судья Бавиева Л.И. дело № 5-10\2020
№ 7-65/2020
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 15 мая 2020 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Любименко Галины Павловны по доверенности Александровой Юлии Владимировны на постановление Приволжского районного суда Астраханской области от 13 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Любименко Галины Павловны по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Приволжского районного суда Астраханской области от 13 февраля 2020 года глава муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Любименко Г.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе защитник главы муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Любименко Г.П. по доверенности Александрова Ю.В. ставит вопрос об отмене постановления суда ввиду его незаконности и необоснованности.
Суд второй инстанции, огласив жалобу, доложив дело, выслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Привлечение к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. По смыслу данной правовой нормы, по делам этой категории необходимо установить: вытекали ли требования прокурора, изложенные в требовании, из его полномочий, установленных законом, и являлось ли их неисполнение, умышленным.
В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность (статья 10). При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление (пункт 1 статьи 24).
Статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Данное представление и требования, изложенные в нем, подлежат безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно статье 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1. 22-27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации).
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что должностное лицо либо орган, получившие представление прокурора, обязаны в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме.
Изложенное означает, что применительно в рассматриваемому делу внесенное прокурором в адрес главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Любименко Г.П. представление об устранении нарушений закона подлежало исполнению указанным должностным лицом в месячный срок со дня получения представления. При этом представление подлежало рассмотрению с участием прокурора, должностное лицо, получившее представление, обязано известить надлежащим образом прокурора о дате, месте и времени его рассмотрения.
Как следует из материалов дела, 17 октября 2019 года заместителем прокурора Приволжского района Астраханской области в адрес исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Любименко Г.П. внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. Меры прокурорского реагирования приняты в связи с нарушениями прав гражданки Газиевой М.М., допущенными сотрудниками отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Приволжский район».
Согласно материалам дела, 27 мая 2019 года Газиева М.М. обратилась в администрацию муниципального образования «Приволжский район» с уведомлениями об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства - жилых домов, расположенных по адресам:<адрес>
Газиевой М.М. письмами от 3 июня 2019 года администрацией муниципального образования «Приволжский район» за № 3582, № 3583, № 3584 дан ответ, что уведомление об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках выдано быть не может, так как срок действия договоров аренды земельных участков расторгнут заочным решением Приволжского районного суда.
1 июля 2019 годаГазиева М.М. повторно обратилась в администрацию муниципального образования «Приволжский район» с уведомлениями об окончании строительства объектов индивидуального жилищного строительства, так как заочное решение Приволжского района Астраханской области отменено 19 апреля 2019 года и договора аренды земельных участков не расторгнуты.
Письмами от 5 июля 2019 за № 4359, от 8 июля 2019 года за № 4414, от 9 июля 2019 года за № 4453, указано, что построенные объекты индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу:Астраханская область, Приволжский район, поселок Поляна, улица Ольховая, 4, 5 и 6не соответствуют обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным действующим законодательством. Уведомление об окончании строительства не соответствует схеме планировочной организации земельным участкам (объект капитального строительства размерами 10x10 метров) для которых выданы разрешения на строительство, в связи с чем, выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательствам о градостроительной деятельности, не представляется возможным.
Впоследствии, не отменив вышеуказанные письма, содержащие в себе отказ в выдаче уведомления о соответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, администрация муниципального образования «Приволжский район» вынесла по уведомлениям Газиевой М.М. от 1 июля 2019 года об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства уведомления №494, № 495 и № 496 от 27 августа 2019 года о несоответствии построенных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Основаниями указала на несоответствие объектов индивидуального жилищного строительства «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные» согласно которым площади помещений домов, проектируемых и реконструируемых должны быть не менее: общей комнаты (или гостиной) 16м2(при одной жилой комнате - 14м2), спальни - 8м2(на двух человек Юм2, а при размещении ее в мансарде - 7м ), спальни для инвалида-колясочника -9м, кухни - 9 м2, кухни-ниши или кухонной зоны в кухне-столовой - 6м2. Кроме того, уведомление об окончании строительства не соответствует схеме планировочной организации земельным участкам (объект капитального строительства размерами 10x10 метров) для которых выданы разрешения на строительство.
В тоже время, несоответствие построенных Газиевой М.М. объектов индивидуального жилищного строительства градостроительным планам земельных участков не выявлено.
Объекты индивидуального жилищного строительства возведены в зонах допустимого размещения здания, минимальный процент застройки в границах земельного участка не установлен.
В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства (пункт 1).
Согласно части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях, если параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1).
Как видно из материалов дела, градостроительными планами земельных участков предусмотрено, что максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 59%. В описании приводятся сведения о размещении жилого дома, как отдельно стоящего здания количеством надземных этажей до двух.
Поскольку представленные Газиевой М.М. уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства не противоречат правилам землепользования и застройки, требования прокурора, изложенные в представлении, основаны на законе.
Однако данные требования должностным лицом, получившим представление прокурора, не исполнены.
Более того, рассмотрение представления прокурора поручено главой администрации муниципального образования «Приволжский район» должностным лицам отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Приволжский район», в чьей деятельности прокурором и выявлены нарушения градостроительного законодательства.
В установленный для исполнения представления прокурора срок нарушения градостроительных прав Газиевой М.М. не устранены, ее права не восстановлены.
Представление рассмотрено без участия представителя прокуратуры.
Прокурор о рассмотрении представления не уведомлен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о привлечении главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Любименко Г.П. к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии умысла на неисполнение требований прокурора основаны на неверном толковании закона и не соответствуют материалам дела.
Должностные лица на основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (как в статье 17.7) возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (статья 2.2 Кодекса).
Судом установлено, что главой администрации Любименко Г.П., как должностным лицом, которому адресовано представление прокурора, не приняты меры к устранению нарушений. Рассмотрение представления поручено отделу, в деятельности которого и выявлены нарушения, послужившие поводом для внесения прокурорского представления. Причем рассмотрение представления прокурора указанным отделом главой администрации не проконтролировано. Соответствующие нарушения не устранены. Представление фактически главой администрации не рассмотрено. Прокурор на рассмотрение представления не приглашался. Это означает, что глава администрации, сознавала противоправный характер своего бездействия при рассмотрении представления прокурора, предвидела его вредные последствия и сознательно допускала наступление таких последствий либо относилась к ним безразлично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление Приволжского районного суда Астраханской области от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника главы администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Любименко Галины Павловны по доверенности Александровой Юлии Владимировны – без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 15 мая 2020 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина