Судья Орлова С.В. Дело № 12-12/2020
(номер дела в суде первой инстанции № 5-111/2020)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Севастополь 15 мая 2020 года
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) протест заместителя прокурора города Севастополя И.В. на постановление судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя Д.С.,
установил:
постановлением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 19.12.2019 производство по делу об административном правонарушении в отношении Д.С. по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На указанное постановление заместителем прокурора города Севастополя И.В. принесен протест, в котором прокурор просит состоявшийся судебный акт отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Балаклавский районный суд г. Севастополя. В обоснование незаконности принятого судебного акта прокурор ссылается на вынесение судом постановления без всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, при неверном толковании норм права. Полагает неверным вывод районного суда о наличии у привлекаемого лица права на самостоятельное определение и уточнение конкретных направлений для предоставления спорной субсидии. Таких норм не содержится в подлежащем применению Порядке предоставления субсидии на возмещение части затрат на укладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, утвержденном постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП. В свою очередь, указанный Порядок предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выплате субсидии, однако таких обстоятельств в ходе рассмотрения дела не установлено, и впоследствии ООО «Легадо» недополученная часть субсидии на возмещение затрат на установку шпалеры предоставлена заявителю на основании приказа директора Департамента от 23.10.2019 № 336. Таким образом, прокурор полагает, что в нарушение ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 2, 8, 9 Порядка директором Департамента Д.С., как главным распорядителем бюджетных средств, нарушен порядок предоставления субсидии по результатам рассмотрения заявления ООО «Легадо» от 07.05.2019 за № 2242, в части необоснованного уменьшения на 260 тыс. рублей суммы субсидии по возмещению части затрат на уход за виноградником, установку шпалер.
Настоящий протест подан в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрение по существу.
Прокуроры отдела прокуратуры города Севастополя В.В., В.В. в судебном заседании доводы протеста поддержали по изложенным в нем основаниям, просили его удовлетворить.
ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении протеста отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.03.2020, настаивал на законности и обоснованности принятого судебного акта.
Д.С. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд вышестоящей инстанции не направил, в связи с чем определено рассмотреть жалобу в его отсутствие с участием защитника.
Изучив доводы протеста, возражения на него, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Как усматривается из материалов дела и установлено районным судом, директору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Д.С., руководителю главного распорядителя бюджетных средств, прокурором вменяется нарушение требований п. п. 2, 8, 10 Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат на укладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП, (далее – Порядок), поскольку по заявлению ООО «Легадо» от 07.05.2019 Департаментом необоснованно уменьшена на 260 тыс. руб. сумма субсидии на установку шпалер, что влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.1.5.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что условия предоставления ООО «Легадо» субсидии, определенные п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092, постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП, приказом директора Департамента № 120 от 29.04.2019, Соглашением между Департаментом и ООО «Легадо» № 4 от 24.05.2019, директором Департамента Д.С. нарушены не были, в связи с чем событие указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, отсутствует.
С такими выводами надлежит согласиться в силу следующего.
Частью 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в том числе, в совершении деяния, повлекшего нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, анализ приведенных положений применительно к настоящему делу позволяет сделать вывод о том, что предоставление субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, может регламентироваться не только нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Разделом V государственной программы города Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП, предусмотрено, что главным администратором доходов средств федерального бюджета и главным распорядителем бюджетных средств в рамках предоставления субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками является Департамент.
На территории города Севастополя действует Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами), виноградниками, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП, пунктом 2 которого предусмотрено, что субсидия предоставляется из бюджета города Севастополя. Источниками субсидирования являются средства федерального бюджета, направляемые бюджету города Севастополя, и средства бюджета города Севастополя. Субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей по следующим направлениям:
а) на закладку и уход за многолетними плодовыми (семечковыми, косточковыми, орехоплодными культурами) и ягодными насаждениями, установку шпалеры;
б) на закладку и уход за виноградниками, установку шпалеры;
в) на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений в возрасте 20 лет и более от года закладки.
Главным администратором доходов и главным распорядителем средств бюджета города Севастополя по реализации мероприятий Программы является Департамент сельского хозяйства города Севастополя (п. 3 Порядка).
При таких обстоятельствах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительством Севастополя в соответствии с указанной статьей БК РФ в нормативном правовом акте определены направления предоставления субсидии с целью возмещения части затрат.
В тоже время, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Департаментом с ООО «Легадо» заключено Соглашение (договор) о предоставлении субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 4 от 24.05.2019, предметом которого является предоставление из бюджета города Севастополя в 2019 году ООО «Легадо» субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей развития АПК: 1.1.1. в целях возмещения затрат получателя, связанных с закладкой и уходом виноградниками (далее – субсидия); 1.1.2. в целях реализации получателем мероприятия по возмещению части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми насаждениями многолетними плодовыми (семечковыми, косточковыми, орехоплодными культурами), виноградниками программы города Севастополя «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092-ПП (далее - Программа).
Согласно пункту 2.2, 3.1 данного Соглашения, порядок расчета размера субсидии, предоставляемой из бюджета города Севастополя в соответствии с настоящим Соглашением, устанавливается в соответствии с Порядком предоставления субсидии, приказом Департамента от 29.04.2019 № 121. Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на цели, указанные в разделе 1 названного Соглашения (Условия предоставления субсидии).
Таким образом, исходя из толкования указанных актов, условия предоставления субсидии, вопреки протесту прокурора, в рассматриваемом случае определяются не только Порядком, но и Соглашением, заключенным Департаментом с получателем субсидии, а также приказом Департамента от 29.04.2019 № 121, что не противоречит п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ.
В целях реализации названных положений, директором Департамента Д.С. был издан приказ № 120 от 29.04.2019, которым установлен срок приема документов от субъектов хозяйствования на получение субсидии с 06 по 14 мая 2019 года включительно на возмещение части затрат по следующим направлениям, предусмотренным п. 2 Порядка: на закладку многолетних плодовых (семечковых, косточковых и орехоплодных культур) и ягодных насаждений, виноградников; на уход за молодыми многолетними плодовыми (семечковыми, косточковыми и орехоплодными культурами) и ягодными насаждениями, виноградниками; на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений в возрасте 20 лет и более начиная от года закладки.
Издание данного приказа, определяющего приоритетное направление развития сельского хозяйства, не противоречит положениям действующего законодательства и не влечет нарушение условий предоставления субсидии, определенных п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 № 1092, постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП, приказом директора Департамента № 120 от 29.04.2019, Соглашением между Департаментом и ООО «Легадо» № 4 от 24.05.2019, на что правомерно указал судья районного суда в состоявшемся акте, а также не свидетельствует об изменении (дополнении) порядка предоставления субсидии.
Кроме того, названный приказ был принят Департаментом в целях достижения показателей, установленных в Приложение № 2 к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 № 081-09-2019-164, заключенному между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя, в частности, с целью возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлению «на закладку и уход за виноградниками». Одними из показателей Приложения № 2 являются площадь виноградных насаждений в плодоносящем возрасте (4.4 тыс.) и закладка виноградников, площадь которых в 2019 г. должна составлять 0,51 тыс. га.
При этом тот факт, что в Порядке предоставления субсидии в названном направлении указано «на установку шпалеры», свидетельствует лишь о наличии основания для возникновения права у получателя субсидии, в данном случае ООО «ЛЕГАДО», на ее предоставление в соответствующем году (виды предоставляемых субсидий), что предусмотрено Соглашением между Департаментом и ООО «Легадо» № 4 от 24.05.2019.
В тоже время судьей районного суда правомерно отмечено, что из Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12.02.2019 № 081-09-2019-164 следует, что субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса предоставляется в 2019 году, что свидетельствует о том, что реализация постановления Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП может иметь место на протяжении всего 2019 года, равно как и неоднократно устанавливаться сроки приема документов по получение субсидии сельскохозяйственными производителями по тем или иным направлениям, указанным в п. 2 данного постановления Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 220-ПП.
Более того, как установлено в ходе судебного разбирательства, Департаментом в лице директора Д.С., по результатам рассмотрения заявления ООО «Легадо» от 10.10.2019 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками, понесенных Обществом, издан приказ № 336 от 23.10.2019, в соответствии с которым ООО «Легадо» предоставлена субсидия в размере 3 841 545,65 рублей, из которых 3 221 038,34 рублей составили затраты на установку шпалеры, что свидетельствует о реализации права ООО «Легадо» на получение субсидии в 2019 году, в том числе на установку шпалеры.
В связи с изложенными выводами не принимаются доводы протеста о том, что Департамент в лице В.С. неправомерно сослался в приказе от 23.05.2019 № 143 на п. 9 Порядка, как на основание для отказа в предоставлении субсидии по возмещению затрат на установку шпалер.
Решение по предоставлению ООО «Легадо» субсидии, оформленное приказом Департамента № 143 от 23.05.2019, было принято Департаментом с учетом рекомендаций комиссии по вопросам предоставления субсидии и приказа Департамента от 29.04.2019 № 120, отказа в предоставлении субсидии последним не принималось, Департаментом принято положительное решение о предоставлении ООО «Легоадо» субсидии на основании фактически производственных затрат, подтвержденных соответствующими документами в размере 6,8 млн. рубл.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришла к правильному выводу об отсутствии в действиях Д.С. события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении главным распорядителем бюджетных средств порядка предоставления субсидии.
Доводы протеста прокурора были предметом проверки в районном суде, не опровергают правильности выводов районного судьи, направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене постановления районного судьи.
С учетом изложенного, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам протеста прокурора не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 года о прекращении производству по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя Д.С., оставить без изменения, а протест заместителя прокурора города Севастополя И.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова