ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480017-01-2021-000114-64 от 11.03.2021 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-80/2021 г.

УИД №48RS0017-01-2021-000114-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Баранова С.В.

при секретаре Рязанцевой О.Ю.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Кононова А.И., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тербунского района Липецкой области, действующего в интересах Российской Федерации, к ООО «Тербунский гончар» о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тербунского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к ООО «Тербунский гончар» о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению коррупции, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения организациями и учреждениями Тербунского муниципального района Липецкой области Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой установлено, что в ООО «Тербунский гончар» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ, что нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. В связи с чем просил обязать ответчика в месячный срок разработать и принять меры по предупреждению коррупции, а именно: определить подразделение или должностное лицо (лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, принять кодекс этики и служебного поведения работников организации, принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В судебном заседании помощник прокурора Тербунского района Кононов А.И. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. В связи с тем, что ответчиком в ходе рассмотрения дела заявленные исковые требования исполнены добровольно и в полном объёме, полагал, что решение суда не следует приводить к исполнению.

Представитель ответчика ООО «Тербунский гончар» по доверенности ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований, объяснила, что в настоящее время требования, заявленные в иске, исполнены добровольно, о чем свидетельствует представленные Приказ о назначении ответственных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений, Положение о конфликте интересов ООО «Тербунский гончар», Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции ООО «Тербунский гончар», Кодекс этики и служебного поведения работников ООО «Тербунский гончар».

Выслушав помощника прокурора Тербунского района Липецкой области Кононова А.И., представителя ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействиекоррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, распространенность коррупционных правонарушений требуют исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции, а также создания необходимых организационных предпосылок для этого.

Цели Конвенции ООН против коррупции заключаются в содействии принятию и укреплении мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В силу ст.13.3 Федерального закона N 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тербунского района была проведена проверка соблюдения организациями и учреждениями Тербунского муниципального района Липецкой области Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе и ООО «Тербунский гончар».

Из справки о результатах проверки от 05.02.2021 г. следует, что ООО «Тербунский гончар» меры по предупреждению коррупции на момент проведения проверки не разработаны и не приняты. Представитель ООО «Тербунский гончар» по доверенности ФИО1 с выявленными нарушениями согласилась, исковые требования не оспаривала.

Непринятие вышеуказанных организационных мер по противодействию коррупции в организации делает невозможным исполнение требований Федерального закона № 273-ФЗ и нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, что обусловлено кадровыми изменениями в организации, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, а также препятствует реализации гражданами своих конституционных прав и свобод.

Учитывая вышеизложенное, заявленные прокурором Тербунского района Липецкой области требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время ответчиком представлены доказательства устранения выявленного нарушения на момент производства по делу. Так, 03.03.2021 г. ответчиком были утверждены Кодекс этики служебного поведения работников ООО «Тербунский гончар», Положение о конфликте интересов ООО «Тербунский гончар», Положение о мерах по предупреждению и противодействию коррупции ООО «Тербунский гончар» (имеются листы ознакомления сотрудников ООО «Тербунский гончар» с данными актами), 09.03.2021 г. был издан приказ № 19 «О назначении ответственных лиц за профилактику коррупционных и иных правонарушений». В связи с добровольным исполнением требований, решение суда в данной части не следует приводить к исполнению.

В силу ст. 103 ГПК РФ надлежит взыскать с ООО «Тербунский гончар» государственную пошлину в доход бюджета Тербунского муниципального района Липецкой области 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Возложить на ООО «Тербунский гончар» обязанность по принятию мер по предупреждению коррупции, а именно:

- определить подразделение или должностное лицо (лиц), ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений,

- разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации,

- принять кодекс этики и служебного поведения работников организации,

- принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Ввиду добровольного исполнения заявленных требований ответчиком после предъявления иска в суд решение в данной части обращению к исполнению не приводить.

Взыскать с ООО «Тербунский гончар» в доход Тербунского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ С.В. Баранов

Мотивированное решение составлено 18 марта 2021 года.