ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 480018-01-2021-001095-75 от 26.08.2021 Усманского районного суда (Липецкая область)

Административное дело № 12-21/2021 (УИД № 48RS0018-01-2021-001095-75)

РЕШЕНИЕ

26.08.2021 г. оглашена резолютивная часть г. Усмань Липецкой области

27.08.2021 г. изготовлено мотивированное решение

Судья Усманского районного суда Липецкой области Ушкова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павловой Н.Е. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областях Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Обойчук О.В. от 31 мая 2021 года, вынесенное в отношении главы администрации сельского поселения Дрязгинский сельский совет Усманского муниципального района Липецкой области Павловой Н.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым постановлено:

«Признать должностное лицо – главу сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации Павлову Н.Е.(ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации:<адрес>) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областях Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Обойчук О.В. от 31 мая 2021 года глава администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Павлова Н.Е. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Усманский районный суд Липецкий области, Павлова Н.Е. просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление, ссылаясь на то, что согласно выписок из ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами , , находятся в федеральной собственности, т.е. администрация сельского поселения Дрязгинский сельский совет Усманского муниципального района Липецкой области не является собственником данных земельных участков, соответственно, данные земельные участки не находятся в муниципальной собственности. Кроме того, основной целью муниципальной программой «Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в границах сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы», утвержденной постановлением № 8 от 12.02.2020 г. администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет, является повышение эффективности охраны земель, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области. Срок реализации вышеуказанной муниципальной программы 2020-2022 годы. В постановлении от 31.05.2021г. указано, что Павлова Н.Е. не проводила мероприятия, предусмотренные муниципальной программой «Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в границах сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы», в период с 04.06.2018г. по 19.04.2021г., т.е. действие данной программы не может распространяться на период времени до 2020г. Строительный мусор (шифер, битое стекло, кирпич) образовался на данных земельных участках в результате разбора зданий бывших складов, принадлежавших ГНУ «Дрязгинская опытная станция» и относившихся к федеральной собственности, т.е. строительный мусор на данные земельные участки не завозился. О захламлении земельных участков строительным мусором, образовавшимся от разбора зданий бывших складов, ей было неизвестно, т.к. данные земельные участки находятся за границами населенного пункта, поэтому она не могла информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнении почв на земельных участках. Других отходов, кроме строительного мусора, образовавшегося от разбора зданий бывших складов, на данных земельных участках не имеется, что подтверждается фототаблицей, приложением к акту проверки от 18.05.2021г.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Павлова Н.Е., жалобу поддержала ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе. Пояснив, что она не знала о мусоре на данных участках, при этом земельные участки находятся на территории муниципального образования, которое она возглавляет. В случае привлечения ее к ответственности просила принять во внимание ее материальное положение и исключительные обстоятельства уменьшить штраф.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям в судебном заседании постановление поддержали и пояснили, что Павлова Н.Е. должна была проинформировать собственника земельных участков – РФ в рамках проведения муниципального контроля о захламлении земельных участков и деградации земель, поскольку земельные участки находятся на территории муниципального образования. Что ею сделано не было.

Судья, заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела, находит жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие лица, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

На основании пункта 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», на основании пункта 5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 23 должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящего Положения осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти, должностные лица органов государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать посредством почтового отправления о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного земельного надзора для принятия мер.

Таким образом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям в установленном порядке сообщило уполномоченному органу Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного пользования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имелись очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные, строительный мусор от разборки зданий, листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер), битое стекло, имелись следы сжигания мусора. Также на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного пользования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имелись очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные, строительный мусор от разборки зданий, листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер), битое стекло, имелись следы сжигания мусора. Также на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного пользования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имелись очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные, строительный мусор от разборки зданий, битое стекло, имелись следы сжигания мусора.

На основании вышеуказанной информации поступившей из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям правомерно был составлен протокол от 27.05.2021 года государственным инспектором отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Бурковой Т.Ю., и впоследствии было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности главы сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Павловой Н.Е. от 31 мая 2021 года.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые нe должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования. предусмотренные указанным Кодексом, законами.

В силу ч.1 ст.78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В силу требований ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственною назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Охрана земель - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ГОСТ Р 59055-2020 «Земли. Термины и определения»).

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель, т.е. качества земель (п. 2.1 раздела 2 Методических рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды Росcии 15.02.1995).

Согласно п. 7.8. ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом в силу примечания, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в размещении несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения, что приводит к загрязнению (путем захламления) почв, деградации земель и невозможности использования по назначению без дополнительных мероприятий по очистке.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ст. 10 управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления, в т.ч. администрацией сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области, в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:

- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земельный кодекс Российской Федерации, являясь федеральным нормативным актом, наряду с другими нормативными актами составляет правовую основу местного самоуправления. К вопросам местного значения сельского поселения относятся и вопросы утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (ч. 3. п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Указанные полномочия должны отражаться в Уставах сельских поселений наряду с полномочиями по утверждению муниципальных программ.

Как указано выше, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.ст. 11, 13 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в соответствии с муниципальной программой (разработана и утверждена постановлением от 12.02.2020 г. № 8) «Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в границах сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы», срок реализации муниципальной программы 2020-2022 гг., целями которой являются: сохранение почв и их плодородия; защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате, которых происходит деградация земель; защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременного вовлечения земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использование при проведение работ, связанных с нарушением земель. Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет администрация сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области.

Глава администрации муниципального образования - это лицо, замещающее должность муниципальной службы, относящуюся к группе высших должностей, которое возглавляет данный исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, обеспечивает осуществление им полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Павлова Н.Е. является главой администрации сельского поселения Дрязгинского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации на основании решения Совета депутатов сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области № 62/95 от 04.06.2018 г. и является должностным лицом.

В судебном заседании установлено, что 19.04.2021 г. в 15 часов 30 мин. при проведении плановой выездной проверки согласно распоряжению № 44 от 25.03.2021 г. и визуальном осмотре территории сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского района Липецкой области выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно: на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имелись очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные (код 7 31 110 01 72 4), строительный мусор от разборки зданий (код 9120060101 00 4), листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер) (код 45551002 51 4), битое стекло (код 3140080201 99 5). Зафиксировано, что нарушенный земельный участок используется для размещения отходов ТБО со следами сжигания мусора. Отходы лежат навалом на почве, что не исключаем процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод. в результате чего может произойти загрязнение плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.

Так же 19.04.2021 г. в 16 часов 00 мин. выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственного использования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имеются очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные (код 7 31 110 01 72 4), строительный мусор от разборки зданий (код 9120060101 00 4), листы волнистые асбоцемента, утратившие потребительские свойства (шифер) (код 45551002 51 4), битое стекло (код 3140080201 99 5). Имеются следы сжигания мусора. Нарушенный земельный участок используется для размещения отходов ТБО. Отходы лежат навалом на почве, что не исключает процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод. в результате чего может произойти загрязнение плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.

Так же 19.04.2021 г. в 16 часов 30 мин. выявлен факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий но улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия па окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно на земельном участке сельскохозяйственного назначения (для сельскохозяйственною использования) с кадастровым номером общей площадью га (географические координаты фотографирования: ) имеются очаги складирования отходов производства и потребления (в т.ч. отходы ТКО: отходы из жилищ несортированные (код 7 31 110 01 72 4), строительный мусор от разборки зданий (код 91200601 01 00 4), битое стекло (код 3140080201 99 5). Имеются следы сжигания мусора. Нарушенный земельный участок используется для размещения отходов ТБО. Отходы лежат навалом на почве, что не исключает процессы фильтрации в грунт опасных загрязняющих веществ и инфильтрации грунтовых вод, в результате чего может произойти загрязнение плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.

Сухостой вызревшей многолетней сорной травянистой растительности прошлых лег со следами плодоношения доказывает, что на земельных участках не проводятся мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (мелиоративные и иные) от зарастания многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью, т.е. не проводятся агротехнические, агрохимические, мелиоративные (культур технические) и фитосанитарные мероприятия, не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, следы выпаса животных (прогонов для скота и скармливание травостоя не установлено) и сенокошения отсутствуют, что приводит к деградации земель.

Вышеуказанные земельные участки относится к сельскохозяйственным угодьям (согласно Генеральному плану сельскою поселения Дрязгинский сельсовет Усманского района Липецкой области), однако участки не используются для целей сельского хозяйства. На указанных земельных участках аншлаги, таблички, запрещающие сброс мусора, отсутствуют. Доступ к стихийной (несанкционированной) свалке не ограничен, шлагбаум (иное заграждение) отсутствует.

Вышеизложенное способствует возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия, истощению почвы.

Таким образом, главой администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Павловой Н.Е. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативною воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель на земельных участках с КП , , , находящихся в границах земель сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области, в период с 04.06.2018 г. по 19.04.2021 г., а именно:

- не информировала соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения (сообщения о фактах деградации земель от главы администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Павловой Н.Е. в Управление Россельхознадзора по Воронежской. Белгородской и Липецкой областям, иные органы и структуры не направлялись);

- не проводила обязательные мероприятия по предотвращению ухудшения качественного состояния земель, в т.ч. в соответствии с муниципальной программой (разработана и утверждена постановлением от 12.02.2020 г. № 8) «Использование и охрана земель сельскохозяйственною назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в границах сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы», срок реализации муниципальной программы 2020-2022 г.г., целями которой являются: сохранение почв и их плодородия; защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате, которых происходит деградация земель; защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; ликвидация последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель; сохранение достигнутого уровня мелиорации; рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременного вовлечения земель в оборот; сохранение плодородия почв и их использование при проведение работ, связанных с нарушением земель.

Земельные участки с КН , , находятся в границах земель сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района, имея собственника: РФ, не имеют землепользователя, следовательно, ответственным за вышеуказанное нарушение земельного законодательства РФ является глава администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Павлова Н.Е. как высшее должностное лицо администрации.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в бездействии главы администрации сельского поселения Павловой Н.Е., приведшем к возникновению и распространению несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения, что привело к загрязнению, качественному ухудшению плодородия почв, деградации земель и невозможности использования по назначению без дополнительных мероприятий по очистке.

Неисполнение администрацией сельского поселения требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации Павловой Н.Е. к административной ответственности, установленной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Факт совершения главой администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации Павловой Н.Е. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:

- распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица № 44 от 25.03.2021 г.;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица (индивидуального предпринимателя), гражданина (гражданки) от 18.05.2021 г.;

- фототаблицей от 18.05.2021 г.;

- предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 18.05.2021 г.;

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- решением Совета депутатов сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области № 62/95 от 04.06.2018 г.;

- Уставом сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района;

- постановлением администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области № 47 от 25.07.2017 г. об утверждении муниципальной программы «Охрана земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2018-2019 годы»;

- постановлением администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области № 8 от 12.02.2020 г. об утверждении муниципальной программы «Охрана земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы»;

- выписками из ЕГРН;

- протоколом об административном правонарушении от 27.05.2021 г., которые являются допустимыми, достоверными, достаточными для рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что срок реализации муниципальной программы 2020-2022 годы, поскольку в постановлении от 31.05.2021 г. указано, что Павлова Н.Е. не проводила мероприятия, предусмотренные муниципальной программой «Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, находящихся в границах сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области на 2020-2022 годы», в период с 04.06.2018г. по 19.04.2021г., то действие данной программы не может распространяться на период времени до 2020 г., является обоснованным, но не освобождает Павлова Н.Е. от ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 сст. 8.7 КоАП РФ, поскольку период совершения ею бездействия приходится как на период действия программы, таи до ее принятия.

В судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что земельные участки находятся за границами населенного пункта, поэтому она не могла информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнении почв на земельных участках, поскольку земельные участки находятся в пределах муниципального образования, что не оспаривалось Павловой Н.Е.

Изложенные в жалобе доводы заявителя основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.

Таким образом, по делу установлено, что земли сельскохозяйственного назначения сельского поселения не используются для целей сельского хозяйства, а глава администрации сельского поселения в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей не информировала соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения, не проводила обязательные мероприятия по предотвращению ухудшения качественного состояния земель, что бесспорно способствует возникновению деградационных процессов, приводящих к снижению почвенного плодородия, истощению почвы и образует состав правонарушения ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Рассматриваемое деяние верно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Земельного законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Павловой Н.Е. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления о привлечении Павловой Н.Е. к административной ответственности, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность выводов должностного лица, жалоба не содержит.

Вместе с тем, судья, пересматривающий данное дело об административном правонарушении, считает необходимым изменить постановление в части размера назначенного наказания в виде административного штрафа.

В обоснование просьбы о снижении штрафа Павловой Н.Е. в судебном заседании ссылалась на свое имущественное положение, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, наличие кредитных обязательств.

Согласно ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, состояние ее здоровья, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие повторности совершения правонарушения, учитывая, что назначение штрафа в пределах санкции статьи - в размере 50 000 руб. для гражданина – должностного лица значительно, в данном случае не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических и физических лиц, общества и государства, установленным в ст. 1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу, что назначенный административным органом административный штраф, установленный санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав Павловой Н.Е., привлеченного к ответственности в качестве должностного лица, и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела до 25 000 руб., что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

В остальной части постановление и решение подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора по Воронежской и Липецкой областям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям от 31 мая 2021 г., вынесенное в отношении главы администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Павловой Н.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части размера назначенного наказания: снизить размер назначенного главе администрации сельского поселения Дрязгинский сельсовет Усманского муниципального района Липецкой области Павловой Н.Е. административного штрафа с 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей до 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей.

В остальной части то же постановление оставить без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись О.В. Ушкова