ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1044/20 от 14.09.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Курнаева Г.В. Дело № 5-1044/2020

32RS0027-01-2020-003044-52

РЕШЕНИЕ № 12-186/2020

г. Брянск 14 сентября 2020 г.

Судья Брянского областного суда Горбарчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ОБИ Франчайзинговый Центр» Ухаревой Е.А. на постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 3 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Советского районного суда г. Брянска от 3 июля 2020 г. ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» адвокат Ухарева Е.А. обратилась в Брянский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить производство по делу прекратить. Указывает, что судом при вынесении обжалуемого постановления не учтено распоряжение Правительства Брянской области от 7 апреля 2020 г. № 49-рп, которым организации, осуществляющие реализацию семян и садово-огородного инвентаря, к которым относится ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр», включены в перечень организаций, на которые распространяется Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Также указывает, что права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, разъяснены не были, что отражено в объяснениях. Судом не рассмотрен вопрос о возможности назначения наказания в виде предупреждения.

Защитник ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» адвокат Ухарева Е.А., подавшая жалобу, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в связи с чем полагаю возможным рассмтореть жалобу в ее отсутствие.

В судебном заседании защитник Царькова И.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила дополнительные пояснения по жалобе.

Главный консультант отела контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления потребительского рынка и услуг в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области ФИО1, составивший протокол об административном правонарушении, опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, суду пояснил, что в действиях ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» имеется состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Выслушав защитника, свидетеля, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из протокола об административном правонарушении от 13 мая 2020 г. № 133, составленного главным консультантом отдела контроля за алкогольной и спиртосодержащей продукцией ФИО1, следует, что 13 апреля 2020 г. ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» не приостановило работу объекта розничной торговли – магазина «ОБИ», расположенного по адресу: <...>, и осуществляло в нем деятельность по розничной продаже товаров, не входящих в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р.

ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оспариваемое постановление судьи не соответствует указанным требованиям КоАП РФ по следующим основаням.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила). Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, период с 30 марта по 3 апреля 2020 г., с 4 по 30 апреля 2020 г., объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.

Названные Указы Президента Российской Федерации содержат правовые предписания о том, что их действие не распространяется на работников организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В частности, в связи с угрозой распространения на территории Брянской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п на территории Брянской области введен режим повышенной готовности.

Пунктом 2.1.7 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п (в редакции от 3 апреля 2020 г.) временно приостановлена на территории Брянской области в период действия режима повышенной готовности с 30 марта по 30 апреля 2020 г. работу объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки.

Данная правовая норма является отсылочной, поскольку содержит указание на применение к регулируемым ею правоотношениям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, утвердившего Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности (далее – Перечень).

Из анализа указанных норм права в их совокупности следует, что Постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п (в редакции от 3 апреля 2020 г.), предусматривая ограничения в части реализации непродовольственных товаров, ограничило их в той части, в которой была ограничена реализация товаров распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года № 762-р.

Таким образом, положения регионального законодательства Брянской области в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости не содержат дополнительных правил поведения при введении на территории Брянской области режима повышенной готовности, т.е. соответствуют положениям законодательства Российской Федерации в этой части.

К возникшим правоотношениям в полном объеме применимы положения вышеуказанного Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р (далее – Распоряжение), а не только содержащийся в нем Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности.

Распоряжение содержит нормы, разъясняющие порядок применения Перечня. В частности, пунктом 2 Распоряжения органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе дополнить перечень в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей территории Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Распоряжения к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, указанными в перечне, относятся организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая производителей, поставщиков, дистрибьюторов, транспортно-логистические организации, логистические комплексы, организации, оказывающие услуги по подготовке, обработке, упаковке товаров и иные подобные услуги, распределительные центры, оптовые рынки, склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов, объекты торговли всех форматов (в том числе нестационарные и мобильные объекты), а также управляющие компании, в том числе обеспечивающие функционирование объектов недвижимости, в которых располагаются такие организации.

Пунктом 4 Распоряжения при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.

Аналогичные пункту 4 Распоряжения разъяснения содержатся также в Письме Минпромторга России от 27 марта 2020 г. № ЦС-21568/15 и Письме Роспотребнадзора от 31 марта 2020 г. № 02/5550-2020-32.

Более того, распоряжением Правительства Брянской области от 3 апреля 2020 г. № 42-рп утвержден перечень организаций Брянской области, на которые не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Распоряжением Правительства Брянской области от 7 апреля 2020 № 49-рп внесены изменения в данный перечень, под № 184 включены организации, осуществляющие реализацию семян и садово-огородного инвентаря.

Таким образом, Правительство Брянской области определило перечень организаций, которые вправе не приостанавливать свою деятельность в период действия режима повышенной готовности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом экономической деятельности ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) является «торговля розничная прочая товарами в специализированных магазинах» с кодом наименования вида деятельности 47.7, в который входит, в том числе, торговля розничная цветами и другими растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных в специализированных магазинах.

«ОБИ Франчайзинговый Центр» входит в перечень иных организаций Брянской области, на которые не распространяется Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный распоряжением Правительства Брянской области от 3 апреля 2020 г. № 42-рп (в редакции распоряжения Правительства Брянской области от 7 апреля 2020 г. № 49-рп).

Из материалов дела усматривается, что 13 апреля 2020 г. в торговом зале магазина «ОБИ» осуществлялась, в том числе семян овощных фруктовых и цветочных культур, садовых и огородных удобрений, садово-огородного инвентаря, а также туалетной бумаги, спичек, влажных салфеток и других товаров, включенных в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, реализация которых разрешена в период режима повышенной готовности. В данном случае факт реализации иных товаров не свидетельствует о невыполнении «ОБИ Франчайзинговый Центр» правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Брянской области.

Названные обстоятельства позволяют прийти к выводу об отсутствии в действиях ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу защитника ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» Ухаревой Е.А. удовлетворить.

Постановление судьи Советского районного суда г. Брянска от 3 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОБИ Франчайзинговый Центр» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья С.А. Горбарчук