Дело № 12-2021/2018
(В районном суде № 5-1065/2018) Судья Кузнецова А.М.
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., рассмотрев 13 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием прокурора отдела прокуратуры Санкт-Петербурга ФИО1, старшего помощника прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга ФИО2, при секретаре Оленике П.А. жалобу на постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года в отношении
Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ п.Левашово (далее МА МО пос.Левашово), фактический и юридический адрес: Санкт-Петербург, <адрес>, ИНН №...
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года, МА МО пос. Левашово признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 (восемьсот) рублей.
Постановлением вина МА МО п.Левашово установлена в нецелевом использовании бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, а именно:
Прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга на основании обращения председателя Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства МА МО пос. Левашово, в ходе которой установлено, что 21 ноября 2016 года МА МО пос. Левашово в лице главы ФИО3 заключила договор б/н с ООО <...> на сумму 124 760 руб. на оказание услуг по разработке издания печатной продукции для МО пос. Левашово. Во исполнение указанного контракта ООО <...> оказало услуги по разработке и изданию для муниципального образования евробуклетов «Осторожно: Новый год» и «Осторожно! Опасный лёд» в количестве 200 экземпляров на общую стоимость 8 000 рублей, что подтверждается актом оказания услуг от 20.12.2016.
Платёжным поручением от 22.11.2016 №... МА МО пос. Левашово произведена оплата ООО <...> оказанных услуг по муниципальному контракту от 21.11.2016 № б/н по разработке и изданию евробуклетов «Осторожно: Новый год» и «Осторожно! Опасный лёд!» за счёт средств, утверждённых по целевой статье 0920900080 «Содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации».
Вместе с тем, информирование населения о правилах безопасности на льду и массовых мероприятиях не относится к событиям, связанным с чрезвычайными ситуациями, определение которых дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При этом, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования в соответствии со ст. 38 БК РФ.
Таким образом, МА МО п. Левашово необоснованно осуществлены расходы на оплату обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения, что привело к нарушению принципа целевого характера бюджетного средств, установленных ст. 38 БК РФ. Следовательно, денежные средства в указном размере использованы не по целевому назначению.
Так, нецелевое использование бюджетных средств имело место в МО п. Левашово в 2015 году при оплате услуг на 3.000 рублей по изданию плаката «Оказание поморщи пострадавшим на воде» за счёт средств, утверждённых по целевой статье 7950800 «Содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также содействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации», поскольку информирование населения о правилах безопасности на воде не относится к событиям, связанным с чрезвычайными ситуациями, определение которых дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кроме того, установлено, что в 2017 году в нарушение ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и подпункта 2 п. 1 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приёмные семьи в Санкт-Петербурге» МА МО п. Левашово 03.05.2017 за счёт средств местного бюджета произведены расходы на оплату услуг по обучению на сумму 4500 рублей и оказанию правовой помощи ведущему специалисту отдела опеки и попечительства местной администрации, оплата труда и содержание которого осуществляется за счёт субвенций из бюджета Санкт-Петербурга на выполнение отдельных полномочий Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.
Законный представитель МА МО п. Левашово - ФИО3 обратился с жалобой об отмене вынесенного постановления в Санкт-Петербургский городской суд, в которой указал, что из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 июня 2018 года известно, что прокуратурой Выборгского района Санкт- Петербурга, выводы о нарушении были сделаны на основе отчёта Контрольно- счётной палаты Санкт-Петербурга о результатах выборочной проверки формирования и исполнения бюджета МО пос. Левашово. В разделе «Выводы» отчёта (лист отчёта 68) указано, что КСП видит нарушение в оплате евробуклетов за счёт средств, утверждённых по целевой статье 7950800, но не по целевой статье 0920900080, которая указана в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. И в отчёте КСП, и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июня 2018 года содержание буклета «Осторожно: Новый год!» связано с «массовым мероприятием». По этой причине проверяющие увидели нарушение МА МО пос. Левашово принципа целевого характера бюджетных средств, установленных ст. 38 БК РФ. С этим согласился и суд. Однако данной позиции постановления прокуратуры и суда, и отчёта противоречит само содержание буклета «Осторожно: Новый год!» - о пожарной безопасности (пожарах), безусловной связи данной информации с чрезвычайными ситуациями, в соответствии с ФЗ от 21.12. 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуацией природного и техногенного характера», а также заключение представителя КСП <...> Е.М., данное ею в ходе судебного заседания 3 октября 2018 года. Впрочем, нельзя согласиться с мнением <...> Е.М относительно того, что Административным регламентом комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности исполнения государственной функции по организации обучения населения Санкт- Петербурга мерам пожарной безопасности, а также информированию населения Санкт- Петербурга о мерах пожарной безопасности, утверждённого распоряжением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 17.12.2009 №227-р информирование населения Санкт- Петербурга о мерах пожарной безопасности — исключительная прерогатива региональных властей, в частности Комитета. Информирование население Санкт- Петербурга регулируют пп. 3.3.2-3.3.6 регламента. Результатом выполняемых действий, предусмотренными регламентом, является размещение официальной информации на сайте Комитета информационных материалов по профилактике пожаров, мерам пожарной безопасности, правилам личной безопасности, а также перечню необходимой учебно-методической литературы по пожарной безопасности. MA МО <адрес> размещала материала о профилактике пожаров не на сайте Комитета, что является безусловно прерогативой последнего, а отдельным буклетом. В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 120-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в полномочия органов местного самоуправления входит «содействие в установленном порядке исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в сборе и обмене нформацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также одействие в информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении резвычайной ситуации». В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения». Выпуск евробуклетов это «содействие в информировании об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации» (п. 6 ст. 10 Закона СПб от 23.09.2009 № 420-79) -предупреждение населения о возможности пожаров при несоблюдении требований пожарной безопасности и возможной опасности провалиться, при выходе на лед. Информирование о возможной опасности - элемент «предупреждения чрезвычайных ситуаций» (ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ). А «снижение размеров ущерба в случае возникновения» (ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ) - изложенный в евробуклетах, порядок действий при пожаре, при попадании человека под лед, и действия окружающих по при оказании помощи. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, изготовление евробуклетов «Осторожно! Опасный лед» и (Осторожно: Новый год!», входят в полномочия органов местного самоуправления и не является нецелевым расходованием бюджетных средств. В качестве доказательства вины МА МО пос. Левашово в совершении правонарушения суд признал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июня 2018 года. Одновременно, обжалуемым постановлением признано недопустимыми доказательствами объяснения защитника Андреева В.О. от 14.05.2018 года и объяснения ФИО3 от 02.02.2018 года, на которых, собственно, и основывается постановление о возбуждении дела. В нарушение ст. 25.5 и п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ законному представителю юридического лица или защитнику не была предоставлена возможность дать пояснения по делу при составлении постановления.
В нарушение п. 4 прим. ст. 28.2 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в течении трёх дней со дня составления указанного документа не направлено законному представителю МА МО пос. Левашово.
Законный представитель МА МО п. Левашово - ФИО3 в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии.
Защитник Топчий С.Д. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга ФИО1, старшийй помощник прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, считают постановление суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии со ст. 38 БК РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В силу п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, тогда как местной администрацией МО пос. Левашово необоснованно осуществлены расходы на оплату обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения, что привело к нарушению принципа целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 БК РФ.
Факт совершения МО МА п. Левашово вмененного административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности:
постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 07 июня 2018 года /л.д. 1-6/,
отчётом о результатах контрольного мероприятия «Выборочная проверка формирования и исполнения бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Левашово за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года» /л.д. 137-218/,
буклетами «Осторожно: «Новый год!», «Осторожно: «Опасный лёд!»/л.д. 27, 28/,
уставом муниципального образования пос. Левашово /л.д. 29-59/,
договором б/н на оказание услуг (работ) по разработке и изданию печатной продукции для МО Левашово от 21 ноября 2016 года, приложениями к нему /л.д. 60-72/,
платёжным поручением №... от 22 ноября 2016 года /л.д. 73, 118/,
постановлением об утверждении муниципальных программ, финансируемых из местного бюджета МО пос. Левашово на 2017 и приложениями к нему /л.д. 74-76/,
ведомственной структурой расходов бюджета МО пос. Левашово на 2017/л.д. 77-82/,
актом проверки от 02 февраля 2018 года/л.д. 83-85/,
выпиской ЕГРЮЛ /л.д. 86-93/.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, МО МА п. Левашово правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно выводов о виновности МО МА п. Левашово в совершении правонарушения не опровергают, фактически сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым ранее была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом судебном акте.
Постановление о привлечении МА МО пос. Левашово к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Таким образом, действия МО МА п. Левашово образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Постановление о привлечении МО МА п. Левашово к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено МО МА п. Левашово в пределах, установленных санкцией ст. 15.14 КоАП РФ, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, не является чрезмерно суровым.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления административного органа и решения суда не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 октября 2018 года о признании Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ п. Левашово виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.