормативных актов не были реализованы их права, оспариваемые акты противоречат действующему правовому регулированию и должны быть признаны недействующими с момента вступления в силу. Дату и источник первой публикации Постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области от 7 сентября 2018 года №... установить не представляется возможным, так как в самом постановлении прямого указания нет. Постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области от 13 декабря 2018 года №... впервые опубликовано 14 декабря 2018 года на официальном сайте администрации http://www.admkr.ru/.

С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 175-180, 215 КАС Российской Федерации, а также на статьи 2-3, 130 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 9, 15, 20, 21, 22, 35 Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения» от 22 февраля 2012 года № 154, пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» от 8 августа 2012 года № 808, пункт 1 статьи 27 Федерального закона «О теплоснабжении» административные истцы просят суд:

1. Признать недействующим с момента вступления в силу Постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области «О присвоении ИП Горохову С.Ж. статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия источника теплоснабжения - собственной котельной в поселке Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области» от 7 сентября 2018 года №....

2. Признать недействующим с момента вступления в силу Постановление администрации Костромского муниципального района Костромской области «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период 2013 года по 2027 год» от 13 декабря 2018 года №....

Административные истцы Г.А.Плошкина, Р.Н.Николаева, М.В.Семенова, И.Р.Лыхина, О.Н.Арбузова, П.И.Кокинов, Р.А.Ибрагимов, Л.А.Ремезова, И.В.Кокинов, В.Н.Петрова, И.А.Хаймах, А.Н.Чеснова, Н.Д.Комарова, Л.В.Шашкова, Л.Г.Ревенко, С.А.Шмаков, В.А.Чернета, Н.И.Соловьева, Т.П.Дущак, Т.А.Норвайшене, Д.Н.Пепелин, Т.П.Белянкина, Л.Б.Чигарева, А.Н.Петрова, О.В.Парамонова, М.А.Рябцева, Г.А.Булатова, Т.Н.Бахарева, В.Д.Киселев, Т.П.Заставная, Н.С.Сминов, Г.Н.Зубкова, Е.С.Жерлицын, Р.А.Иванченко, Л.В.Степанова, Н.А.Туманова, Н.А.Горлова, С.В.Козлов, З.Д.Пальшина, М.Г.Козлова, Л.Л.Киселева, Н.А.Елисеева, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии с частью 3 статьи 42 КАС Российской Федерации лицом, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, является адвокат А.В.Нарышев.

Представитель административных истцов - адвокат А.В.Нарышев в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, представив дополнительные письменные обоснование заявленным требованиям и представленным стороной заинтересованного лица ИП Горохова С.Ж. возражениям.

Административный ответчик администрация Костромского муниципального района Костромской области, извещённая о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без его участия, суду представлен письменный отзыв по существу заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Н.А.Падагов, действующий на основании доверенности от 25 февраля 2019 года, в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что администрация сельского поселения стоит на защите интересов населения своего поселения.

Заинтересованное лицо ИП Горохов С.Ж., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, воспользовавшись правом на участие в деле посредством услуг представителя.

Представители заинтересованного лица ИП Горохова С.Ж. - адвокат П.А.Пашутин и представитель Н.В.Беляев, действующие на основании доверенности от 19 октября 2020 года, в судебном заседании заявленные административные требования сочли необоснованными и не подлежащими удовлетворению по доводам и основаниям, указанным в представленных письменных возражениях, заявив также о пропуске срока для обжалования постановлений администрации муниципального района от 7 сентября 2018 года и от 13 декабря 2018 года.

Заинтересованное лицо ООО «ЭнергоЭксперт», извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителя, представив суду письменный отзыв относительно заявленных в администрации муниципального района административных требований.

С учётом мнения сторон, в соответствии со статьёй 150 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя административных истцов - адвоката А.В.Нарышева, представителя администрации Сущевского сельского поселения Н.А.Падагова, представителей заинтересованного лица ИП Горохова С.Ж, - адвоката П.В.Пашутина, Н.В.Беляева, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Оспариваемые административными истцами постановления администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании недействующими постановлений о присвоении ИП С.Ж.Горохову статуса единой теплоснабжающей организации, об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения, по своей правовой природе не являются нормативными правовыми актами, в связи с чем, заявленные требования приняты к рассмотрению в порядке Главы 22 КАС Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1), либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. (пункт 2)

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Как указано в пункте 20 статьи 2 данного Федерацльного закона, схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Разработка и утверждение схем теплоснабжения (в том числе их актуализация) проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» от 22 февраля 2012 года № 154.

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления при разработке и актуализации схем теплоснабжения поселений с численностью населения до 10 000 человек, в которых в соответствии с документами территориального планирования используется индивидуальное теплоснабжение потребителей тепловой энергии, соблюдение требований, указанных в пунктах 3 -89 требований к схемам теплоснабжения и пунктах 10, 35 - 38 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных настоящим постановлением, не является обязательным.

Согласно пункту 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц.

В силу подпункта «б» пункта 3 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) утверждается главой местной администрации муниципального района - в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 4-5 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

В случае разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) теплоснабжающими и (или) теплосетевыми организациями расходы на разработку проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не учитываются при установлении подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утверждаемого в отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" ценовых зонах теплоснабжения (далее - ценовые зоны теплоснабжения). (пункт 5)

В соответствии с пунктами 15-16 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты): а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения); б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).

В случае если в поселениях, городских округах, городах федерального значения, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, решение о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) принимается юридическим лицом, то такое юридическое лицо в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения и с учетом положений пункта 37 настоящего документа уведомляет о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) соответствующий орган местного самоуправления, орган исполнительной власти города федерального значения, который размещает на официальном сайте указанную в пункте 15 настоящего документа информацию в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления. (пункт 16 Требований).

В соответствии с пунктом 19 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают:

а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения);

б) опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования);

в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).

Согласно пунктам 20-22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.

Для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта. (пункт 21 Требований)

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней. (пункт 22 Требований)

В соответствии с пунктом 26 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения); продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости); возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.

В силу пункта 32 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения органы местного самоуправления или органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) обязаны разместить соответствующую схему теплоснабжения на официальном сайте в полном объеме, включая копию решения о ее утверждении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ней также размещается схема теплоснабжения (предшествующая актуализированная схема (схемы) теплоснабжения).

Из материалов дела следует, что 8 ноября 2017 года МУП «Коммунсервис» Костромского района в уведомительном порядке поставило в известность администрацию Сущевского сельского поселения и администрацию Костромского муниципального района о том, что к следующему отопительному сезону все котлы в котельной поселка Прибрежный выйдут из строя и будут неремонтно пригодными, в связи с чем будет произведен вывод котельной поселка Прибрежный из эксплуатации с 1 августа 2018 года. 5 апреля 2018 года МУП «Коммунсервис» Костромского района повторно сообщило о выводе котельной в поселке Прибрежный из эксплуатации с 1 августа 2018 года.

17 апреля 2018 года МУП «Коммунсервис» Костромского района обратилось к Главам Сущевского сельского поселения и Костромского муниципального района с заявлением о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации в зоне действия системы теплоснабжения поселка Прибрежный по причине сильного износа оборудования и тяжелого финансового положения предприятия.

Распоряжением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 19 апреля 2018 года №...-р в целях бесперебойного тепло- и водоснабжения населения поселка Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области постановлено осуществить на территории указанного поселка Прибрежный комплекс организационно-технических мероприятий по оптимизации централизованных систем тепло- и водоснабжения.

В указанных целях был утвержден план организационных мероприятий («дорожная карта») по обеспечению тепло- и водоснабжения населения на территории поселка Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района на 2018 год, а равно состав рабочей группы по выполнению указанного плана.

В частности, указанным планом были намечены следующие мероприятия, направленные на оптимизацию централизованных систем тепло- и водоснабжения в поселке Прибрежный: принятие решений (постановлений) об утрате статуса единой теплоснабжающей организации в отношении МУП «Коммунсервис» Костромского района, и о наделении статусом единой теплоснабжающей организации ИП «Горохов» (пункт 13 Плана); выполнение работ по реконструкции котельной и тепловых сетей в поселке Прибрежный (пункт 16 Плана); актуализация схем теплоснабжения и водоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района (пункт 18 Плана); утверждение схем теплоснабжения и водоотведения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района (пункт 19 Плана).

Исполнительными органами, ответственными за реализацию мероприятий, указанных в пунктах 13 Плана, определены администрации сельского поселения и муниципального района; мероприятий, указанных в пункте 18 Плана - администрация Сущевского сельского поселения; мероприятий, указанных в пункте 19 Плана - администрация Костромского муниципального района.

Указанное распоряжение размещено на сайте администрации Костромского муниципального района, направлено в адрес заинтересованных лиц, в том числе администрации сельского поселения.

В свою очередь, администрация Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района каких-либо решений (действий), направленных на разрешение возникшей ситуации с планируемым выводом из эксплуатации единственной котельной, обеспечивающей теплоснабжение поселка Прибрежный, не предприняло, на обращение МУП «Коммунсервис» Костромского района не отреагировало.

В целях обеспечения надежного теплоснабжения населения поселка Прибрежный и в порядке части 1.1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ 23 мая 2018 года в адрес ИП Горохова С.Ж. администрацией Костромского муниципального района направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о технологическом присоединении потребителей поселка Прибрежный к принадлежащей индивидуальному предпринимателю котельной в ... и строительстве участка теплотрассы до точки подключения к поселковым тепловым сетям.

24 мая 2018 года ИП Горохов С.Ж. в ответ на обращение администрации муниципального района высказал готовность в рассмотрении вопроса о технологическом присоединении потребителей поселка Прибрежный к принадлежащей ему котельной, а также в срок до 15 сентября 2018 года провести мероприятия по увеличению мощности котельной и строительству участка теплотрассы.

27 июля 2018 года от МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области в администрацию муниципального района поступила заявка о снятии с предприятия статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия системы теплоснабжения поселок Прибрежный по мотивам невозможности обеспечения надежного теплоснабжения в данном поселке в виду сильного износа оборудования и тяжелого финансового положения предприятия.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 8 августа 2012 года № 808 орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации или получения от федерального органа исполнительной власти, главы местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) копии решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации обязан разместить на официальном сайте соответствующее решение, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.

3 августа 2018 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №... МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения, состоящей из источника теплоснабжения муниципальной котельной в поселке Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, присоединенных тепловых сетей и потребителей.

Указанное постановление размещено на сайте Сущевского сельского поселения, с объявлением информации о возможности подачи заявок на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Как следует из пункта 5 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями вправе в течение 1 месяца со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, вправе подать в орган местного самоуправления для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, заявку на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности.

К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).

3 августа 2018 года от ИП С.Ж.Горохова поступила заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселка Прибрежный Сущевского сельского поселения.

Заявок от иных лиц в адрес органов местного самоуправления не поступило.

В соответствии с пунктом 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации критериями присвоения статуса единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра С.Ж.Горохов зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРИП 304440128700035, дата присвоение ОГРНИП 13 октября 2004 года; регистрационный номер, присвоенный до 1 января 2004 года 23227). В разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» имеются данные о задекларированных видах деятельности, в частности: 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха» (дата внесения сведений - 20 апреля 2009 года); 36.00 «Забор, очистка и распределение воды» (дата внесения сведений - 15 февраля 2018 года); 37.00 «Сбор и обработка сточных вод» (дата внесения сведений - 20 апреля 2009 года); 42.21 «Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения» (дата внесения сведений - 7 ноября 2013 года); 43.22 «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем, систем кондиционирования воздуха» (дата внесения сведений - 7 ноября 2013 года) и другие.

Согласно налоговой декларации за 2017 год, предшествующий году подачи заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, сумма полученных ИП Горохов С.Ж. доходов за указанный налоговый период составила 88 154 684 рубля, сумма произведенных расходов - 82 168 344 рубля; убытков за истекший налоговый (отчетный) период не имеется.

Кроме того, в целях обеспечения надежного теплоснабжения в связи с возможным (планируемым) увеличением количества потребителей в результате технологического присоединения потребителей поселка Прибрежный ИП Горохов С.Ж. в 2018 году произведены мероприятия по увеличению мощности принадлежащей ему котельной и строительство участка теплотрассы. В частности, в ООО «Ковровские котлы» приобретено и установлено дополнительное оборудование в виде водогрейной твердотопливной установки.

20 августа 2018 года осуществлено технологическое присоединение объектов центральной системы отопления поселка Прибрежный к котельной ИП Горохов С.Ж., о чем с участием представителя администрации муниципального района, МУП «Коммунсервис» Костромского района составлен соответствующий акт.

7 сентября 2018 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №... ИП Горохову С.Ж. присвоен статус единой теплоснабжающей организации в границах системы теплоснабжения, состоящей из источника теплоснабжения - собственной котельной в поселке Прибрежный Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, присоединенных тепловых сетей и потребителей.

Указанным постановлением администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области вновь указано на необходимость актуализации схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области с 2013 года до 2027 года.

Указанное постановление вступило в силу 8 сентября 2018 года, размещено на сайте как администрации муниципального района, так и на сайте Сущевского сельского поселения.

В свою очередь, администрация Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района как исполнительный органом, ответственный за реализацию мероприятий, указанных в пункте 18 Плана, утвержденного распоряжением администрации муниципального района от 19 апреля 2018 года №...-р, не предприняла мер к разработке актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения.

Доказательств обратного суду не представлено.

В порядке, установленном пунктами 2, 5 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154, а также в соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ ИП Горохов С.Ж., обладающий статусом единой теплоснабжающей организацией, 15 октября 2018 года направил в администрацию Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области Проект актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 по 2027 годы (в двух книгах). Разработка указанного проекта осуществлялась по заключенному между ИП Гороховым С.Ж. и ООО «Эксперт» договору.

Распоряжением администрации Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 13 ноября 2018 года №... постановлено провести 5 декабря 2018 года (с 14.00 часов до 15.00 часов) публичные слушания по проекту актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год.

Указанные распоряжением определено место проведения публичных слушаний: здание МКУК КДЦ Сущевского сельского поселения, адрес: Костромская область, Костромской район, село Сущево, улица Советская, дом 5, 1 этаж, актовый зал.

Председателем публичных слушаний назначен К.С.В. - заместитель Главы администрации Сущевского сельского поселения, секретарем публичных слушаний Л.О.В. - ведущий специалист по делопроизводству.

Уведомление о проведении публичных слушаний по Проекту актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год, с указанием соответствующих сведений (об организаторе публичных слушаний, теме публичных слушаний, месте и времени их проведения) было размещено 27 ноября 2018 года на сайте администрации Сущевского сельского поселения.

В целях организации сбора замечаний и предложений по Проекту актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год, указанный проект 3 ноября 2018 года был размещен для ознакомления на официальном сайте администрации Сущевского сельского поселения по адресу: www.sushevo.ru на вкладке «Системы отопления водоснабжения и канализации» раздела «Информация для жителей».

Кроме того, в период с 13 ноября 2018 года по 3 декабря 2018 года с Проектом актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год можно было ознакомиться в администрации Сущевского сельского поселения в рабочие дни (ежедневно в период с 8.30 до 12.00 и 13.00 до 16.30).

Сообщение об организации сбора замечаний и предложений к Проекту актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год было размещено на сайте администрации Сущевского сельского поселения 13 ноября 2018 года. В данном сообщении дополнительно разъяснялось, куда и в какое время могут быть переданы соответствующие замечания и предложения по Проекту (в частности, указывалось на возможность подачи замечаний на адрес электронной почты администрации сельского поселения: sushevo2000@mail.ru).

3 декабря 2018 года от Н.А.Елисеевой (административный истец по настоящему делу) направила на адрес электронной почты администрации сельского поселения: sushevo2000@mail.ru замечания от имени жителей дома №... в поселке Прибрежный Костромского района в виде несогласия по вопросу включения в Проект актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год многоквартирного жилого дома №..., указав, что их дом оборудован автономным отоплением.

Других замечаний и предложений по размещенному на сайте Проекта актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района ... на период с 2013 года по 2027 год не поступило.

5 декабря 2018 года состоялись публичные слушания, в пределах срока, установленного пунктом 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Согласно протоколу публичных слушаний 5 декабря 2018 года принято единогласно решение о направлении Проекта актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год на утверждение Главе Костромского муниципального района Костромской области. Имеющиеся замечания Н.А.Елисеевой по Проекту актуализированной схемы теплоснабжения приняты не были.

5 декабря 2018 года (исх. №...) с учётом протокола публичных слушаний администрация Сущевского сельского поселения направила Проект актуализированной схемы теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год в администрацию Костромского муниципального района Костромской области для рассмотрения вопроса по его утверждению.

13 декабря 2018 года постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области №... утверждена актуализированная схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год.

13-14 декабря 2018 года утвержденная администрацией муниципального района актуализированная схема теплоснабжения Сущевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на период с 2013 года по 2027 год, а равно решение о её утверждении, размещены на сайте администрации муниципального района, а равно на сайте сельской администрации, то есть в пределах срока, установленного пунктом 32 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Основываясь на установленных выше обстоятельствах, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих законность оснований принятия администрацией муниципального района постановлений о присвоении ИП Горохову С.Ж. статуса единой теплоснабжающей организации и об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения.

В ходе рассмотрения дела стороной истца не были представлены достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что органами местного самоуправления не была обеспечена открытость процедуры разработки и утверждения проекта актуализированной схемы теплоснабжения.

Правовых оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными, принятыми с нарушением установленного порядка, суд не усматривает.

Кроме того, суд полагает, что административными истцами пропущен срок для обращения в суд за защитой их нарушенных прав по заявленным требованиям о признании постановлений администрации муниципального района недействительными.

В силу части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В соответствии с положениями статьи 219, части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС Российской Федерации).

Таким образом, закон устанавливает ограничения в части сроков подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления. Срок подачи иска составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом, названный срок является пресекательным, по истечении которого соответствующего права уже не существует.

Как указано стороной административных истцов, о существовании оспариваемых постановлений им стало известно в ходе плановой встречи 10 августа 2020 года жителей посёлка Прибрежный по народному бюджету со следующими должностными лицами: Главы Сущевского сельского поселения И.А.Аристова, депутата Костромской областной Думы от Костромского района С.Ю.Зудина, кандидата на пост Главы Костромского муниципального района Е.А.Шиловой.

Однако указанный довод ничем не подтвержден, а напротив опровергается установленными по делу обстоятельствами, свидетельствующими о своевременном размещении на сайтах администрация сельского и муниципального района обжалуемых постановлений (ещё в 2018 году). Кроме того, сведения о теплоснабжающей организации в лице ИП Горохова С.Ж. с октября 2018 года содержатся в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассылаемых в адрес жителей поселка Прибрежный, жилые помещения которых имеют центральное отопление.

Таким образом, административные истцы пропустили установленный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления. При рассмотрении дела в суде стороной истца уважительных причин пропуска процессуального срока не приведено.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, об отказе Г.А.Плошкиной, Р.Н.Николаевой, М.В.Семеновой и другим в удовлетворении административных исковых требований, заявленных к администрации Костромского муниципального района Костромской области в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175, 180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении коллективных административных исковых требований Плошкиной Г.А., Николаевой Р.Н., Семеновой М.В. и других к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании недействующими постановлений о присвоении ИП Горохову С.Ж. статуса единой теплоснабжающей организации, об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения сельского поселения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина