Дело № 2-3833/2021
УИД № 45RS0026-01-2021-002065-17
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
город Курган 14 декабря 2021 года
Курганский городской суд Курганской области в составе председательствующего Палеевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масловой К.С.,
с участием представителя ответчика ПАО «КГК», третьего лица АО «ЭК «Восток» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 в защиту прав и законных интересов группы лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, баитовой Светланы Александровны, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском в своих интересах и в защиту прав и законных интересов группы лиц к АО «ЭК «Восток» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда.
С учетом измененных исковых требований, принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявила требования к ПАО «КГК» о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 по нормативу (с 07.10.2020), за ноябрь 2020 незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы по показаниям прибора учета тепловой энергии и теплоносителя за октябрь 2020 (с 07.10.2020), ноябрь 2020 и зачесть в счет оплаты будущих периодов излишне начисленную и фактически оплаченную сумму за коммунальную услугу по отоплению, взыскании в ее пользу и лиц, присоединившихся к требованиям о защите прав и интересов группы лиц в счет компенсации морального вреда по 400 рублей в пользу каждого.
В обоснование требований указала, что на основании решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: № от 30.11.2018 заключены договора теплоснабжения между собственниками помещений многоквартирного дома от своего имени и ресурсоснабжающей организацией - АО «ЭК «Восток». Многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии для отопления и нужд горячего водоснабжения. После завершения отопительного сезона актом от 23.06.2020 общедомовой прибор учета тепловой энергии выведен из эксплуатации, отправлен на завод-изготовитель, где прошел процедуру проверки и вновь установлен в систему отопления дома. После этого осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии.
Актом от 28.08.2020 установлено, что узел учета тепловой энергии прошел очередную поверку, тепловычислитель обнулен и перезапущен. Во время проверки в системе отопления отсутствовал теплоноситель, в связи с чем не было возможно проверить узел учета тепловой энергии на работоспособность.
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.09.2020 № 5635 «О начале отопительного сезона 2020-2021» заполнение и включение систем отопления потребителей 1 категории предписано осуществить с 21.09.2020 по заявкам руководителей данных учреждений. Согласно месячного отчета за октябрь 2020 года о потреблении тепловой энергии и теплоносителя из водяной системы жилого дома по адресу: № ООО «Эксперт», осуществляющего обслуживание узла учета тепловой энергии и предоставление отчетов, заполнение тепловой энергией и теплоносителем системы теплоснабжения дома № № по ул. К № началось 30.09.2020.
07.10.2020г. представителем АО ЭК «Восток» составлен акт периодической проверки узла учета тепловой энергии № ПТЮ №, согласно которому провена проверка узла учета тепловой энергии и выдано заключение о соответствии узла учета тепловой энергии требованиям действующего законодательства и о его допуске в качестве расчетного до окончания отопительного периода 2020-2021.
Согласно ответа ООО «Эксперт», месячный отчет за октябрь 2020 (с 30.09.202 по 19.10.2020г.) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя из водяной системы жилого дома по адресу: № был отправлен в энергоснабжающую организацию на электронную почту 20.10.2020.
Таким образом, в период с 30.09.2020г. по 06.10.2020г. расчет потребленной тепловой энергии и теплоносителя должен был осуществляться по нормативу. С 07.10.2020 по 19.10.2020 - по показаниям прибора учета.
В платежном документе, предъявленном собственникам дома по № за октябрь 2020 не учтены показания общедомового прибора учета тепловой энергии за период с 07.10.2020 по 19.10.2020, оплата за отопление выставлена по нормативу за весь расчетный период с 30.09.2020 по 19.10.2020, хотя прибор учета введен в эксплуатацию с 07.10.2020 и с этой даты размер оплаты за отопление должен быть начислен по показаниям прибора учета, а не по нормативу. Перерасчет платы по отоплению с учетом показаний прибора учета в октябре 2020 не произведен.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица АО «ЭК «Восток» ФИО1, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что актом от 23.06.2020 общедомовой прибор учета был признан нерасчетным в связи с передачей его на поверку. В период с 23.06.2020 по 23.09.2020 ответчик должен был производить начисления по среднему потреблению приборов учета в отопительный сезон, а с 24.09.2020 – по нормативу до момента установки прибора учета. Норматив рассчитывается за период с 24.09.2020 по 01.11.2020. С 27.10.2020 ПАО «КГК» начало производить расчет по прибору учета. Выставленный норматив рассчитан с 27 числа по 26 число следующего месяца. Законные права потребителей ответчиком не нарушены. Требование о компенсации морального вреда ничем не обоснован.
Истец, иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Потребителем тепловой энергии в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: №, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» по истечении указанного в пункте 59 (1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, - в порядке, указанном в пункте 48 настоящих Правил; за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42 (1) настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, актом от 23.06.2020 ОДПУ в многоквартирном доме по адресу: г№ признан нерасчетным в связи с передачей на поверку. Актом от 28.08.2020 ОДПУ в многоквартирном доме по адресу: №, в эксплуатацию не допущен, поскольку в системе отопления отсутствовал теплоноситель и не было возможности проверить узел учета тепловой энергии на работоспособность.
В соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученную ими тепловую энергию осуществляются на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в установленном порядке.
В соответствии с п. 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 Правил № 1034.
В соответствии с п. 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, осуществляется комиссией в составе: представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Комиссия создается владельцем узла учета (п.63 Правил № 1034), Согласно пункту 64 Правил №1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические усповия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с
указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-
измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами:
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с
действующими клеймами поверителя,
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или
тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность
коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
Пунктом 67 Правил № 1034 предусмотрено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, подписывается при отсутствии замечаний к узлу учета комиссией.
В соответствии с пунктом 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребпения с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Таким образом, сам по себе факт установки общедомового прибора учета тепловой энергии не является основанием для изменения порядка начисления платы за отопление. Учет тепловой, энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что актом от 07.10.2020 коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, находящемся по адресу: № был введен в эксплуатацию.
На основании п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» применение прибора учета энергетического ресурса при осуществлении расчетов за использование такого энергетического ресурса должно начаться не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этого прибора учета в эксплуатацию.
Согласно абз. 11 п. 81 Правил № 354, установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Учитывая, что общедомовой прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию 07.10.2020, начисление платы за отопление по прибору учета ответчик начал производить не позднее 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (27.10.2020), начисление размера платы за отопление за октябрь 2020 года произведено ответчиком исходя из норматива потребления коммунальной услуги в соответствии с п. 60.1 Правил № 354 на законных основаниях. Таким образом, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований ФИО2 и лиц, присоединившихся к требованиям о защите прав и интересов группы лиц о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, а также производных требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197, абз. 4 ст. 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 в защиту прав и законных интересов группы лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, баитовой Светланы Александровны, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, к публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» о признании действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
Судья Палеева И.П.
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022.