ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 450026-01-2022-003768-65 от 08.08.2022 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 45RS0026-01-2022-003768-65РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Рыбаловой С.С.,

при секретаре Саламатовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 8 августа 2022 г. гражданское дело №2-4174/22 по иску ФИО1 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Курганской области о включении периода работы в страховой стаж, досрочном назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ по Курганской области о включении периода работы в страховой стаж, досрочном назначении пенсии.

В обоснование исковых требований истец указал, что 08.06.2020 решением ГУ УПФР в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказано в зачёте в стаж следующих периодов: -с 24.12.1985 по 26.10.1987 - работа в должности испытателя двигателя в ОАО «Турбомоторный завод», так как отсутствуют документы, подтверждающие, подтверждающие занятость на испытаниях в натурных трубах и на испытаниях авиационных двигателей и испытательных установках, с 23.04.1979 по 23.04.1979 - матрос т/х ОТ-2025, с 06.10.1979 по 06.10.1979 матрос т/х ОТ-2025, с 23.09.1980 по 30.09.1980 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, с 07.12.1980 по 24.04.1981 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, так как указанные периоды не относятся к периоду навигации; с 24.04.1979 по 05.10.1979 - матрос т/х ОТ-2025 - с 19.04.1980 г. по 22.07.1980 г. рулевой моторист т/х «Омский-100», с 23.07.1980 по 22.09.1980 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, с 01.10.1980 по 06.12.1980 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, с 10.06.1983 по 11.12.1985 - моторист на судах типа БМРТ, так как отсутствует подтверждение о включении работника в число плавсостава, с 30.07.1988 по 18.03.1990 - водитель автобуса на городских пассажирских маршрутах, так как в уточняющей справке указана профессия «водитель автомобиля», отсутствуют документы подтверждающие занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, с 04.04.1990 по 04.07.2002 - водитель автобуса, так как не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, выписке из ИЛС код ДПО отсутствует. Полагает отказ в назначении ему пенсии незаконным.

Просит суд признать незаконным решение ГУ УПРФ в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) от 08.06.2020 № 114/550, засчитать в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: - с 24.12.1985 по 26.10.1987 в должности испытателя двигателя, с 10.06.1983 по 11.12.1985 - моторист на судах типа БМРТ - район Крайнего Севера в полуторном размере, с 24.04.1979 по 05.10.1979 - матрос т/х ОТ-2025, с 19.04.1980 по 22.07.1980 - рулевой моторист т/х «Омский-100», с 23.07.1980 по 22.09.1980 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, с 01.10.1980 по 06.12.1980 - рулевой моторист т/х ОТ-2041, с 30.07.1988 по 18.03.1990 и с 04.04.1990 по 04.07.2002 - водитель автобуса, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03.06.2020.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 (далее - Закон №400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

На основании п. 3 ст. 35 Закона №400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.

Согласно ч. 2 ст. 30 данного закона Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. производится согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 (далее - Список от 26.01.1991), который расширенному толкованию не подлежит.

ФИО1, <данные изъяты>, обратился в УПФР в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.2 п.9, пп.10 п.1 ст. 30, пп.6 п.1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ 03.06.2020.

Решением Управления от 08.06.2020 № 114/550 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Указанным решением отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, период работы с 24.12.1985 по 26.10.1987 - испытатель двигателя в ОАО «Турбомоторный завод», так как отсутствуют документы, подтверждающие занятость на испытаниях в натурных трубах и на испытаниях авиационных двигателей и испытательных установках.

Также отказаны периоды работы в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.9 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013:

с 23.04.1979 по 23.04.1979, с 06.10.1979 по 06.10.1979 - матрос т/х ОТ-2025; с 23.09.1980 по 30.09.1980, с 07.12.1980 по 24.04. 1981 - рулевой моторист т/с «ОТ-2041» так как указанные периоды не относятся к периоду навигации;

с 24.04.1979 по 05.10.1979 - матрос т/х ОТ-2025; с 19.04.1980 по 22.07.1980-рулевой моторист т/с «Омский -100»; с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1980- рулевой моторист т/с «ОТ-2041»; с 10.06.1983 по 11.12.1985 - моторист на судах типа БМРТ так как в данных периодах отсутствует подтверждение о включении работника в число плавсостава. Штатное расписание не предоставлено, в нем содержаться сведения о наименовании должностей плавсостава, расстановка и закрепления по службам, а так же фамилии работников.

Кроме того, ФИО1 отказано в зачете в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.10 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 следующих периодов:

с 30.07.1988 по 18.03.1990 водитель автобуса на городских пассажирских маршрутах, так как в уточняющей справке указана профессии «водитель автомобиля», которая не предусмотрена п. 10 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ, изменения о наименовании профессии внесены на основании документов, выходящих за пределы периода работы, отсутствуют документы подтверждающих занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах.

с 04.04.1990 по 04.07.2002 - водитель автомобиля, так как не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах выпиской из ИЛС код ДПО отсутствует.

В отношении периодов работы истца с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1980 в материалах дела имеются следующие сведения.

Согласно архивной справке АО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/262/1832 от 19.07.2017 ФИО1 действительно работал на Тобольском судоремонтном заводе: с 23.04.1979 зачислен в штат «матросом» т/х «ОТ-2025» для прохождения производственной практики (приказ № 82-л от 23.04.1979); с 06.10.1979 направлен в распоряжение СГПТУ № 23 после окончания производственной практики (приказ № 245-л от 06.12.1979); с 19.04.1980 зачислен в штат «рулевым-мотористом» т/х «Омский-100» (в приказе о зачислении указан т/х «ОТ-2041») для прохождения производственной практики (приказ № 80-л от 19.04.1980); с 23.07.1980 зачислен в штат «рулевым-мотористом» после прохождения производственной практики (приказ № 148-л от 22.07.1980); с 24.04.1981 уволен в связи с призывом в Советскую Армию (приказ № 84-л от 25.04.1981).

Согласно архивной справке АО «Обь-Иртышское речное пароходство»: Тобольские судоремонтные мастерские преобразованы с 20.03.1958 в Тобольскую ремонтно-эксплуатационную базу флота (приказ № 62 от 20.03.1958); Тобольская РЭБ флота Иртышского речного пароходства переименована с 27.07.1967 в Тобольский судоремонтный завод Иртышского речного пароходства (приказ № 192 от 27.07.1967); Тобольский судоремонтный завод Иртышского речного пароходства переименован с 28.05.1981 в Тобольскую РЭБ флота Иртышского речного пароходства (приказ № 160 от 09.06.1981); Тобольская РЭБ флота Иртышского речного пароходства переименована с 24.12.1982 в Тобольскую РЭБ флота Обь-Иртышского объединенного речного пароходства (приказ Министерства речного флота РСФСР №146-пр. от 24.12.1982); Тобольская РЭБ флота Обь-Иртышского объединенного речного пароходства реорганизована в Тобольскую РЭБ флота Государственного предприятия Обь-Иртышского речного пароходства (приказ Министерства речного флота РСФСР № 24-пр от 12.02.1987); в связи с реорганизацией штатная численность работников плавсостава Тобольской РЭБ флота с 01.07.1992 передана в штат управления Государственного предприятия Обь-Иртышского речного пароходства (приказ № 235 от 22.07.1992, решение конференции плавсостава транспортного флота от 26.03.1992, п. 5), ГП Обь-Иртышского речное пароходство преобразовано 22.10.1993 в АООТ «Обь-Иртышское речное пароходство» (приказ № 312 от 21.12.1993, распоряжение Главы Администрации Центрального района от 22.10.1993 №1443); АООТ «Обь-Иртышское речное пароходство» переименовано в ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» (распоряжение Администрации Центрального АО г.Тюмени от 27.06.1997 № 702); ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» переименовано в АО «Обь-Иртышское речное пароходство» (решение внеочередного собрания акционеров ОАО «ОИРП», протокол №29 от 15.12.2014).

Представлена справка АО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/263 от 19.07.2017, уточняющая характер работы и условия труда, согласно которой ФИО1 работал на Тобольском судоремонтном заводе: с 23.04.1979 по 06.10.1979 «матросом» т/х «ОТ-2025»; с 19.04.1980 по 22.07.1980 «рулевым-мотористом» т/х «Омский-100»; с 23.07.1980 по 24.04.1981 «рулевым-мотористом» т/х «ОТ-2041». Был занят на работах, дающих право на страховую пенсию по старости на льготных условиях, постоянно в течение полного рабочего дня. В 1979 находился в навигации с 24.04.1979 по 05.10.1979 (навигационный период отработан не полностью, разоружение по 05.12.1979, основание - табели учета рабочего времени) В 1980 находился в навигации с 19.04.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1980 (навигационный период отработан не полностью). Межнавигационный, ученический отпуск, отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялись. Отгулы за навигацию: с 02.03.1981 по 22.04.1981, 45 рабочих дней (приказ № 42-л от 02.03.1981). На курсы повышения квалификации не направлялся. Прочие отвлечения от основной работы отсутствуют. Теплоходы «ОТ-2025», «Омский-100», «ОТ-2041» не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения. Порт приписки теплоходов — г. Тобольск. Справка составлена на основании приказов по личному составу за 1979 - 1981, судовых журналов заработной платы и табелей учета рабочего времени за 1979 — 1981, приказов о приписке флота за 1979 - 1980, личной карточки по форме № Т-2.

Работа в данных условиях (должностях) дает право на досрочное пенсионное обеспечение, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Представлена справка ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/65 от 18.04.2022, уточняющая характер работы и условия труда, согласно которой ФИО1, действительно постоянно полный рабочий день работал на Тобольском судоремонтном заводе в производстве (структурном подразделении: плавающий состав, по следующим профессиям: 1979 — «матрос» т/х «ОТ-2025». С 23.04.1979 зачислен для прохождения производственной практики (приказ № 82-л. от 23.04.1979). Находился в навигации: с 24.04.1979 по 02.06.1979 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате, в табеле учета рабочего времени 03.06.1979 указано «ОТ», приказы на отпуска, отгулы за данный период не прослеживаются); с 04.06.1979 по 22.07.1979 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате, в табеле учета рабочего времени 23.07.1979 указано «ОТ», приказы на отпуска, отгулы за данный период не прослеживаются); с 24.07.1979 по 27.07.1979 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате, в табеле учета рабочего времени 28.07.1979 указано «ОТ», приказы на отпуска, отгулы за данный период не прослеживаются); с 30.07.1979 по 05.10.1979 (основание: табели учета рабочего времени, судовые ведомости начисления и выплаты заработной платы). Навигационный период с 24.04.1979 по 05.12.1979 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости на заработную плату). Навигационный период отработан не полностью. С 06.10.1979 направлен в распоряжение СГПТУ № 23 после окончания производственной практики (приказ № 245-л от 06.12.1979). 1980 «рулевой-моторист» т/х «ОТ-2041». С 19.04.1980 зачислен в штат для прохождения производственной практики (приказ №80-л от 19.04.1980). С 23.07.1980 зачислен в штат после окончания учебы (приказ № 148-л от 22.07.1980). Находился в навигации: с 19.04.1980 по 26.04.1980 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате, в период с 27.04.1980 по 28.04.1980 в табеле учета рабочего времени указано «О», приказы на отпуска, отгулы за данный период не прослеживаются); с 29.04.1980 по 13.06.1980 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате, в период с 14.06.1980 по 17.06.1980 в табеле учета рабочего времени указано «О», приказы на отпуска, отгулы за данный период не прослеживаются); с 18.06.1980 по 22.09.1980 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате); с 01.10.1980 по 07.12.1980 (основание: табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате). Навигационный период с 19.04.1980 по 07.12.1980 (основание: приказ о вооружении № 224 от 18.04.1980, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости по заработной плате). Навигационный период отработан не полностью. 1981 в навигации не был. С 24.04.1981 уволен в связи с призывом в Советскую Армию (приказ № 84-л от 25.04.1981). Отпуска без сохранения заработной платы, ученические отпуска не предоставлялись, а курсы повышения квалификации не направлялся, прочих отвлечений от работы не было. В навигационный период очередные отпуска и отгулы не предоставлялись. Теплоходы «ОТ-2025», «ОТ-2041» не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения. Порт приписки теплоходов — г. Тобольск. В качестве основания для составления справки указаны приказы по личному составу за 1979 - 1981, судовой журнал заработной платы и табели учета рабочего времени за 1979 - 1981, приказы о приписке флота за 1979 - 1981.

Согласно справке условия труда и характер работы ФИО1 соответствуют требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Копии личных карточек по форме № Т-2 и приказов по личному составу представлены в деле.

Представлен приказ Тобольского судоремонтного завода № 224 от 18.04.1980, согласно которому было объявлено навигационное положение с 19.04.1980 -т/х «ОТ-2041».

Теплоход «ОТ-2025» - буксир, введен в эксплуатацию в 1970. Имеет размер в длину 47 м и ширину 12 м. Валовый тоннаж судна составляет 641 тонн.

Теплоход «ОТ-2041» - буксир-толкач, введен в эксплуатацию в 1971. Имеет размер в длину 45 м и ширину 12 м. Валовый тоннаж судна составляет 854 тонны.

Суда, на которых работал ФИО1 в рассматриваемые периоды, относились к транспортным судам речного флота.

Классификация судов речного флота по назначению в соответствии с речным регистром такова:

1) Транспортные речные суда. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на: пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома), грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные), буксирные (толкачи-буксиры).

Среди грузовых транспортных судов речного флота достаточно много разновидностей судов. Самоходные грузовые суда: контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Несамоходные грузовые суда: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).

2) Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов. Подразделяются на: вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.), обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.), земснаряды.

С учетом данной классификации, а также с учетом справки АО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/263 от 19.07.2017, уточняющей характер работы и условия труда, справки ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/65 от 18.04.2022, уточняющей характер работы и условия труда, можно сделать вывод, что суда, на которых работал ФИО1 в рассматриваемые периоды, не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения.

В соответствии с «Уставом службы на судах речного флота РСФСР», утвержденным приказом Министерства речного флота РСФСР № 30 от 30.03.1982, все члены судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

Труд экипажа организуется капитаном в соответствии со штатным расписанием, утвержденным судовладельцем в установленном порядке, положением о рабочем времени и времени отдыха плавающего состава судов речного флота и «Уставом службы на судах речного флота РСФСР».

Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава.

К командному составу относятся: капитан, первый помощник капитана (на судах загранплавания), штурманы (помощники капитана), помощники командира, помощник шкипера, механик и его помощники (второй, третий, четвертый механики), электромеханик (помощник механика по электрооборудованию) и его помощники, начальник радиостанции, а также лица, совмещающие указанные должности.

К рядовому составу относятся все остальные члены экипажа.

В обязанности «матроса» 1 класса входит: - «матрос» I класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника, - «матрос» I класса обязан знать и выполнять обязанности «матроса» II класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, уметь замерять глубину ручным лотом, - «матрос» I класса на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.

Обязанности «старшего моториста» (старшего машиниста», «моториста», «машиниста»): «старший моторист» («старший машинист», «моторист», «машинист») подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика, - «старший моторист» (старший машинист», «моторист», «машинист») обязан: знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать, знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки, участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники, знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники, своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию, знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими, уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования, - «старший моторист» (старший машинист», «моторист», «машинист») может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Обязанности «старшего рулевого», «рулевого»: - «старший рулевой», «рулевой» непосредственно подчиняются боцману, а во время вахты находятся в распоряжении вахтенного начальника, - обязаны изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей, в которых судно совершает рейсы, знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно, знать рулевое устройство, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д., знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь управлять ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использовать авторулевой; уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой, уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей, уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей «матросов», - «старший рулевой» следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе, - на судах, где не предусмотрена штатным расписанием должность боцмана, «старший рулевой» выполняет его обязанности.

Таким образом, с учетом положений «Устава службы на судах речного флота РСФСР», можно сделать вывод, что в рассматриваемые периоды ФИО1 входил в состав экипажа (плавсостава) судов.

В материалах дела сведений о том, что суда, на которых работал истец в рассматриваемые периоды, находились в отстое или на консервации, нет.

В отношении периода работы с 10.06.1983 по 11.12.1985, согласно записям в трудовой книжке ФИО1 в период с 10.06.1983 по 11.12.1985 работал «мотористом» на судах типа БМРТ. Наименование организации, в которой работал истец, на копии трудовой книжки в материалах дела не читается.

Представлена архивная справка ПАО «Океанрыбфлот» № А-02/72 от 20.02.2018, согласно которой ФИО1 действительно работал на Петропавловской базе океанического рыболовства г.Петропавловск-Камчатский полный рабочий день «мотористом» на судах типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер): с 10.06.1983 (приказ № 805 от 21.06.1983) по 11.12.1985 (приказ № 1319 от 18.11.1985).

В архивной справке приведены сведения о реорганизации предприятия: 17.12.1992 Петропавловская база океанического рыболовства преобразована в АО «Океанрыбфлот», 29.05.1996 АО «Океанрыбфлот» преобразовано в ОАО «Океанрыбфлот», 12.12.2014 ОАО «Океанрыбфлот» переименовано в ПАО «Океанрыбфлот».

Представлена архивная справка ПАО «Океанрыбфлот» № А-02/97 от 07.03.2018,

согласно которой ФИО1 в период с 10.06.1983 по 11.12.1985 работал «мотористом» на судах типа БМРТ на Петропавловской базе океанического рыболовства г. Петропавловск-Камчатский. Работал полный рабочий день, был занят на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле в районах Охотского и Берингова морей (независимо от характера работы).

Суда типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) являются судами морского флота рыбной промышленности и не относятся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения и приписаны к порту г. Петропавловск-Камчатский. Навигация проходит круглогодично.

Стаж работы в плавсоставе с 10.06.1983 по 11.12.1985.

Согласно справке условия труда и характер работы ФИО1 в указанный период соответствуют требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В качестве основания для составления справки указаны приказы о приписке судов, свидетельство о праве собственности на суда, реестр флота, Устав службы на судах рыбной промышленности, техническая спецификация судов, лицевые бухгалтерские счета за 1983 г. -1985 г., приказы по отделу кадров за 1983 - 1985.

ПАО «Океанрыбфлот» - одно из крупнейших рыбодобывающих предприятий не только Дальнего Востока, но и России в целом. История предприятия берет начало в 1963.

Начиная с 1961 на предприятии эксплуатировались большие морозильные рыболовные траулеры «Браслав», «Хинган», «Опала», «Николай Островский», «Узбекистан», «Куба», «Ительмен», «Восход», «Трудовые резервы», «XV съезд ВЛКСМ», «Петр Овчинников», «Борис Горинский», «Алексей Махалин», «Юность», «Штурман Елагин», «Илларион Рябиков», «Пахачи».

Суда, на которых работал ФИО1 в рассматриваемый период, относятся к судам промыслового флота.

Согласно ГОСТ 18676-73 «Эксплуатация промыслового флота и портов. Термины и определения» промысловый флот - флот, осуществляющий добычу рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов, выпуск продукции, перегрузку грузов с судна на судно в море и доставку их в пункт назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что ФИО1 в рассматриваемый период работал «мотористом» на Петропавловской базе океанического рыболовства г. Петропавловск-Камчатский, входил в состав экипажа (плавсостава) судов. При этом суда, на которых работал истец, не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Суда, на которых работал ФИО1, относились к судам флота рыбной промышленности, их основным назначением были добыча и переработка рыбы.

Подразделом 17 «Добыча и обработка рыбы» раздела XXVII «Пищевая промышленность» «Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее - Список № 2 1991), предусмотрены: «рабочие, занятые на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов на предприятиях в районах Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, Мурманской области, за Полярным кругом, в северной части Сахалина, независимо от того, где размещены предприятия по обработке рыбы: на берегу или на плавучих базах, а также независимо от того, к какому порту приписаны эти заводы», позиция 22417020-17531.

Подразделом 17 «Добыча и обработка рыбы» раздела XXIV «Пищевая промышленность» «Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрены: - плавсостав рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях: матросы, занятые ловом и обработкой рыбы, морзверя, крабов и морепродуктов; - рабочие, занятые на обработке и уборке рыбы, краба, морского зверя и морепродуктов на предприятиях Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, в Мурманской области, за Полярным Кругом и в северной части Сахалина.

Указанными Списками № 2 1991 и 1956 установлены дополнительные показатели и условия назначения досрочной трудовой пенсии по старости: - занятость на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов; - занятость на работах в определенных районах (Камчатка, Курильские острова, Охотское побережье, Мурманская область, за Полярным кругом, в северной части Сахалина); - занятость в плавсоставе рыболовных, краболовных, китобойных, зверобойных, поисковых судов и флотилий, рефрижераторов - производственных, плавающих в океанах и морях.

В соответствии с «Положением о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота», утвержденным постановлением Минтруда России от 20.02.1996 № 11, в рабочее время членов экипажа судна (плавсостава) входит время выполнения ими работ по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии в период выполнения рейсового задания с включением в него вспомогательных, подготовительных, ремонтных и других работ, обеспечивающих основные функции плавсостава, что согласуется с пунктом 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Согласно пункту 5 указанного разъяснения в рабочее время (полный рабочий день) включается время выполнения вспомогательных, подготовительных, а у работников, выполняющих работы при помощи механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В него может включаться и время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В части периода работы с 24.12.1985 по 26.10.1987, согласно записям в трудовой книжке, архивной справке № С-392 от 20.03.2018, архивной справке № С-383 от 19.04.2022, приказам по личному составу, личной карточке по форме № Т-2 ФИО1 в период с 24.12.1985 по 26.10.1987 работал «испытателем двигателей» 4 разряда в цехе М-7 в ПО «Турбомоторный завод».

С 03.02.1993 ПО «Турбомоторный завод» переименован в АО «Турбомоторный завод». С 16.07.1996 АО «Турбомоторный завод» перерегистрирован в ОАО «Турбомоторный завод».

В 1984 производственная структура ПО «Турбомоторный завод» была следующей: - механосборочные цеха №№ 1, 1а, 2, 5, 6, 7, 8, 9 (М-1, М-1а, М-2, М-5, М-6, М-7, М-8, М-9), -цехаДМ-1,ДМ-2, - цеха Т-1, Т-2, Т-3, Т-4, Т-6, - цех металлоконструкций (ЦМК), -кузнечный цех (КЦ), - термический цех (ТЦ), - цветолитейный цех (ЦЛЦ), - цех алюминиевого литья (ЦАЛ), - стале-чугунолитейный цех (СЧЛЦ), - тарно-модельный цех (ТМЦ), - ремонтно-механический цех (РМЦ), - ремонтно-строительный цех (РСЦ), -электроремонтный цех (ЭРЦ), - теплоэлектроцех (ТЭЦ), - теплосиловой цех (ТСЦ), -автотранспортный цех (АтрЦ), - железнодорожный цех (ЖДЦ), - цех комплектования производства (ЦКП), - шиховый участок, - участок благоустройства.

Основными функциями объединения являлись проектирование и разработка паровых и газовых турбин, дизелей и производство высококачественной машиностроительной продукции и товаров культурно-бытового назначения в соответствии с установленным профилем.

Приказом № 478 от 02.11.1990 на основе цехов серийного моторного производства М-1, М-la, М-2, М-5, М-6, Т-4, М-7, М-9 был организован производственно-технический комплекс (ПТК) «Мотор». Структура ПТК «Мотор»: 1-ый механический цех (М-1), цех коленвала (М-1А), 2-ой механический цех (М-2), цех топливной аппаратуры (М-5), цех холодной штамповки (М-6), сборочный цех серийных моторов (М-7), цех турбокомпрессоров (М-9), цех крепежа (Т-4).

В соответствии с разделом «Слесарные и слесарно-сборочные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих выпуска № 2, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 17/2-54 от 16.01.1985, в характеристику работ по профессии «испытатель двигателей» 4 разряда входит: испытание двигателей внутреннего сгорания мощностью до 73,6 кВт (100 л.с.) со снятием внешних характеристик, установка двигателя на испытательный стенд, монтаж и демонтаж его, пуск двигателя и испытание по установленным режимам работы с замером мощности и расхода горючего, выявление и устранение дефектов, возникающих при испытании двигателя, под руководством испытателя двигателей более высокой квалификации, ведение журнала испытаний, обкаточные испытания гидромеханических передач без нагрузки.

Относительно периода работы с 30.07.1988 по 18.03.1990, согласно записям в трудовой книжке, личной карточке по форме № Т-2, приказам по личному составу ФИО1 работал в Свердловском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1: 30.07.1988 присвоена квалификация «водителя» 3 класса транспортных средств категории «Д», допущен к самостоятельной работе на автобусе, отряд № 3, 18.03.1990 уволен.

Согласно справке Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Муниципальное объединение автобусных предприятий» № 36 от 16.03.2018 ФИО1 в периоде 12.01.1988 по 16.06.1988 находился на курсах подготовки «водителей».

Представлена справка Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Муниципальное объединение автобусных предприятий» № 344/К-01 от 22.03.2018, согласно которой ФИО1 в период с 01.08.1988 по 28.02.1990 работал «водителем автомобиля» на регулярных городских пассажирских маршрутах постоянно полный рабочий день.

В льготный стаж не включены периоды работы, в которые истец не выполнял норму времени на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно справке ЕМУП «МОАП» осуществляет пассажирские перевозки автобусами среднего, большого класса.

Согласно справке условия труда и характер работы ФИО1 в период с 01.08.1988 по 28.02.1990 соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

В качестве основания для составления справки указаны личная карточка по форме № Т-2, расчетные ведомости, приказы, приказ Минавтотранса РСФСР № 2 от 29.01.1973 г. «О тарифных ставках на регулярных городских пассажирских маршрутах», приказ Минавтотранса РСФСР № 131 от 26.11.1986 «О тарифных ставках водителей городских регулярных пассажирских маршрутов», постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС № 1115 от 17.09.1986 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 200 от 31.12.1981 «Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», коллективные договоры, заключенные на 1988, 1989 г., 1990.

В справке приведены сведения о переименованиях предприятия.

Свердловское производственное объединение пассажирского автотранспорта № 1 переименовано в Производственное пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (приказ №110 от 31.03.1993), ППАП № 1 переименовано в МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (приказ № 432 от 06.10.1997). МУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» переименовано в ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» (приказ № 432 от 28.08.2003).

Представлены технические характеристики автобусов ЕМУП «МОАП»: -Икарус-280, пассажировместимость - 37 (сидячие места), 136 (вместимость), - Икарус-280.80, пассажировместимость - 34 (сидячие места), 136 (вместимость), - Икарус-260, пассажировместимость - 22 (сидячие места), 80 (вместимость), - Икарус-283.10, пассажировместимость - 37 (сидячие места), 178 (вместимость), - ЛАЗ-695, пассажировместимость — 32 (сидячие места), 62 (вместимость), - ЛАЗ-677, пассажировместимость - 25 (сидячие места), 80 (вместимость), - Вольво В 10 М, пассажировместимость - 32 (сидячие места), 80 (вместимость), - АКА-5225, пассажировместимость - 28 (сидячие места), 82 (вместимость), - ЛиАЗ-52364, пассажировместимость - 23 (сидячие места), 116 (вместимость), - ЛиАЗ-525645, пассажировместимость - 23 (сидячие места), 116 (вместимость), - Нефаз-5299-20-22, пассажировместимость - 25 (сидячие места), 114 (вместимость), - Нефаз-5299-20-32, пассажировместимость - 25 (сидячие места), 106 (вместимость), - Нефаз-5299-30-32н, пассажировместимость - 25 (сидячие места), 101 (вместимость), - Волжанин-52700000020-07, пассажировместимость - 26 (сидячие места), 104 (вместимость).

Представлен приказ № 54/ от 15.06.1988, согласно которому ФИО1, выпускник САШ-1, прошедший полную курс обучения по программе подготовки «водителей» транспортных средств категории «Д» и получивший удостоверение «водителя» автобуса, направлен на стажировку на городские маршруты с режимом работы по 7 часов в день под руководством «водителя«-наставника (ФИО4, автобус ЛиАЗ-677) на 32 рабочих дня, 224 часа, в том числе, 90 часов в темное время суток с 15.06.1988.

Представлены условия оплаты труда «водителей» автобусов, грузовых и легковых машин, специалистов и служащих, разработанные на основании постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС № 1115 от 17.09.1986 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». Введены с 01.11.1987.

«Водителям» автобусов устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда. Заработная плата начисляется по часовым тарифным ставкам за фактически отработанные часы, а также за время нахождения в резерве.

Так, для «водителей» автобусов при работе в Свердловске на автобусах регулярных линий установлены следующие тарифные ставки: -Икарус-280-121, - Ик-250, 255, 256, 260 - 109, - ЛиАЗ-677, ЛАЗ-699 - 104, -ЛАЗ-695, 697-94, - ПАЗ-672, КАВЗ-3270 - 85.

Документом также предусмотрены доплаты (оплата) «водителям» автобусов при работе в Свердловске на автобусах регулярных линий: за сверхурочные работы, за простой, за ночное время.

Представлены часовые тарифные ставки дифференцирования по пробегу автобусов, введены с 01.09.1990.

При работе на городских маршрутах в г.Свердловске (для примера - при пробеге до 200 тыс. км): -Икарус-280-121, - Икарус-250, 255, 255, 260, 256, 260-П, 363, 250-А - 109, - ЛиАЗ-677, ЛиА3677-НГ, ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-699, ЛАЗ-420-1 - 104, -ЛАЗ-695,697-94, - ПАЗ-672, КАВЗ-3270 - 85.

В материалах дела представлена выборка часов на ФИО1 Документ составлен 15.03.2018 г., подписан главным бухгалтером ЕМУП «Гортранс» - филиал ЕМУП «Гортранс» Автобусные перевозки.

Согласно выборке часов ФИО1 в рассматриваемый период была установлена тарифная ставка 1,04 руб./час, что соответствует тарифной ставке «водителя» автобуса ЛиАЗ-677 при работе в г. Свердловске на автобусах регулярных линий.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В «Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 186016», утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016, «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94», утвержденном постановлением Госстандарта РФ № 367 от 26.12.1994, предусмотрена профессия «водитель автомобиля».

В соответствии с «Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102, в обязанности «водителя автомобиля» 3 класса входит: управление легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств В, С и Е, или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств Д или Д и Е, буксирование прицепов весом свыше 750 кг, устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов, выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.

В соответствии с «Уставом автомобильного транспорта», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.

К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, к межреспубликанским - перевозки, осуществляемые по территории двух и более союзных республик, и к международным -перевозки, осуществляемые за пределы или из-за пределов территории СССР.

В соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.

Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Таким образом, к городским пассажирским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами, предназначенным для перевозки пассажиров. К регулярным пассажирским относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках или с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

По материалам дела известно, что ФИО1 с 15.06.1988 был направлен на стажировку на городские маршруты с режимом работы по 7 часов в день под руководством «водителя»-наставника (ФИО4, автобус ЛиАЗ-677) на 32 рабочих дня, 224 часа, в том числе, 90 часов в темное время суток.

В соответствии с «РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 г., целью стажировки является адаптация «водителя» к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров. Допуск «водителя» к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

По периоду работы с 04.04.1990 по 04.07.2002, согласно записям в трудовой книжке ФИО1 работал в Курганской автоколонне № 1229 (Петуховском АТП, ОАО «ПАТП»): 04.04.1990 принят «водителем автобуса» 3 класса в отряд № 7 Курганской автоколонны № 1229, 01.04.1992 а/отряд № 7 Курганской автоколонны № 1229 реорганизован в Петуховское АТП, 01.04.1992 принят «водителем» автобуса в Петуховское АТП, 24.11.1995 Петуховское АТП реорганизовано в ОАО «ПАТП», 04.07.2002 уволен.

На основании определения Курганского городского суда Курганской области от 16.05.2022 проведена экспертиза условий труда ФИО1

Согласно заключению экспертизы № 118-ЭТД от 29.07.2022 эксперт пришел к следующим выводам.

Условия труда и характер работы ФИО1 в периоды работы с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1979 на теплоходах «ОТ-2025», «ОТ-2041» соответствуют требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так как ФИО1 в периоды с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1980 совмещал работу по двум профессиям, одна из которых («моторист») предусмотрена подразделом 3 «Речной флот» раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 1956, а вторая («рулевой») не предусмотрена, а в период с 24.04.1979 по 05.10.1979 работал «матросом» (данная профессия подразделом 3 «Речной флот» раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2 1956 не предусмотрена), то можно сделать вывод, что условия труда и характер работы ФИО1 в периоды работы с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1980 на теплоходах «ОТ-2025», «ОТ-2041» не соответствуют требованиям Списка № 2 1956.

Согласно пункту 13 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания.

Согласно справке АО «Обь-Иртышское речное пароходство» № 18-09/263 от 19.07.2017, уточняющей характер работы и условия труда, ФИО1 был занят в навигации в периоды с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1979 по 06.12.1980.

В материалах дела представлены расчетные ведомости по заработной плате, табели учета рабочего времени и дней отгула членов экипажа, согласно которым ФИО1 в рассматриваемые периоды вырабатывал норму рабочего времени в соответствии с производственным календарем, что можно рассматривать как подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах по «льготным» профессиям.

Условия труда и характер работы ФИО1 в период работы с 10.06.1983 по 11.12.1985 на Петропавловской базе океанического рыболовства г. Петропавловск- Камчатский соответствуют требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Учитывая обязанности «моториста», предусмотренные «Уставом службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации» («моторист» не занят на обработке и уборке рыбы и морепродуктов), можно сделать вывод, что условия труда и характер работы ФИО1 в период работы с 10.06.1983 по 11.12.1985 на Петропавловской базе океанического рыболовства г. Петропавловск-Камчатский не соответствуют требованиям Списка № 2 1956, Списка № 2 1991.

Согласно пункту 13 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитывается с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год. В тех случаях, когда работник не весь навигационный период отработал на судне, время его работы включается в стаж на соответствующих видах работ по фактической его продолжительности, независимо от причины, по которой работа начата не сначала навигационного периода или прекращена до его окончания.

Согласно архивной справке ПАО «Океанрыбфлот» № А-02/97 от 07.03.2018 истец в рассматриваемый период работал в районах Охотского и Берингова морей (независимо от характера работы). Навигация проходила круглогодично.

В материалах дела документы, на основании которых можно было бы ответить на вопрос о постоянной занятости ФИО1 в течение полного рабочего дня, например, табели учета рабочего времени, лицевые счета и др., не представлены.

Единственным документом, подтверждающим, что ФИО1 в рассматриваемый период работал постоянно в течение полного рабочего дня, является архивная справка ПАО «Океанрыбфлот» № А-02/97 от 07.03.2018.

По материалам дела подтвердить или опровергнуть соответствие условий труда и характера работы ФИО1 в период работы с 24.12.1985 по 26.10.1987 в ПО «Турбомоторный завод» профессиям и работам, предусмотренным Списком № 2 1956, Списком № 2 1991, не представляется возможным.

В материалах дела недостаточно документов для объективной оценки условий труда и характера работы ФИО1 в рассматриваемый период. Так, отсутствуют производственные инструкции, технологические процессы, регламенты, карты, планировки, списки оборудования и другие документы, на основании которых можно было бы определить, какие работы выполнял истец в рассматриваемый период, на каком оборудовании работал, на испытании какого именно оборудования был занят.

В материалах дела представлены лицевые счета по заработной плате, однако сведения в них зашифрованы, расшифровка кодов не приведена. Следовательно, оценить занятость истца также не представляется возможным.

Необходимо отметить, что для ответа на вопрос о постоянной занятости ФИО1 в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком № 2 1991, необходимо, в первую очередь, подтвердить соответствие условий труда и характера работы истца требованиям указанного Списка № 2 1991.

По материалам дела можно сделать вывод, что условия труда и характер работы ФИО1 в период работы с 01.08.1988 по 28.02.1990 в Свердловском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1 соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Данный вывод сделан с учетом справки ЕМУП «МОАП» № 344/К-01 от 22.03.2018, согласно которой условия труда и характер работы истца в указанный период соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», приказа № 54/ от 15.06.1988 г., согласно которому истец проходил стажировку на городских маршрутах на автобусе ЛиАЗ-677, условий оплаты труда «водителей» (введены с 01.11.1987), выборке часов на ФИО1 от 15.03.2018, согласно которым ФИО1 в рассматриваемый период была установлена тарифная ставка, соответствующая тарифной ставке «водителя» автобуса при работе в г.Свердловске на автобусах регулярных линий.

При этом справкой № 344/К-01 от 22.03.2018 ЕМУП «МОАП» подтверждает соответствие условий труда и характера работы ФИО1 требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» только в отношении периода работы с 01.08.1988 по 28.02.1990.

В иные периоды, согласно справке, ФИО1 не выполнял норму времени на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Согласно выборке часов на ФИО1 от 15.03.2018 в июле 1988 истец отработал на линии 13 часов, 154 часа находился на стажировке, в марте 1990 истец отработал на линии 27 часов.

В период с 01.08.1988 по 28.02.1990 ФИО1, согласно выборке часов, вырабатывал на линии норму рабочего времени в соответствии с производственным календарем, что свидетельствует о его постоянной занятости в течение полного рабочего дня на регулярных городских пассажирских маршрутах.

По материалам дела подтвердить или опровергнуть соответствие условий труда и характера работы ФИО1 в период работы с 04.04.1990 по 04.07.2002 в Курганской автоколонне № 1229 (Петуховском АТП, ОАО «ПАТП») требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» не представляется возможным.

В материалах дела отсутствуют документы, на основании которых можно было бы определить, был ли ФИО1 в рассматриваемый период занят на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Такими документами могут быть: устав предприятия, приказы о закреплении истца за регулярными городскими пассажирскими маршрутами, паспорта маршрутов, путевые листы, справка предприятия, положения об оплате труда и др.

В материалах дела представлены расчетные ведомости по заработной плате. Однако сведения о количестве отработанного времени в них, как правило, не указаны, что не позволяет ответить на вопрос о постоянной занятости истца в течение полного рабочего дня.

У суда не имеется оснований сомневаться в выводах эксперта, поскольку экспертиза проведена по материалам гражданского дела, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложное заключение.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено согласно ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих выводы эксперта о соответствии условий труда и характера работы истца в указанный период.

На основании изложенного, оценив доводы сторон, изучив представленные доказательства, принимая о внимание заключение эксперта, которое сторонами не опровергнуто, суд приходит к следующим выводам.

Периоды работы истца с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1979 на теплоходах «ОТ-2025», «ОТ-2041» соответствуют требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Также, включению в специальный стаж истца подлежит период работы с 01.08.1988 по 28.02.1990 в Свердловском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1, условия и характер работы в который соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Постоянная занятость в течение рабочего дня в указанный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В части исковых требований о включении в стаж истца периода работы с 10.06.1983 по 11.12.1985 мотористом на судах типа БМРТ- район Крайнего Севера в полуторном размере, указанный период зачтен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ответчиком решением от 08.06.2020 в соответствии с пп.6 п.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», в связи с чем требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Оснований для включения иных периодов работы в специальный стаж истца суд не усматривает, поскольку истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих его работу в особых условиях труда в течение полного рабочего дня, экспертным заключением указанные факты также не подтверждаются.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно условному расчету представителя ответчика, у истца на дату обращения 03.06.2020 необходимый стаж отсутствовал.

Также и с учетом включенных периодов работы у истца не набирается требуемый специальный стаж на дату обращения, что не дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ни по одному из предусмотренных законом оснований.

На основании ст. 98 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ОПФР по Курганской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, ФИО1 период его работы:

с 24.04.1979 по 05.10.1979, с 19.04.1980 по 22.07.1980, с 23.07.1980 по 22.09.1980, с 01.10.1980 по 06.12.1979 на теплоходах «ОТ-2025», «ОТ-2041» в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

с 01.08.1988 по 28.02.1990 в Свердловском производственном объединении пассажирского автотранспорта № 1 в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОПФР по Курганской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Курганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.С. Рыбалова

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2022