ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480001-01-2020-000296-59 от 03.03.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД № 48RS0001-01-2020-000296-59

Дело № 2а-1037/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2020 года

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Даниловой О.И.,

при секретаре Гридневой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,

установил:

Межрайонная ИФНС № 6 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований ссылалась на то, что в МИФНС №5 по Липецкой области налоговый агент ПАО СК «Росгосстрах» представил информацию о сумме полученного дохода административным ответчиком ФИО1 в размере 200 000 руб., с которого не был удержан налог налоговым агентом. На основании изложенного был начислен налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ за 2017г. в размере 26 000 руб. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление, в связи с неуплатой налога в добровольном порядке, административному ответчику было направлено налоговое требование, в котором был указан срок для погашения образовавшейся задолженности, однако, в установленный срок, административным ответчиком налог уплачен не был. МИФНС Росси №5 по Липецкой области обратилась в суд за выдачей судебного приказа в отношении ФИО1, который впоследствии на основании заявления административного ответчика был отменен.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец просит суд взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2017 год в размере 26000 руб.

Стороны, представитель заинтересованного лица ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

На основании статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, приведен в статье 208 Кодекса и не является исчерпывающим.

Доходы, не подлежащие налогообложению, приведены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Как установлено в статье 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Пунктом 5 вышеуказанной статьи предусмотрено, что при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию.

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (пункт 6 приведенной статьи).

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1).

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Как указано в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Согласно пунктам 2 и 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статье 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснение налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Липецка от 16 марта 2017 года, вступившим в законную силу, с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 525550 руб., из них 400 000 руб. страховое возмещение, 50 000 руб. штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потерпевшего об осуществлении страховой выплаты, 50 000 руб. неустойка, 16 000 руб. расходы по досудебной оценке, 250 руб. почтовые расходы, 300 руб. нотариальные расходы, 8000 руб. судебные расходы, 1000 руб. компенсация морального вреда.

Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 18 октября 2017 года, вступившим в законную силу, с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в размере 108 000 руб., из них 100 000 руб. неустойка, 8000 руб. судебные расходы.

Санкции за неудовлетворение в добровольном порядке требований потерпевшего об осуществлении страховой выплаты и за просрочку выплаты страхового возмещения, носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потерпевшего.

Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у физического лица, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав этого лица.

Следовательно, такие выплаты подлежат налогообложению.

Денежные средства выплачены ПАО СК «Росгосстрах» ФИО1 в 2017 году, налог с суммы в 200 000 руб. (50 000 руб. + 50 000 руб. + 100 000 руб.) (взысканный по решениям суда штраф и неустойка) налоговым агентом не удержан.

В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 16354316 от 15.07.2018г., в котором указывалось на необходимость уплаты налога на доходы физических лиц в размере 26 000 руб. в срок до 03.12.2018 года.

В связи с неисполнением обязанности по оплате налога на доходы физических лиц, налогоплательщику направлено требование № 429595 по сроку уплаты недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 26000 руб., до 28.12.2018 года, однако недоимка не была погашена.

Расчет налога произведен налоговым органом правильно, исходя из суммы дохода 200 000 руб. и ставки 13% (200 000 руб. х 13% = 26000) = 26 000 руб.

По заявлению МИФНС России №5 по Липецкой области в отношении ФИО1 мировым судьей судебного участка № 2 Липецкого судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ, который определением от 26 июля 2019 года мирового судьи был отменен в связи с поступлениями возражений от должника.

24 января 2020 года налоговым органом предъявлен настоящий иск.

Таким образом, порядок взыскания налога и срок обращения в суд административным истцом соблюден.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование налогового органа о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено в суд в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, что и имело место быть в настоящем споре.

Доказательств уплаты налога в размере 26 000 руб. административным ответчиком не представлено.

Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на доходы физических лиц, срок обращения в суд и у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате указанного налога, которую она добровольно не исполнила, суд считает заявленные налоговым органом требования подлежащими удовлетворению, с ФИО1 надлежит взыскать налог на доходы физических лиц в размере 26 000 руб.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты судебных издержек, то с учётом бюджетного законодательства уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в сумме 980 руб. с ФИО1 в доход бюджета г. Липецка.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес> задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 26000 руб., перечислив указанную денежную сумму по следующим реквизитам: получатель ИНН <***>, УФК по Липецкой области (для Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Липецкой области), р/с № <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области отделение г. Липецк, БИК 044206001, ОКТМО 42701000, КБК 18210102030011000110 (НДФЛ), КБК 18110102030012100110 (пени НДФЛ), КБК 18210102030013000110 (штраф НДФЛ).

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной по адресу: <адрес> государственную пошлину в бюджет г. Липецка в размере 980 руб.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение

составлено 10 марта 2020 года