Дело № 45RS0010-01-2022-000039-72
Производство № 2а-139/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2022 года р.п. Лебяжье
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Терешкина О.Б.,
при секретаре Цибулиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области к Курганскому отдельскому казачьему обществу Курганской области о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Курганскому отдельскому казачьему обществу Курганской области о ликвидации некоммерческой организации.
В обоснование административного иска указано, что ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области при осуществлении контроля за деятельностью Курганского отдельского казачьего общества Курганской области установлено, что в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган (Управление) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Срок представления указанных документов определен приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (за 2020 год не позднее 15.07.2021).
Форма представления указанных документов по состоянию на 01.07.2020 определена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган (Управление) заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В нарушение указанных положений в установленные сроки вышеуказанные документы за 2020 год организацией в уполномоченный орган не представлены.
На период с 08.09.2021 по 05.10.2021 Управлением на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с п.п. 4 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и в связи с поступлением требования прокуратуры Курганской области от 02.09.2021 № 7-17-2021 о проведении внеплановой выездной проверки, распоряжения Управления от 08.09.2021 № 284-р «О проведении внеплановой выездной проверки Курганского отдельского казачьего общества Курганской области» было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении организации.
Специалистами Управления, уполномоченными на проведение проверки 08.09.2021 осуществлен выезд по адресу (месту нахождения) организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ул. Кирова, д. 2, рабочий поселок Лебяжье, Лебяжьевский район, Курганская область, 641500). В ходе выезда установлено отсутствие руководителя организации, его уполномоченного представителя по адресу (месту нахождения) организации. Согласно информации, полученной от руководителя ГБПОУ «Лебяжьевский Агропромышленный техникум», по данному адресу в настоящее время указанная организация не находится.
До настоящего времени информация об изменении сведений в отношении адреса организации в Управление не представлена, соответственно, необходимые сведения не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что является нарушением указанного требования законодательства.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» (далее - Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ») внесены изменения в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ.
Уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ», подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции указанного Федерального закона) в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Уставы таких казачьих обществ до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции указанного Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Приказом Федерального агентства по делам национальностей от 31.01.2020 № 9 утвержден Порядок утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество.
Порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определен Указом Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации организация до настоящего времени не привела вышеназванные документы в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции от 02.08.2019).
Управлением в адрес организации по факту нарушений вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации вынесены письменные предупреждения (исх. от 16.09.2021 № 45/03-3483, от 05.10.2021 № 45/03-3661) с требованием устранить допущенные нарушения.
Предупреждение от 16.09.2021 № 45/03-3483, направленное на адрес организации, указанный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ул. Кирова, д. 2, р.п. Лебяжье, Лебяжьевский район, Курганская область, 641500), вернулось в Управление.
Предупреждение от 05.10.2021 № 45/03-3661, направленное на адрес организации, указанный в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ул. Кирова, д. 2, р.п. Лебяжье, Лебяжьевский район, Курганская область, 641500), вернулось в Управление.
По состоянию на 08.12.2021 сведения, подтверждающие устранение организацией нарушений действующего законодательства Российской Федерации, указанных в предупреждениях от 16.09.2021 № 45/03-3483, от 05.10.2021 № 45/03-3661, в Управление не поступали.
Управлением в отношении организации установлено нарушение п. 3, 3.1 ст. 32, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ».
Характер допущенных организацией нарушений является грубым. Меры правового воздействия, применяемые Управлением в отношении организаций, не способствуют устранению организацией допущенных нарушений законодательства, соблюдению организацией требований законодательства. В связи с изложенным, представляется, что ликвидация организации является единственной необходимой мерой защиты прав и законных интересов третьих лиц. Нарушения закона не устранены организацией при отсутствии каких-либо объективных препятствий к этому.
Просит принять решение о ликвидации Курганского отдельского казачьего общества Курганской области и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Управления ФНС по Курганской области, НО ХКО «Катайский острог» и ХКО «Хутор Грачёво» в судебное заседание н явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», с учетом правил подсудности административное исковое заявление о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности объединения граждан может быть подписано прокурором, должностным лицом или руководителем соответствующего федерального уполномоченного органа либо руководителем его территориального органа. Исходя из того, что уполномоченные органы могут участвовать в административном судопроизводстве через представителя, указанное административное исковое заявление может быть подписано таким представителем (ч. 8 ст. 54, ст. 55, п. 1 ч. 2 ст. 56, ч. 4 ст. 262 КАС РФ).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» (далее - постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций») государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
Подпунктом «д» п. 10 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» установлено, что должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца (в отношении политических партий - не менее 2 месяцев), а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Установлено, что Курганское отдельское казачье общество Курганской области зарегистрировано в качестве юридического лица 11.05.2017, ОГРН 1174501003380, учетный номер 4515010020, адрес (место нахождения) организации: улица Кирова, дом 2, рабочий поселок Лебяжье, Лебяжьевский район, Курганская область, 641500.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган (Управление) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.
Срок представления указанных документов определен приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (за 2020 год не позднее 15.07.2021).
Форма представления указанных документов по состоянию на 01.07.2020 определена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган (Управление) заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В нарушение указанных положений в установленные сроки вышеуказанные документы за 2020 год организацией в уполномоченный орган не представлены, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган (Управление) об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в том числе об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На период с 08.09.2021 по 05.10.2021 Управлением на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с п.п. 4 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и в связи с поступлением требования прокуратуры Курганской области от 02.09.2021 № 7-17-2021 о проведении внеплановой выездной проверки, распоряжения Управления от 08.09.2021 № 284-р «О проведении внеплановой выездной проверки Курганского отдельского казачьего общества Курганской области» было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении организации.
Специалистами Управления, уполномоченными на проведение проверки 08.09.2021 осуществлен выезд по адресу (месту нахождения) организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (ул. Кирова, д. 2, рабочий поселок Лебяжье, Лебяжьевский район, Курганская область, 641500). В ходе выезда установлено отсутствие руководителя организации, его уполномоченного представителя по адресу (месту нахождения) организации. Согласно информации, полученной от руководителя ГБПОУ «Лебяжьевский Агропромышленный техникум», по данному адресу в настоящее время указанная организация не находится.
До настоящего времени информация об изменении сведений в отношении адреса административного ответчика в Управление не представлена, соответственно, необходимые сведения не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, что является нарушением указанного требования законодательства.
Федеральным законом от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» (далее - Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ») внесены изменения в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ.
Уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ», подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции указанного Федерального закона) в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона. Уставы таких казачьих обществ до приведения их в соответствие с нормами Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции указанного Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Федеральный закон от 02.08.2019 № 281-ФЗ «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ» вступил в силу с 13.08.2019.
Приказом Федерального агентства по делам национальностей от 31.01.2020 № 9 утвержден Порядок утверждения атаманов хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество.
Порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определен Указом Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
В нарушение указанных требований законодательства Российской Федерации административный ответчик до настоящего времени не привел вышеназванные документы в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции от 02.08.2019).
Административным истцом в адрес административного ответчика по факту нарушений вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации вынесены письменные предупреждения (исх. от 16.09.2021 № 45/03-3483, от 05.10.2021 № 45/03-3661) с требованием устранить допущенные нарушения. Указанные предупреждения были возвращены административному истцу.
По состоянию на 8 декабря 2021 года сведения, подтверждающие устранение нарушений действующего законодательства Российской Федерации, указанных в предупреждениях от 16.09.2021 № 45/03-3483, от 05.10.2021 № 45/03-3661, административному истцу не поступали и суду также представлены не были.
Таким образом, установлено нарушение административным ответчиком п. 3, 3.1 ст. 32, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ».
Суд приходит к выводу о том, что характер допущенных административным ответчиком нарушений является грубым, в связи с чем, доводы административного истца о том, что ликвидация организации административного ответчика является единственной необходимой мерой защиты прав и законных интересов третьих лиц суд находит обоснованными.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (нарушение п. 3, 3.1 ст. 32, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ».
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области удовлевторить.
Ликвидировать некоммерческую организацию Курганское отдельское казачье общество Курганской области и исключить данные указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Лебяжьевский районный суд Курганской области.
Председательствующий –
Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года.