ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 450002-01-2023-000616-42 от 14.12.2023 Белозерского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-541/2023

УИД № 45RS0002-01-2023-000616-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Белозерское 14 декабря 2023 г.

Белозерский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,

при секретаре Алексеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности организовать обеспечение земельных участков инфраструктурой,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Белозерского района Курганской области обратился в Белозерский районный суд Курганской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области (далее – администрация Белозерского муниципального округа) о возложении обязанности организовать обеспечение земельных участков инфраструктурой. В обоснование иска указано, что прокуратурой Белозерского района Курганской области проведена проверка соблюдения администрацией Белозерского муниципального округа земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. Согласно представленной информации администрацией Белозерского муниципального округа сформировано 23 земельных участка предлагаемых гражданам обозначенной категории для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территории Белозерского муниципального округа в: <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 1 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 3 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 5 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 7 с кадастровым номером ; <...> lБ с кадастровым номером ; <...> земельный участок 2Л с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером . Указанные земельные участки включены в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению по заявлениям граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, для целей индивидуального жилищного строительства. Действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем земельные участки, предлагаемые администрацией Белозерского муниципального округа для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, не обеспечены инженерной инфраструктурой, а именно: газоснабжением, водоснабжением и водоотведением. По фактам выявленных нарушений в части необеспечения названных земельных участков инженерной инфраструктурой главе Белозерского муниципального округа 25 января 2023 г. внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени мер к устранению нарушений не принято. Предоставление гражданам земельных участков не обеспеченных инженерной инфраструктурой не позволяет последним использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство) и возлагает на многодетные семьи бремя несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, что исходя из действующего законодательства, недопустимо. Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно. Производя подбор территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, орган местного самоуправления обязан принять необходимые и достаточные меры к обеспечению предоставляемого льготной категории граждан земельного участка инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением). В результате бездействия администрации Белозерского муниципального округа по обеспечению земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) нарушены права и законные интересы льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетных семей Белозерского муниципального округа.

Ссылаясь на положения ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. «а» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», просит обязать администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области в срок до 1 января 2026 г. организовать обеспечение инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением и водоотведением) земельных участков, расположенных на территории Белозерского муниципального округа в: <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 1 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 3 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 5 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 7 с кадастровым номером <...> lБ с кадастровым номером ; <...> земельный участок 2Л с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером .

В судебном заседании помощник прокурора Белозерского района Курганской области Серебрякова Е.Ю. просила об удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального округа Курганской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в части обеспечения указанных земельных участков газоснабжением и водоснабжением, при этом указав, что на территории Белозерского муниципального округа водоотведение вообще отсутствует.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 данного Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Закон Курганской области от 6 октября 2011 г. № 61 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области» (далее – Закон № 61) в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса РФ, помимо случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливает случаи и порядок предоставления в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Курганской области.

Согласно ст. 1 Закона № 61 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства на территории Курганской области осуществляется бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, указанных в статье 2 настоящего Закона, зарегистрированных по месту жительства в Курганской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей (п. 1 ст. 2 Закона № 61).

В соответствии с п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 г. № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного в собственность гpажданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей гpаждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории муниципального округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в качестве меры социальной поддержки, имеющее своей целью улучшение жилищных условий многодетных семей.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Белозерского района Курганской области проведена проверка соблюдения администрацией Белозерского муниципального округа земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией Белозерского муниципального округа сформировано 23 земельных участка, подлежащих предоставлению гражданам обозначенной категории для индивидуального жилищного строительства, расположенных на территории Белозерского муниципального округа в: <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 1 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 3 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 5 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 7 с кадастровым номером ; <...> lБ с кадастровым номером ; <...> земельный участок 2Л с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером .

Однако указанные земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением и водоотведением), что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

По фактам выявленных нарушений в части необеспечения названных земельных участков инженерной инфраструктурой главе Белозерского муниципального округа 25 января 2023 г. внесено представление и.о. прокурора Белозерского района Курганской области об их устранении.

Согласно ответу администрации Белозерского муниципального округа № 01-34/486 от 21 февраля 2023 г. на представление и.о. прокурора Белозерского района Курганской области обращений граждан, получивших земельные участки, о невозможности приступить к возведению жилых домов из-за отсутствия инженерной и транспортной инфраструктуры в администрацию Белозерского муниципального округа не поступало.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, подлежит исполнению администрацией Белозерского муниципального округа в порядке решения вопросов местного значения, так как, как установлено в судебном заседании, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию мер по организации территории муниципального округа инженерной инфраструктурой, т.е. в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в том числе необходимой для обеспечения жизнедеятельности земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.

Производя подбор территорий, подлежащих формированию для предоставления бесплатно в собственность граждан, ответчик обязан был принять необходимые и достаточные меры к обеспечению предоставляемых льготной категории граждан земельных участков инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением).

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 г. № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

По результатам проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства предоставление гражданам земельных участков не обеспеченных инженерной инфраструктурой не позволяет последним использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство) и возлагает на многодетные семьи бремя несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, что исходя из действующего законодательства, недопустимо.

Следовательно, в результате бездействия администрации Белозерского муниципального округа по обеспечению земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки, инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) нарушены права и законные интересы льготных категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетных семей Белозерского муниципального округа.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере газоснабжения, водоснабжения и водоотведения и обращений граждан по вопросу необеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой, а также отсутствие на территории Белозерского муниципального округа водоотведения не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения указанных полномочий.

Доказательств отсутствия реальной возможности обеспечения указанных земельных участков инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) вопреки ст. 56 ГПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования и.о. прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности организовать обеспечение земельных участков инфраструктурой являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

Принимая во внимание, что доказательств неразумности или невозможности выполнения ответчиком заявленных истцом требований в указанный им срок не представлено, с учетом периода финансового года и возможности утверждения бюджета года на очередной финансовый год, суд считает возможным согласиться с истцом в части установления срока, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

В то же время при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение вступившего в законную силу судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения в порядке ст. 203 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности организовать обеспечение земельных участков инфраструктурой удовлетворить.

Обязать администрацию Белозерского муниципального округа Курганской области в срок до 1 января 2026 г. организовать обеспечение инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением и водоотведением) земельных участков, расположенных на территории Белозерского муниципального округа в: <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 1 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 3 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 5 с кадастровым номером ; с. Белозерском по улице без названия на север от Зауральской, 7 с кадастровым номером <...> lБ с кадастровым номером ; <...> земельный участок 2Л с кадастровым номером <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером ; <...> с кадастровым номером <...> с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.

Судья О.А. Воронежская

(Мотивированное решение суда составлено 21 декабря 2023 г.)