ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 450010-01-2023-000526-82 от 11.10.2023 Лебяжьевского районного суда (Курганская область)

УИД № 45RS0010-01-2023-000526-82

Дело № 2а-504/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2023 года р.п. Лебяжье

Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесмельцева А.В., при секретаре Мандрыченко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Быкову Анатолию Николаевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Курганской области обратилось в суд с административным иском к Быкову А.Н. о взыскании задолженности по налогу в размере 25 019,05 руб., в том числе налог на доходы физических лиц 24 780,28 руб., и земельный налог в размере 238,77 руб., ссылаясь на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налогов. Одновременно административный истец просил восстановить пропущенный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Представитель административного истца УФНС России по Курганской области в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Налогоплательщику Быкову А.Н. налог на доходы физических лиц и земельный налог начислены на основании налогового уведомления № 5170284 от 1 сентября 2021 года.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в адрес ответчика направлялись требования об уплате задолженности по налогу № 35009 от 15 декабря 2021 года.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 г. № 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В налоговом требовании № 35009 от 15 декабря 2021 года, указан срок исполнения налоговой обязанности – до 28 января 2022 года.

За выдачей судебного приказа административный истец обратился 20 апреля 2022 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 15 Лебяжьевского судебного района Курганской области от 20 апреля 2022 года заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области было возвращено.

Учитывая, что определение о возвращении заявления о выдаче судебного приказа было вынесено 20 апреля 2022 года, срок на обращение в суд с административным иском истекал 20 октября 2022 года, вместе с тем в суд с административным исковым заявлением административный истец обратился 26 июня 2023 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

Из правовой позиции, высказанной в Определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Следовательно, принудительное взыскание налога за пределами установленных законом пресекательных сроков и с нарушением порядка взыскания налоговых платежей осуществляться не может.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

На дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание пени по налогам в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Доводы административного истца о том, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с модернизацией программы АИС «Налог-3», суд отклоняет, так как в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Кроме того, административным истцом не указан период модернизации программы АИС «Налог-3» и время реорганизации налоговых органов.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Быкову Анатолию Николаевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Лебяжьевский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2023 года.

Судья Бесмельцев А.В.