УИД № 44RS0028-01-2021-002184-64
№ 2-1325/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
с участием прокурора Голубевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Караваевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить наличие в образовательной организации охранной сигнализации; охраны объекта сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии; помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Караваевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить наличие в образовательной организации охранной сигнализации; охраны объекта сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии; помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений; стационарных или ручных металлоискателей. Требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, антитеррористического законодательства в деятельности МБОУ «Караваевская СОШ», в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ответчик несет ответственность за создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся, жизнь и здоровье детей и работников образовательной организации. В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, ст.ст. 2, 3, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 указывают, что образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности, 18.01.2021 утвержден паспорт категорирования. Прокуратурой Костромского района в феврале 202 года проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности. Установлено, что в образовательной организации отсутствует охранная сигнализация; на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; не организована охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии, учреждение не оснащено стационарным или ручным металлоискателем. По результатам проверки прокуратурой Костромского района директору школы 28.02.2020 вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов, по результатам рассмотрения которого мер, направленных на реальное устранение выявленных нарушений принято не было, нарушения не устранены до настоящего времени. Существующая в образовательном учреждении охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны, так как вахтеры, сторожа, сотрудники, состоящие в штате учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения не имеют, что создает возможность для проникновения и пребывания в учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в образовательное учреждение. Просят суд с учетом уточнений иска обязать МБОУ «Караваевская СОШ» устранить нарушения требований действующего законодательства в срок до 01.09.2022, а именно, обеспечить наличие в образовательной организации: охранной сигнализации; охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии; на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ.
В судебном заседании прокурор Голубева Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МБОУ «Караваевская СОШ» в судебном заседании не присутствует, извещены надлежащим образом. Направили в суд ходатайство о рассмотрении дела без их участия, указав, что с требованиями иска согласны, на данный момент приобретены 2 ручных металлоискателя, оборудовано помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения и средств передачи тревожных сообщений.
Третье лицо Управление образования администрации Костромского муниципального района Кострмоской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 061.0.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Костромского района была проведена проверка исполнения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МКОУ «Караваевская СОШ», в ходе которой установлено, что в образовательной организации отсутствует охранная сигнализация; на 1-м этаже не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; не организована охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии, учреждение не оснащено стационарным или ручным металлоискателем.
По результатам проверки прокуратурой Костромского района директору школы 28.02.2020 вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов.
На настоящее время ответчиком выполнены следующие мероприятия: приобретены 2 ручных металлоискателя, оборудовано помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения и средств передачи тревожных сообщений.
Учитывая данные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ «Караваевская СОШ» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанность выполнить требуемые действия подлежат удовлетворению.
При этом срок для устранения нарушений - до 01.09.2022 является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Костромского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Караваевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить наличие в образовательной организации охранной сигнализации; охраны объекта сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии; помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации удовлетворить.
Обязать МБОУ «Караваевская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2022 обеспечить наличие в образовательной организации охранной сигнализации; охраны объекта сотрудниками частных охранных предприятий, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии; помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | О.В. Гурьянова |
Решение суда в окончательной форме
изготовлено 22.12.2021.