ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480017-02-2023-000266-75 от 03.10.2023 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело (УИД) №48RS0017–02–2023–000266–75

Производство № «2»-А242/ 2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2023 года с. Волово

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Сенюковой Л.И.,

при секретаре Проскуряковой Ю.И.,

с участием представителя прокуратуры Воловского района Липецкой области - помощника прокурора Черкасова Р.В.,

представителя ответчика ГУЗ «Воловская районная больница» Босовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Воловская районная больница», Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере здравоохранения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Воловского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Воловская районная больница», Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере здравоохранения, ссылаясь на то, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности центров общей врачебной практики и фельдшерско-акушерских пунктов. В ходе проверки деятельности ФАП «Васильевский» ГУЗ «Воловская РБ» установлено, что в нарушение пункта 2 Положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи (далее по тексту решения - Положение), которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года №543н, согласно которому организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями №1-27 к Положению, Приложением № 14 к Положению утвержден Стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) с указанием наименования оборудования и требуемого количества оборудования, отсутствовало соответствующее оборудование: пеленальный стол - 1 шт., автоматический дефибриллятор - 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный - 1 шт., одеяло с подогревом - 1 шт., роторасширитель одноразовый - 2 шт., языкодержатель - 2 шт., стерлизатор электрический средний - 1 шт., сухожаровой шкаф или автоклав - 1 шт., кислородный ингалятор - 1 шт., анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина в крови - 1 шт., экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный - 1 шт., дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) - 1 шт., спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления - 1 шт.

Приложением № 23 к Положению утвержден Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) с указанием наименований оборудования и требуемого количества оборудования, в нарушение которого в Набережанском отделении общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» отсутствовал ряд медицинского оборудования, а именно: деструктор для игл от одноразовых шприцев - 1 шт., шкаф сухожаровый - 1 шт., автоклав - 1 шт., стол перевязочный - 1 шт., сфигмоманометр (с манжетами для взрослых и детей) - 1 шт., рефлектор лобный (Симановского) - 1 шт., укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни (в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил) – 3 шт., динамометр ручной и плоскопружный - 1 шт., измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками - 1 шт., таблицы для исследования светоощущения - 1 шт., негатоскоп - 1 шт., скиаскопическая линейка - 1 шт., тест-система для экспресс-диагностики антигена бета-гемолитического стрептококка группы А - 1 шт., тест-полоски для экспресс-диагностики тропонина Т - 1 шт., лупа налобная бинокулярная - 1 шт., алкотестер с набором мундштуков - 1 шт., гемоглобинометр - 1 шт., устройство для теплового лечения придаточных пазух носа и гортани в амбулаторных и домашних условиях - 1 шт., аппарат для лечения интерференционными и динамическими токами - 1 шт., скальпель одноразовый стерильный - 1 шт., дефибриллятор-монитор автоматический портативный - 1 шт., установка для подачи кислорода - 1 шт., шприцы гортанные для извлечения инородных тел - 1 шт.

С целью устранения выявленных нарушений 17.02.2023 года в адрес главного врача ГУЗ «Воловская РБ» вносилось представление об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения, однако по состоянию на 17.08.2023 указанное выше оборудование не приобретено.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены ненадлежащим исполнением своих обязанностей, следует говорить о нарушении права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, на благоприятные и безопасные условия жизни.

Поэтому прокурор просит суд обязать ГУЗ «Воловская РБ» в срок до 01.09.2024 устранить нарушения законодательства в сфере здравоохранения, а именно приобрести в ФАП «Васильевский»: пеленальный стол - 1 шт., автоматический дефибриллятор - 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный - 1 шт., одеяло с подогревом - 1 шт., роторасширитель одноразовый - 2 шт., языкодержатель - 2 шт., стерлизатор электрический средний - 1 шт., сухожаровой шкаф или автоклав - 1 шт., кислородный ингалятор - 1 шт., анализатор гемоглобина крови или тест- системы для определения уровня гемоглобина в крови - 1 шт., экспресс- анализатор уровня холестерина в крови портативный - 1 шт., дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) - 1 шт., спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления - 1 шт.;

в Набережанское отделение общей врачебной практики (семейной медицины): деструктор для игл от одноразовых шприцев - 1 шт., шкаф сухожаровый - 1 шт., автоклав - 1 шт., стол перевязочный - 1 шт., сфигмоманометр (с манжетами для взрослых и детей) - 1 шт., рефлектор лобный (Симановского) - 1 шт., укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни (в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологических правил) - 3 шт., динамометр ручной и плоскопружный - 1 шт., измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками - 1 шт., таблицы для исследования светоощущения - 1 шт., негатоскоп - 1 шт., скиаскопическая линейка - 1 шт., тест-система для экспресс-диагностики антигена бета-гемолитического стрептококка группы А - 1 шт., тест-полоски для экспресс-диагностики тропонина Т - 1 шт., лупа налобная бинокулярная - 1 шт., алкотестер с набором мундштуков - 1 шт., гемоглобинометр - 1 шт., устройство для теплового лечения придаточных пазух носа и гортани в амбулаторных и домашних условиях - 1 шт., аппарат для лечения интерференционными и динамическими токами - 1 шт., скальпель одноразовый стерильный - 1 шт., дефибриллятор-монитор автоматический портативный - 1 шт., установка для подачи кислорода - 1 шт., шприцы гортанные для извлечения инородных тел - 1 шт.;

обязать Управление здравоохранением по Липецкой области выделить денежные средства ГУЗ «Воловская РБ» для приобретения недостающего оборудования ФАП «Васильевский», Набережанское отделение общей врачебной практики (семейной медицины).

В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Липецкой области Черкасов Р.В. исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить, установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года.

Представитель ответчика - ГУЗ «Воловская РБ» по доверенности Босова Е.А. исковые требования прокурора признала полностью, указывая на то, что она согласна с обстоятельствами, указанными в иске, при этом по делу пояснила, что медицинские инструменты и оборудование для ФАПа «Васильевский», Набережанского отделения общей врачебной практики (семейной медицины) будет закуплено до 31.12.2024 года.

Председательствующий в судебном заседании разъяснил представителю ответчика ГУЗ «Воловская РБ» Босовой Е.А. содержание ст.ст.39, 173, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовые последствия признания иска. После чего Босова Е.А. пояснила, что ей ясны и понятны положения указанных статей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Это отражено и удостоверено подписью представителя ответчика - Босовой Е.А. в её заявлении.

Представитель соответчика Управления здравоохранением по Липецкой области в судебное заседание не явился о дате, времени, месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, согласно ходатайству от 04.09.2023 года и.о. начальника управления А.А. Голиков просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя управления здравоохранения Липецкой области.

В отзыве на исковое заявление прокуратуры Воловского района об устранении нарушения в части законодательства в сфере здравоохранения от 01.09.2023 года и.о. начальника управления А.А. Голиков считает исковые требования, не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что Государственное учреждение здравоохранения «Воловская районная больница» имеет правовой статус бюджетного учреждения и является полноправным юридическим лицом в хозяйственном гражданском обороте, которое имеет право заключать сделки и принимать на себя обязательства. Основным источником финансирования данной медицинской организации являются средства фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организацию питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 рублей за единицу.

Учитывая, что стоимость медицинских изделий, указанных в исковом заявлении, менее 100 000 рублей за единицу, для выделения средств областного бюджета не имеется законных оснований.

В соответствии с п.5 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества бюджетного учреждения (учредитель) не несет ответственность по обязательствам этого учреждения - за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. Только в таком случае у учредителя возникает субсидиарная с учреждением ответственность перед гражданином.

По заявленным прокурором требованиям применение субсидиарной ответственности нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Суд, с учетом мнения участников процесса, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя соответчика Управления здравоохранения по Липецкой области

Выслушав помощника прокурора, Черкасова Р.В., объяснения представителя ответчика Босовой Е.А., изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года организация охраны здоровья осуществляется путем: организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В силу частей 1, 2 статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь.

Согласно частям 1 - 4 статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

В силу статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 18 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, в том числе доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года каждый имеет право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Липецкой области от 30.12.2021 года N 622.

Согласно пункту 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020) первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;

первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены Правила организации деятельности ФАПов, стандарт оснащения врачебной амбулатории (ФАП), Правила организации деятельности центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины).

В соответствии с пунктом 2 Правил организации деятельности ФАПов, фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения); организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.

Оснащение ФАПов осуществляется в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.

В соответствии с пунктами 1, 2 Правил организации деятельности центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности Центра (Отделения) общей врачебной практики (семейной медицины).

Центр (Отделение) общей врачебной практики (семейной медицины) (далее - Центр) организуется как самостоятельная медицинская организация или как структурное подразделение медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи (далее - врачебная медицинская помощь), первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) в рамках оказания неотложной медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи.

Оснащение центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) осуществляется в соответствии со стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), установленным приложением № 23 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.

Как установлено судом, прокуратурой Воловского района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные бюджетным учреждением здравоохранения Липецкой области ГУЗ «Воловская районная больница» (далее – ГУЗ «Воловская РБ», а именно: оснащение ФАПа «Васильевский» ГУЗ «Воловская РБ», Набережанского отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ», расположенных на территории Воловского муниципального района, не соответствует предъявляемым требованиям.

По результатам проверки оснащенности ФАПа «Васильевский», Набережанского отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» на территории Воловского муниципального района 17.02.2023 года прокуратурой района в адрес главного врача ГУЗ «Воловская РБ», внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено. Нарушения признаны обоснованными, вместе с тем, не устранены в связи с отсутствием денежных средств.

Из сообщения главного врача ГУЗ «Воловская РБ» от 16.03.2023 года №268 на представление прокурора следует, что Офис врача ОВП с. Набережное и Васильевский ФАП на территории Воловского района были построены и введены в эксплуатацию до вступления в действие приказа № 543н от 12.05.2012 года «Стандарт оснащения ФАП».

При формировании и оснащении подразделений, действовали приказы: МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 584 от 04.08.2006 года «О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО УЧАСТКОВОМУ ПРИНЦИПУ», № 487 от 29.07.2005 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ», в которые не входил тот перечень необходимого оборудования, указанный в действующем приказе № 543н от 12.05.2012 года.

В настоящее время, администрация ГУЗ «Воловская РБ» принимает все возможные меры для доукомплектования ФАП и офисов ВОВП согласно действующему приказу № 543н от 12.05.2012 года.

Согласно сообщению главного врача ГУЗ «Воловская РБ» от 17.08.2023 года №789 администрацией ГУЗ «Воловская РБ» проведена работа по определению перечня необходимого оборудования для доукомплектования ФАП и офисов ВОВП, проработан рынок товаров, проведены закупки тонометров для измерения артериального давления.

В настоящее время администрацией медицинского учреждения принимаются меры для изыскания денежных средств с целью дальнейшего устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в деятельности центров общей врачебной практики и фельдшерско-акушерских пунктов в части оснащения необходимым медицинским оборудованием Набережанского отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» и ФАП «Васильевский» ГУЗ «Воловская РБ».

Согласно пункту 1.7 Устава ГУЗ «Воловская РБ», утвержденного приказом управления здравоохранения Липецкой области от 03.06.2019 года №732, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управления здравоохранения Липецкой области.

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ГУЗ «Воловская РБ» для выполнения уставных целей ГУЗ «Воловская РБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально-обособленные: Васильевский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: улица Парковая, д.11, село Васильевка, Воловский район, Липецкая область, Отделение общей врачебной практики (семейной медицины) с. Набережное, расположенное по адресу: улица Молодежная, д.3, с. Набережное, Воловский район, Липецкая область.

В силу пункта 4.3 Устава ГУЗ «Воловская РБ» источниками формирования финансовых средств ГУЗ «Воловская РБ» являются бюджетные средства, полученные в виде субсидий на выполнение государственного задания и иные цели.

В силу пунктов 1.1, 2.1., 2.45., 2.46 Положения об управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного Распоряжением Правительства Липецкой области от 1 февраля 2023 года N 72-р "Об утверждении Положения об управлении здравоохранения Липецкой области" Управление здравоохранения Липецкой области (далее Управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области в сфере здравоохранения.

Управление осуществляет следующие функции: организует оказание населению Липецкой области первичной медико- санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных областных государственных учреждениях (п.2.1);

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств из областного бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций (п.2.45);

осуществляет функции администратора доходов в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по субсидиям и субвенциям, полученным из федерального бюджета в сфере здравоохранения.

Таким образом, Управление здравоохранения Липецкой области как учредитель ГУЗ «Воловская РБ» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов, отделений общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» на территории Воловского муниципального района в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), Стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) необходимым оборудованием.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Отсутствие надлежащего оснащения ФАПа «Васильевский», отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» в соответствии со стандартами оснащения, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года №543н, нарушает права граждан на охрану здоровья.

Самостоятельная имущественная ответственность ГУЗ «Воловская РБ» по своим обязательствам не освобождает Управление здравоохранения Липецкой области, как отраслевой орган, от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.

Учитывая, что до настоящего времени оборудование Васильевского ФАПа в соответствии со стандартом, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 14), отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» с. Набережное в соответствии со стандартом, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 23), полностью не оснащено, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворению, обязать ГУЗ «Воловская РБ» обеспечить оснащение фельдшерско-акушерского пункта в с. Васильевка в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) (Приложение №14), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н., отделения общей врачебной практики (семейной медицины) ГУЗ «Воловская РБ» с. Набережное в соответствии со стандартом, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н (приложение № 23);

Управление здравоохранения Липецкой области обязать произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа «Васильевский», отделения общей врачебной практики (семейной медицины) с. Набережное в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), Стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) необходимым оборудованием.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, с учетом разумности и необходимого времени для решения организационных и финансовых вопросов, порядка осуществления требуемых работ, их объем, соблюдения баланса интересов, значимости проведения данных работ для неопределенного круга лиц, суд считает целесообразным установить для ответчика ГУЗ «Воловская РБ» срок для исполнения, возложенной судом обязанности до 31 декабря 2024 года, ответчика Управления здравоохранения Липецкой области срок для исполнения, возложенной судом обязанности до 1 сентября 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

обязать Государственное учреждение здравоохранения «Воловская районная больница» в срок до 31 декабря 2024 года приобрести в фельдшерско-акушерский пункт «Васильевский», расположенный в селе Васильевка, Воловского муниципального района, Липецкой области медицинские изделия: пеленальный стол - 1 шт., автоматический дефибриллятор - 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный - 1 шт., одеяло с подогревом - 1 шт., роторасширитель одноразовый - 2 шт., языкодержатель - 2 шт., стерлизатор электрический средний - 1 шт., сухожаровой шкаф или автоклав - 1 шт., кислородный ингалятор - 1 шт., анализатор гемоглобина крови или тест- системы для определения уровня гемоглобина в крови - 1 шт., экспресс- анализатор уровня холестерина в крови портативный - 1 шт., дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу) - 1 шт., спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками) - 1 шт., тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления - 1 шт.

в Набережанское отделение общей врачебной практики (семейной медицины), расположенное в с. Набережное, Воловского муниципального района, Липецкой области медицинские изделия: деструктор для игл от одноразовых шприцев - 1 шт., шкаф сухожаровый - 1 шт., автоклав - 1 шт., стол перевязочный - 1 шт., сфигмоманометр (с манжетами для взрослых и детей) - 1 шт., рефлектор лобный (Симановского) - 1 шт., укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни (в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологических правил) - 3 шт., динамометр ручной и плоскопружный - 1 шт., измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлоуметр) со сменными мундштуками - 1 шт., таблицы для исследования светоощущения - 1 шт., негатоскоп - 1 шт., скиаскопическая линейка - 1 шт., тест-система для экспресс-диагностики антигена бета-гемолитического стрептококка группы А - 1 шт., тест-полоски для экспресс-диагностики тропонина Т - 1 шт., лупа налобная бинокулярная - 1 шт., алкотестер с набором мундштуков - 1 шт., гемоглобинометр - 1 шт., устройство для теплового лечения придаточных пазух носа и гортани в амбулаторных и домашних условиях - 1 шт., аппарат для лечения интерференционными и динамическими токами - 1 шт., скальпель одноразовый стерильный - 1 шт., дефибриллятор-монитор автоматический портативный - 1 шт., установка для подачи кислорода - 1 шт., шприцы гортанные для извлечения инородных тел - 1 шт.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области произвести финансирование мероприятий по оснащению фельдшерско-акушерского пункта «Васильевский», расположенного в селе Васильевка, Воловского муниципального района, Липецкой области, Набережанского отделения общей врачебной практики (семейной медицины), расположенного в с. Набережное, Воловского муниципального района, Липецкой области в соответствии со стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) (Приложение N 14), со стандартом оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) (Приложение N 23), установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543-н, соответственно, в срок до 1 сентября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Л.И. Сенюкова.

Мотивированное решение составлено от 10 октября 2023 года.