ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 470011-01-2021-002553-74 от 30.06.2022 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-430/2022

№ 47RS0011-01-2021-002553-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,

при секретаре Морозове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению административного истца Владимировой Татьяны Анатольевны к Администрации МО Ломоносовского МР Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от 29.06.2021 года № ИСХ-ОГ-3177/2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об обязании административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Владимирова Татьяна Анатольевна обратилась в Ломоносовский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации МО Ломоносовского МР Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от 29.06.2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В обоснование требований указывала, что 2 июня 2021 года административным истцом через своего представителя через Филиал ГБУ ЛО «МФЦ» «Ломоносовский» в Администрацию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов, что к заявлению были приложены следующие документы: паспорт гражданина РФ (административного истца), схема расположения земельного участка, паспорт представителя по доверенности и копия доверенности представителя. Отмечала, что 29 июня 2021 г. административным ответчиком было принято решение № исх-ог-3177/2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом в Филиал ГБУ ЛО «МФЦ» «Ломоносовский» данное решение поступило только 17 июля 2021 года, выдано административному истцу 20 июня 2021 года, что является нарушением норм действующего законодательства. Административный истец считает решение от 29 июня 2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, поскольку оно противоречит ч.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.1 ст.39.16 ЗК РФ и п.16 ст.11.10 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы административного истца, а именно лишает его права на предоставление земельного участка в аренду.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Ломоносовского района Караваева Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, считала их необоснованными.

Административный истец Владимирова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени извещена надлежащим образом, ранее принимала участие в судебных заседаниях, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо - Администрация МО Гостилицкое сельское поселение в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в связи с неявкой в суд не поступило.

На основании положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

При этом, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 12 ст. 11.10 ЗК РФ).

Приказом Министерства развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее -Требования к подготовке схемы), а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно ответа на заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка в кадастровом квартале 47:14:0903009 администрация муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области указывает на то, что в порядке норм, предусмотренных п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположений зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Формат и требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.

Рассмотрев приложенную к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, правила землепользования и застройки муниципального образования Гостилицкое сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования Гостилицкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 24.12.2012 № 69 (далее ПЗЗ Гостилицкого СП), письмо администрации муниципального образования Гостилицкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 16.06.2021 № 987, администрацией установлено следующее: на испрашиваемом заявителем территории проводятся мероприятия с применением гербицидов по борьбе с борщевиком Сосновского в рамках государственной программы Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2019 № 636, подпрограммы «Развитие транспортной инфраструктуры и благоустройства сельских территорий Ленинградской области», основное мероприятие «Мероприятия по борьбе с борщевиком Сосновского», а также в соответствии с муниципальной программой «Борьба с борщевиком Сосновского на территории муниципального образования Гостилицкое сельское поселение», утвержденной постановлением местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение от 13.11.2020 № 227. Кроме того, отсутствует автомобильная дорога общего пользования местного значения к испрашиваемой заявителем территории, то есть земельный участок, планируемый к образованию в соответствии с представленной схемой, не обеспечен доступом.

Из ответа Администрации МО Гостилицкое сельское поселение от 15.06.2021 № ИСХ-ОГ-2879/2021 «О предоставлении информации о принадлежности возможного к образованию земельного участка», усматривается, что информация о принадлежности планируемого к образованию земельного участка площадью 1993 кв.м, в похозяйственных книгах Гостилицкого сельского поселения отсутствует: в период с 01.03.2015 по 31.12.2015 решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о проведении аукционов или торгов, в отношении земель за счет которых планируется образовать земельный участок площадью 1993 кв.м, не принималось; с учетом отсутствия технической возможности определения на местности координат характерных точек границ образуемого земельного участка, предоставить информацию о наличии или отсутствия строений на территории земель, за счет которых планируется образование земельного участка площадью 1993 кв.м, не представляется возможным; на вышеуказанном земельном участке проводятся мероприятия с применением гербицидов по борьбе с борщевиком Сосновского в рамках Государственной программы Ленинградской области «Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2019г. № 636, подпрограммы «Развитие транспортной инфраструктуры и благоустройства сельских территорий Ленинградской области», основное мероприятие «Мероприятия по борьбе с борщевиком Сосновского», а также в соответствии с Муниципальной программой «Борьба с борщевиком Сосновского на территории муниципального образования Гостилицкое сельское поселение» утвержденной Постановлением местной администрации МО Гостилицкое сельское поселение от 13.11.2020г. № 227.

Из материалов дела усматривается, что проведение мероприятия государственной программы по борьбе с борщевиком Сосновского планируется осуществлять в период 2020- 2024 гг., реализация муниципальной программы рассчитана на период 2021-2023 гг.

Таким образом, предоставление испрашиваемого земельного участка приведет к уменьшению земель государственной собственности, на которых проводятся, а также планируются к проведению мероприятия по борьбе с борщевиком Сосновского, что, в свою очередь, повлечет невозможность реализации государственной и муниципальной программ.

Согласно Рекомендациям филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Ленинградской области по борьбе с борщевиком Сосновского в личных подсобных хозяйствах, размещенных на сайте Комитета но агропромышленному комплексу Ленинградской области (agroprom.lcnobl.ru) «Химический метод борьбы заключается в опрыскивании борщевика Сосновского гербицидами.

Суд обращает внимание на то, что в почве находится огромный запас семян борщевика, на который гербициды, разрешенные к применению в личных подсобных хозяйствах, не действуют. Уничтожаются только вегетирующие растения. Семена сохраняют в почве жизнеспособность около 5 лет. Следовательно, химический метод борьбы направлен на планомерное уничтожение растений, ежегодно появляющихся из почвенного запаса семян. Это длительный, трудоемкий процесс, который займет около 5 лет при условии пространственной изоляции обрабатываемого участка от источников семян борщевика Сосновского.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В качестве еще одного основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка Владимировой Т.А. было указано отсутствие автомобильной дороги общего пользования местного значения к испрашиваемой заявителем территории, т.е. земельный участок, планируемый к образованию в соответствии с представленной схемой, не обеспечен доступом.

Утверждение истца о том, что к другим участкам имеется равно такой же доступ, что никак не помешало выделить указанные участки в собственность других граждан, не соответствует действительности. Участки, которые предоставлялись многодетным семьям, а также продавались с аукциона, находятся в другом массиве.

Ни документами территориального планирования, ни планировочной документацией не предусмотрен проезд (проход) к спорному земельному участку. На приложенной к заявлению схеме земельного участка на кадастровом плане территории отображена дорога, которая также не предусмотрена планировочной документацией, что является нарушением требований п.2 ст. 11.10 ЗК РФ, п.4 Требований к подготовке схемы о необходимости составления схемы с учетом утвержденного проекта планировки данной территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий.

Следует учесть, что в настоящий момент проект планировки данной территории отсутствует и находится на стадии подготовки с целью предоставления земельных участков многодетным семьям.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, в том числе, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий (часть 3 статьи 41 ГрК РФ).

Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1), Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, красные линии. В соответствии с п.11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Таким образом, без указанных проектных границ объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры невозможно обеспечить их строительство, а значит невозможно образование и дальнейшее использование земельного участка по целевому назначению.

Кроме того, в представленной заявителем схеме расположения земельного участка указана территориальная зона, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, - Ж-1 зона индивидуальных жилых домов.

Между тем, согласно служебной записке Начальника управления - главного архитектора района ФИО7 от 21.01.2022 № 55-сз/22 в соответствии с картой градостроительного зонирования правил землепользования и застройки МО Гостилицкое сельское поселение № 69 от 24.12.2012 года, образуемый земельный участок согласно приложенной схеме расположен в территориальной зоне ТЖ 2.1 - жилая зона индивидуальных (одноквартирных) отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 400 м2, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, администрация обоснованно пришла к выводу о том, что представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории составлена с нарушением Требований к подготовке схемы, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п.12, п.п.1 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, и, соответственно, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.

В заявлении Владимирова Т.А. в качестве цели использования земельного участка указала - для ведения личного подсобного хозяйства. Между тем, как следует из Выписки из правил землепользования и застройки МО Гостилицкое сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов МО Гостилицкое сельское поселение от 24.12.2012 № 69, в территориальной зоне ТЖ 2.1. не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «для ведения личного подсобного хозяйства».

Таким образом, учитывая обстоятельства дела, установленные судом, принимая во внимание вышеуказанные положения закона, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Кроме того ФИО8 в целях устранения нарушения ее прав и законных интересов просит обязать административного ответчика - Администрацию МО Ломоносовского МР Ленинградской области принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Вместе с тем, в силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем, не обоснованы требования истца о понуждении ответчика к принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, требования административного истца в части возложения обязанности на Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Владимировой Татьяны Анатольевны к Администрации МО Ломоносовского МР Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения от 29.06.2021 года № ИСХ-ОГ-3177/2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об обязании административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 13 июля 2022 года.

Судья Золотухина А.В.