ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 490009-01-2022-000098-42 от 26.05.2022 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Кошкина А.А. УИД № 49RS0009-01-2022-000098-42

Дело № 5-23/2022

№ 12-36/2022

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

26 мая 2022 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Филенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора отдела контроля (надзора) за производством и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней № 1 Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по ДФО Заречнева В.И. на постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 5 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Вектор», ИНН 490801269, ОГРН 1094912000138, юридический адрес: Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное, ул. Ленина, д.4, кв. 33,

с участием защитника юридического лица Детиненко С.В.

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 5 апреля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «Вектор» (далее – ООО «Вектор», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении просит названное судебное постановление отменить и назначить административное наказание в пределах санкции части 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указывает, что ООО «Вектор» виновно в воспрепятствовании проведению надзорным органом проверки в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, выразившегося в неисполнении предписания Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление пробирной палаты), что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение, по мнению автора жалобы, осуществлена судьей необоснованно, так как соблюдений требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения находится под особым государственным контролем, направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности, охрану экономических интересов России.

Несоблюдение требований законодательства представляет существенную угрозу установленному законом правопорядку в указанной сфере, в том числе, несет угрозу безопасности государства.

Считает, что судьей необоснованно применены положения статьи 4.1.1. КоАП РФ, наказание в виде предупреждения не соответствует характеру и степени общественной опасности, совершенного правонарушения.

На основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя ООО «Вектор», а также представителя административного органа, извещенных надлежащим образом.

Защитник ООО «Вектор» в судебном заседании пояснил, что считает постановление законным и обоснованным.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно материалам дела ООО «Вектор» осуществляет добычу руд и песков драгоценных металлов, добычу и обогащение руд редких металлов, добычу драгоценных и полудрагоценных камней, производство драгоценных металлов, в связи с чем с 24 августа 2021 года состоит на специальном учете юридических лиц, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (л.д. 62-68).

В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Федеральная пробирная палата является федеральным органом исполнительной власти, обладающим полномочиями по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в том числе полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Из протокола об административном правонарушении от 28 февраля 2022 года следует, что Управлением пробирной палаты в отношении ООО «Вектор» в период с 1 октября по 1 декабря 2021 года проведена плановая документарная проверка с целью осуществления государственного пробирного контроля (надзора) за соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, действующих в указанной сфере.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отраженные в Акте плановой документарной проверки № 113п от 1 декабря 2021 года.

Для устранения выявленных недостатков в адрес ООО «Вектор» направлено предписание от 1 декабря 2021 года № 09-01-01/21/2726, которым ему предложено в срок до 25 января 2022 года представить документы, подтверждающие устранение нарушений.

Указанные Акт проверки и предписание согласно данным сайта Почты России получены Обществом 13 декабря 2021 года (л.д.31-32).

Предписание обязывало ООО «Вектор» представить в Управление пробирной палаты следующие документы:

1. Разработанные правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, соответствующие действующим требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

2. Приказ о том, что в организации в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначено специальное должностное лицо ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

3. Документы, подтверждающие, что назначенное ООО «Вектор» специальное должностное лицо не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

4. Перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в организации, утвержденный руководителем ООО «Вектор».

5. Документы подтверждающие, что ООО «Вектор» организовало учёт прохождения её сотрудниками обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и документы, подтверждающие прохождение сотрудниками организации обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приобщаемые к личным делам сотрудников.

6. Документы по результатам идентификации клиента (досье/анкета) ПАО «Совкомбанк» с которым заключён договор купли-продажи драгоценных металлов в слитках, и осуществлялись продажи такового, и других клиентов при наличии таковых в проверяемый период.

7. Распечатанные сообщения ФЭС-ЗФМ направленные в Росфинмониторинг за период с 1 декабря 2020 до 30 сентября 2021 года в отношении клиента ПАО «Совкомбанк» с которым заключён договор купли-продажи золота в слитках, и других клиентов при наличии таковых в проверяемый период, направляемые не реже чем один раз в три месяца о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

8. Внутренние сообщения о совершённых 14 операциях, подлежащих обязательному контролю, совершённых в проверяемый период с 1 декабря 2020 года по 30 сентября 2021 года, документы, содержащие сведения об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, составленные сотрудником организации, выявившим операции, подлежащие контролю.

9. Распечатанные сообщения ФЭС-1ФМ направленные в Росфинмониторинг о совершенных 14 операциях, подлежащих обязательному контролю, совершенных в проверяемый период с 1 декабря 2020 по 30 сентября 2021 года.

24 января 2022 года от генерального директора ООО «Вектор» поступило ходатайство о продлении срока исполнения предписания от 1 декабря 2021 года № 09-01-01/21/2726, которое было удовлетворено, срок продлен до 1 февраля 2022 года (л.д. 36, 37).

Фактически документы, представленные ООО «Вектор» во исполнение предписания, поступили административному органу 28 января 2022 года (л.д. 39-55).

Между тем, в ходе внеплановой проверки Общества с целью контроля исполнения указанного предписания и анализа представленных документов выявлено, что ООО «Вектор» требования предписания исполнило частично, предоставив документы, перечисленные в пунктах 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9.

Относительно пункта 1 предписания от 1 декабря 2021 года № 09-01-01/21/2726 должностным лицом Управления пробирной палаты установлено, что представленные ООО «Вектор» Правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, утверждённые генеральным директором У. 15 декабря 2021 года, не соответствуют требованиям Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667, поскольку они частично разработаны на основании утративших силу нормативных правовых актов, а также не содержат всех данных, предусмотренных нормативными актами, регулирующими рассматриваемые отношения, о чем подробно описано в протоколе об административном правонарушении.

Документы, истребованные пунктом 5 предписания от 1 декабря 2021 года № 09-01-01/21/2726, Обществом не представлены.

В ходе производства по делу судьей Ягоднинского районного суда установлено, что описанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства подтверждены соответствующими доказательствами, процессуальные требования КоАП РФ административным органом соблюдены.

Защитник ООО «Вектор» факт совершения вменяемого правонарушения не отрицал, ходатайствовал о применении в отношении Общества положений статьи 2.9, части 3.2 статьи 4.1. и части 1 статьи 4.11 КоАП РФ.

Установив, что ООО «Вектор» не исполнило предписание административного органа, направленного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, судья пришла к правильному выводу о наличии в действиях данного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Санкция части 3 статьи 15.27 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает административный штраф от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

При назначении административного наказания судья также пришла к выводу о том, что применение положений статьи 2.9 (малозначительность) и части 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ (снижение штрафа ниже низшего предела) не будет соответствовать целям и задачам административного наказания.

Однако замену административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1. КоАП РФ, судья посчитала возможной в связи с тем, что ООО «Вектор» включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, причинения вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в результате совершения рассматриваемого правонарушения не последовало.

С таким выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, 1 августа 2016 года ООО «Вектор» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве малого предприятия (л.д. 112-114).

В силу статьи 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» этот закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Таким образом, несоблюдение Обществом требований указанного Федерального закона создает потенциальную опасность возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также безопасности государства.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (поскольку состав формальный), а в игнорировании ООО «Вектор» требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

Неправильное применение норм КоАП РФ, регламентирующих порядок назначения административного наказания, является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне и полно рассмотреть дело.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Такое основание по настоящему делу установлено.

Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ составляет один год, который на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.

При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить приведенные в жалобе доводы и имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 КоАП РФ, назначить административное наказание, с учетом требований главы 4 КоАП РФ, включая положения статьи 4.1.2 КоАП РФ, правильно применив нормы материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда,

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Ягоднинского районного суда Магаданской области от 5 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Вектор» отменить, дело возвратить в Ягоднинский районный суд Магаданской области на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.

Судья М.А. Филенко