УИД № 45RS0026-01-2020-000570-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Рыбаловой С.С.,
при секретаре Саламатовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 18 декабря 2020 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 228 Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности, УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 228 Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКПОУ № 228 ФСИН), УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной пенсии.
В обоснование иска указала, что 11.09.2019 она обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное). Решением Пенсионного фонда от 13.01.2020 №233808/19 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Пенсионный фонд засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, 7 лет 28 дней (из требуемых 10 лет) и исключил из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 01.10.2016 по 31.01.2019, с 01.02.2019 по 11.09.2019 - работа преподавателем в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №228. С решением не согласна, просит суд решение Управления признать незаконным в части оспариваемых периодов. Обязать УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы в должности преподаватель в ФКПОУ № 228 ФСИН с 01.10.2016 по 31.01.2019, с 01.02.2019 по 11.09.2019 и назначить пенсию с 11.09.2019. Обязать ФКПОУ № 228 ФСИН предоставить в УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица ФИО1, отражающие особые условия труда за период с 01.02.2019 по 11.09.2019, внести в ИФНС России по г.Кургану Курганской области страховые взносы по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в размере 6 %. Взыскать с ответчиков пользу госпошлину в сумме 300 руб.
В судебном заседании истец, представитель истца ФИО2, допущена по устному ходатайству, заявленные исковые требования поддержали по доводам измененного иска.
Представитель ответчика ФКПОУ № 228 ФСИН ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на иск, ссылаясь результаты оценки специальных условий труда истца.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) по доверенности ФИО4 исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица ООО «Центр охраны труда АиС» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пп. «к» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
В соответствии с п. 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 85 правом на досрочное пенсионное обеспечение по данному основанию пользуются работники общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе: преподаватель.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером. В общей части ИЛС указываются:...
10.1) периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
На основании п. 2 ст. 11 данного закона страхователь (в данном случае - работодатель истца) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обязан предоставить о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:...
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
В соответствии с правилами подсчета и порядка подтверждения страхового стажа, предусмотренными статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На это же указывает и пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которому, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из вышеизложенного, для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо представление работодателем соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно п. 4 Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» постановлено руководителям предприятий (объединений), организаций обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков №№ 1 и 2. Провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Определить с участием профсоюзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с указанными Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 03.09.2009 была принята на должность преподавателя в ФКПОУ № 228 ФСИН, работает по настоящее время.
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда ФКПОУ № 228 ФСИН, утвержденному 03.10.2016, карте № 159-ИЛ-16/11 специальной оценки условий труда работников от 30.09.2016, условия труда на рабочем месте преподавателя отделения ФКПОУ № 228 ФСИН при ФКУ ИК-4 УФСИН России по Курганской области отнесены к 2 классу условий труда (допустимые условия труда), в связи с чем ответчик с 01.10.2016 не уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу согласно п. 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно данным устава, утвержденного 07.02.2014, ФКПОУ № 228 ФСИН является учреждением, осуществляющим подготовку квалифицированных рабочих и профессиональное обучение лиц, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющем наказания в виде лишения свободы, и после освобождения из него, а также осуществляющим дополнительное профессиональное образование посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) на территории исправительных учреждений Курганской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 09.01.2019 основной вид деятельности ответчика - «образование профессиональное среднее» код ОКВЭД 85.21.
Согласно трудовому договору от 03.09.2009 № 75ТД ФИО1 была принята на работу с 03.09.2009 в Курганское отделение училища ФБОУ НПО ФСИН России ПУ № 228, находящееся на территории учреждения ФКУ ИК-4 УФСИН по адресу: <...> по профессии преподаватель, осуществляющий обучение осужденных предметам теоретического цикла профессии «Оператор швейного оборудования».
ФКУ ИК-4 УФСИН по Курганской области является органом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в котором содержатся осужденные в соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса от 08.01.1997 № 1-ФЗ (УИК).
В соответствии с действующими Квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, должность «преподаватель» относится к должностям педагогических работников.
В соответствии с действующими Квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, должность «преподаватель» относится к должностям педагогических работников, в обязанность которой входит: проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, организация и контроль их самостоятельной работы, индивидуальных образовательных программ, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные, обеспечение достижения и подтверждения обучающимися уровней образования (образовательных цензов), оценка эффективности обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности, поддержка учебной дисциплины, осуществление контрольно-оценочную деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации) и др. обязанности.
Перечисленные должностные обязанности соответствуют должностным обязанностям, изложенным в должностной инструкции ФИО1 (именная должностная инструкция) «преподавателя» отделения ФКП образовательного учреждения № 228 при ФКУ ИК-4 от 14.03.2014, с указанием в должностных обязанностях работ по обучению осужденных.
Пунктом 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85, предусматриваются должности работников общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными. Перечень этих должностей предусматривает должность «преподаватель» без каких-либо дополнительных показателей (условий).
Определением Курганского городского суда Курганской области суда от 29.01.2019 по делу была назначена экспертиза на соответствие характера и условий труда истца в периоды с 01.10.2016 по настоящее время отчету о специальной оценке условий труда, а также в части установления ее постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах с осужденными в указанные периоды в должности «преподавателя» и установления ее занятости на работах с тяжелыми условиями труда.
Согласно представленному заключению эксперта Главного управления по труду и занятости населения Курганской области от 13.10.2020 №148-ЭТД, эксперт делает вывод, что ФИО1 в периоды с 01.02.2019 по 11.09.2019 работала в должности «преподаватель» в Курганском отделении училища ФКПОУ № 228 ФСИН.
Соответственно характер и условия труда ФИО1 в рассматриваемые периоды соответствуют должности «преподаватель», предусмотренной в пункте 4 «Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85.
Постоянная занятость ФИО1 с осужденными в должности «преподаватель» в период с 01.02.2019 по 11.09.2019 подтверждается личной карточкой денежного довольствия за 2019 год, табелями учета использования рабочего времени, расчетными листками.
В деле представлена карта специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), составленная 30.09.2016, № 159-ИЛ-16/11 на рабочем месте «преподавателя» в структурном подразделении федерального казенного профессионального учреждения №228 УФСИН «отделение ФКП образовательного учреждения при ФКУ ИК-4).
С данными результатами СОУТ ФИО1 ознакомлена под роспись, дата ознакомления с результатами СОУТ - 04.10.2016.
Работы по СОУТ выполнены специалистами ООО «Центр охраны труда АиС», почтовый адрес: 640000, <...>..
Регистрационный номер в реестре организаций, оказывающих услуги по охране труда, - 309. Дата внесения в реестр - 24.05.2016.
В соответствии с данными карты СОУТ № 159-ИЛ-16/11, условия труда на рабочем месте «преподавателя» отделения ФКП образовательного учреждения № 228 при ФКУ ИК-4 УФСИН по Курганской области отнесены к 2 классу условий труда (допустимые условия труда).
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривается разделение условий труда по степени вредности и (или) опасности на: оптимальные условия труда (1 класс), допустимые условия труда (2 класс), вредные условия труда (3 класс с подклассами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и опасные условия труда (4 класс).
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно строке 040 карты СОУТ на рабочем месте преподавателя указано на фактическое отсутствие права на досрочное назначение страховой пенсии у работника на данном рабочем месте до проведения СОУТ.
По результатам СОУТ указано на отсутствие необходимости в установлении работнику на данном рабочем месте права на досрочное назначение страховой пенсии.
В карте СОУТ указывается на необходимость предоставления гарантий и компенсаций работникам по итогам СОУТ только при установлении по итогам СОУТ вредного и (или) опасного класса условий труда.
В ходе СОУТ на рабочем месте преподавателя, в соответствии с действующим законодательством, оценивались только параметры световой среды и напряженности трудового процесса, на которые не оказывают влияния особенности работы с осужденными. «Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению», утвержденные приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н, не предусматривают учета особенностей работы с осужденными.
Таким образом, в ходе СОУТ оцениваются только факторы рабочей среды (химические, биологические, физические) и характеристики трудового процесса (тяжесть, напряженность), на которые не влияют особенности работы с осужденными.
Занятость на работах с осужденными - это особые условия труда, связанные с потенциальной опасностью (профессиональным риском) по причине постоянного взаимодействия (контакта) работников с осужденными, и не зависящие от состояния факторов рабочей среды и тяжести и напряженности трудового процесса.
В число задач выполненной СОУТ не входило установление соответствия работы ФИО1 преподавателем в период с 01.10.2016 по настоящее время (в т.ч. с 01.02.2019 по 11.09.2019) требованиям постоянной и непосредственной занятости с осужденными, предусмотренным «Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. №85.
Следовательно, специфика труда ФИО1, заключающаяся в постоянной и непосредственной занятости с осужденными, не являлась предметом оценки в ходе СОУТ. Оценивались только вредные и (или) опасные производственные факторы, перечисленные в упомянутом выше Классификаторе, а именно их наличие и степень воздействия на работника на его рабочем месте.
При этом необходимо учитывать, что досрочная страховая пенсия по старости за работу с осужденными (после 01.01.2013 г.) назначается в том случае, если на рабочих местах имел место вредный или опасный класс условий труда, установленный по результатам специальной оценки условий труда - таково требование п. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.
Согласно данным перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, и в карте СОУТ №159-ИЛ-16/11 от 30.09.2016 содержатся сведения о том, что на рабочем месте «преподавателя» отделения ФКП образовательного учреждения № 228 при ФКУ ИК-1 УФСИН по Курганской области были оценены только параметры световой среды и напряженность трудового процесса. Тяжесть трудового процесса не оценивалась в ходе СОУТ. Итоговый класс условий труда на рабочем месте-2 (допустимые условия труда).
Характер и условия труда ФИО1 в рассматриваемые периоды
соответствуют должности, предусмотренной в пункте 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85.
Постоянная занятость ФИО1 в течение полного рабочего дня в должности преподаватель на работах с осужденными в период ее работы подтверждается личной карточкой денежного довольствия за 2019 год, табелями учета использования рабочего времени, расчетными листками.
У суда не имеется оснований сомневаться в выводах эксперта, поскольку экспертиза проведена по материалам гражданского дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложное заключение.
Представителями сторон не представлено, согласно ст. 56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих выводы эксперта.
При этом, судом учитывается, что нормами действующего законодательства дополнительные показатели либо условия работы в должности «преподаватель» образовательной организации при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, кроме как постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными, не установлены. Соответствие характера и условий труда ФИО1 в периоды с 01.02.2019 по 11.09.2019 должности «преподаватель», предусмотренной с п. 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85, экспертом подтверждено. Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, не содержит каких-либо критериев, по которым должна быть проведена оценка условий труда с осужденными. В процессе проведения специальной оценки условий труда истца такой фактор как «занятость на работах с осужденными» специалистами не оценивался. Также судом учитывается, что занятость на работах с осужденными относится к понятию «особые условия труда», тогда как оцениваемые специалистами ООО «Центр охраны труда АиС» указанные выше факторы – к вредным и опасным производственным факторам, к которым в свою очередь занятость на работах с осужденными отнести нельзя.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Неурегулированность вопроса об оценке условий труда с осужденными не может служить основанием для ограничения гражданских прав истца, в том числе, права на пенсионное обеспечение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что сведения о стаже индивидуального (персонифицированного) учета ФКПОУ № 228 за спорные периоды работы истца представлены без указания кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу работодателем за указанные период не начислялись и не уплачивались.
Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Указанные тарифы закреплены в статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 8 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, страхователь представляет в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что характер и условия труда ФИО1 в спорые периоды соответствовали должности «преподаватель», предусмотренной в п. 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85, страховые взносы по дополнительному тарифу работодателем за указанные период не начислялись и не уплачивались, суд полагает возможным возложить на работодателя обязанность по предоставлению в УПФР в г. Кургане Курганской области в отношении истца соответствующей информации, внесению в ИФНС России по г. Кургану страховых взносов по дополнительному тарифу за период с 01.10.2016 по 31.01.2019 (на основании заключения Главного управления по труду и занятости населения Курганской области № 060-ЭТД от 25.03.2019).
В соответствии с п. 2 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Поскольку в процессе проведения специальной оценки условий труда истца такой фактор как «занятость на работах с осужденными» специалистами не оценивался, занятость на работах с осужденными относится к понятию «особые условия труда», тогда как специалистами ООО «Центр охраны труда АиС» устанавливалось наличие вредных и опасных производственных факторов, к которым занятость на работах с осужденными не относится, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по внесению в ИФНС России по г. Кургану страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 6%.
Кроме того, суд приходит к выводу о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от 14.02.2020 № 233808/19 в части отказа в установлении пенсии и отказа во включении периодов работы в стаж по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные положения процессуального закона направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и обеспечение законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 21.05.2019 удовлетворен иск ФИО1 к Федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 228 Федеральной службы исполнения наказаний о возложении обязанности удовлетворить, на Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 228 Федеральной службы исполнения наказаний возложена обязанность предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица ФИО1, отражающие особые условия труда за периоды с 01.10.2016 по 31.01.2019 в соответствии со ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также внести в ИФНС России по г. Кургану Курганской области за ФИО1 страховые взносы по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в размере 6% за периоды с 01.10.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.01.2019.
Решение суда вступило в законную силу. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Указанным решением было установлено, что в период работы ФИО1 с 01.10.2016 по 31.01.2019 характер и условия труда соответствовали требованиям, установленным п. 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85. Также в решении суда дана оценка доводам работодателя и Пенсионного фонда о проведенной специальной оценке условий труда ФИО1
Из материалов дела следует, что работодателем решение Курганского городского суда исполнено. Сведения о стаже индивидуального (персонифицированного) учета ФКПОУ № 228 за спорные периоды работы истца представлены с указанием кода особых условий труда, страховые взносы по дополнительному тарифу работодателем за указанные период начислены и уплачены.
При указанных обстоятельствах УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) незаконно отказало ФИО1 во включении периода работы с 01.10.2016 по 31.01.2019 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Принимая во внимание представленные истцом доказательства, в том числе заключение экспертизы, учитывая, что в период с 01.02.2019 по 11.09.2019 ФИО1 работала в прежней должности, характер и условия ее труда не изменялись, что ответчиками в судебном заседании не оспаривалось, суд приходит к выводу, что в период с 01.02.2019 по 11.09.2019 характер и условия труда ФИО1 также соответствовали требованиям, установленным п. 4 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 № 85, в связи с чем указанный период работы подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсия назначается с даты обращения гражданина за ее назначением, но не ранее возникновения права на нее.
Истец обратилась в УПФР в г. Кургане Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 11.09.2019.
С учетом включенных судом периодов у истца набирается требуемый стаж на соответствующих видах работ на 11.09.2019, в связи с чем требование истца о назначении пенсии с указанной даты подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 228 Федеральной службы исполнения наказаний предоставить в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованного лица ФИО1, отражающие особые условия труда за периоды с 01.02.2019 по 11.09.2019 в соответствии со ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Обязать Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 228 Федеральной службы исполнения наказаний внести в ИФНС России по г. Кургану Курганской области за ФИО1 страховые взносы по дополнительному тарифу на обязательное пенсионное страхование в размере 6% за периоды с 01.02.2019 по 11.09.2019.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) от 14.02.2020 № 233808/19 в части отказа в установлении пенсии и отказа во включении периодов работы в стаж.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 периоды работы с 01.10.2016 по 31.01.2019, с 01.02.2019 по 11.09.2019 в должности преподавателя Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 228 Федеральной службы исполнения наказаний.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 11.09.2019.
Взыскать с Федерального казенного профессионального образовательного учреждения № 228 Федеральной службы исполнения наказаний в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 150 руб.
Взыскать с Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) государственную пошлину в размере 150 руб. в пользу ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.
Судья С.С. Рыбалова
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2021.