ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 450010-01-2022-000076-58 от 17.03.2022 Лебяжьевского районного суда (Курганская область)

Дело № 45RS0010-01-2022-000076-58

Производство № 2-156/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 года р.п. Лебяжье

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Терешкина О.Б.,

при секретаре Цибулиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Поволжуправтодор» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ «Поволжуправтодор» обратилось в суд с иском к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов.

В обоснование иска указано, что ФИО1 на принадлежащем ему транспортном средстве осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал» с превышением установленных предельно допустимых ограничений по общей массе транспортного средства и (или) нагрузке на оси транспортного средства без специального разрешения на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза.

Данный факт установлен должностным лицом - инспектором Ространснадзора при проверке автомобиля на стационарном посту весового контроля федеральной автомобильной дороги на км 204 ФАД М-5 «Урал» и подтверждается составленным Актом от 04 февраля 2019 года, согласно которому ответчик осуществлял перевозку тяжеловесного груза с нарушениями - превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось,

ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» является федеральным казенным учреждением, которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, также переданы полномочия на согласование маршрутов движения, и выдача специальных разрешений на проезд по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, масса и нагрузки на оси которых превышают допустимые значения.

Таким образом, истец, при осуществлении своих функций в сфере использования автомобильных дорог, вправе требовать платы в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы.

В адрес ответчика была направлена досудебная претензия за исх. 15 декабря 12.2021 года.

По состоянию на день подготовки и направления искового заявления оплаты нанесенного ущерба в размере 62904 рублей 45 копеек от ответчика не поступило.

На основании Распоряжения территориального управления по Пензенской области Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом -Р от 6 марта 2006 года за Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» закреплены на праве оперативного управления участки федеральных автомобильных дорог, в том числе и М-5 «Урал», на которой составлен Акт СПВК. Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 62904 рубля 45 копеек, который просит взыскать с ФИО1

Представитель истца ФКУ «Поволжуправтодор» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица Восточное МУГАДН в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, позицию относительно заявленного иска суду не представил.

Суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

В соответствии с пп. 2 п. 10 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выдача специального разрешения, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

ФКУ «Поволжупрвтодор» является учреждением, подведомственным Федеральному дорожному агентству.

Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2009 года , вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений:

-допустимой массы транспортного средства;

-допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

-размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

-протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

-базового компенсационного индекса текущего года.

В Приложении к указанным Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства и при превышении допустимой массы транспортного средства.

Судом установлено, что 4 февраля 2019 года в результате осуществления весового контроля на контрольном пункте на км. 204 ФАД М-5 «Урал», был установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортным средством ДАФ 95 государственный регистрационный знак с прицепом SCHMITZ SCO24 государственный регистрационный знак , под управлением ФИО1, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок, что подтверждается актом от 4 февраля 2019 года.

Факт владения ФИО1 указанным транспортным средством и прицепом подтверждается свидетельствами о регистрации и ответчиком не оспаривался.

Согласно акту от 4 февраля 2019 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от составленного сотрудником Управления государственного автомобильного и дорожного надзора, фактическая полная масса транспортного средства составила 42, 640 тонн, при допустимой – 40, 000 тонн, фактические нагрузки на оси: первая ось – 7,680 тонн, при допустимой – 9,000 тонн, вторая ось – 12,460 тонн, при допустимой – 10,000 тонн, третья ось – 7,580 тонн, четвертая ось – 7,460 тонн, пятая ось – 7,460 тонн, при допустимых нагрузках – 7 000 тонн.

Из акта усматривается наличие факта превышения осевых нагрузок транспортного средства (по общей массе). Взвешивание произведено сотрудниками, уполномоченными на осуществление взвешивания транспортного средства и составление акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось по результатам взвешивания в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 года № 193.

Поскольку осевые нагрузки автотранспортного средства (общая масса транспортного средства) превысили предельно допустимые параметры, данное автотранспортное средство являлось тяжеловесным и для его проезда по автомобильным дорогам требовалось специальное разрешение, а также необходимо уплатить соответствующую плату.

По своим характеристикам указанная плата по установленным ставкам за перевозку тяжеловесных грузов является отчуждением собственности, носит обязательный характер, обеспечивается государственным принуждением, поступает в дорожный фонд Российской Федерации, предназначенный для публичных нужд - финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством дорог общего пользования. В этом она мало чем отличается по существу от других аналогичных налоговых платежей пользователей автодорог, предусмотренных законом о дорожных фондах, например, от налога на пользователей автомобильных дорог или налога с владельцев транспортных средств. В данном случае предусмотрена лишь дополнительная плата, обусловленная большим износом дорожного покрытия, который причиняют большегрузные автомобили, и необходимостью соответственно его дополнительного ремонта.

ФИО1, являясь профессиональным участником дорожного движения, осуществляющим деятельность по перевозке грузов, должен был проявить необходимую предусмотрительность и проконтролировать правильность погрузки груза в транспортное средство, вес груза, в том числе, с учетом допустимой массы груза с учетом массы транспортного средства, и при наличии нарушений указать на них грузоотправителю.

Расчет причиненного вреда произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации». Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

Размер вреда согласно расчету истца составил 62904 рубля 45 копеек, который судом проверен, является арифметически верным, и не оспорен ответчиком.

В адрес ответчика была направлена досудебная претензия за исх. № от 15 декабря 2021 года, которая удовлетворена не была, доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание представленные в обоснование заявленных требований документы, расчет, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с удовлетворением исковых требований на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Лебяжьевский муниципальный округ Курганской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2087,13 руб., поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФКУ «Поволжуправтодор» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета в счет возмещения вреда денежные средства в размере 62904 рубля 45 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования Лебяжьевский муниципальный округ Курганской области государственную пошлину в размере 2087 рублей 13 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий –

Мотивированное решение изготовлено 24 марта 2022 года.