ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1158/2023 от 13.12.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-1445/2023

(в районном суде № 5-1158/2023) Судья Куприкова А.С.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев 13 декабря 2023 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении

Регионального общественного учреждения научно-информационного центра «Мемориал», ИНН №..., ОГРН №..., юридический адрес: Санкт- Петербург, <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2023 года РОУ НИЦ «Мемориал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Защитник РОУ НИЦ «Мемориал» – адвокат Голубев А.А. направил в Санкт-Петербургский городской суд жалобу об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указал, что установленная пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязанность по предоставлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, в установленные законом сроки выполнена. Однако при направлении отчета допущена неточность, а именно использованы устаревшие формы отчетности. При этом, РОУ НИЦ «Мемориал» были представлены все сведения о деятельности организации и ее финансировании. При рассмотрении дела судом не дана оценка нарушениям требований Административного регламента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата>№..., допущенным должностными лицами Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе не учтено, что после предоставления отчетов в порядке пункта 74 указанного Административного регламента в адрес РОУ НИЦ «Мемориал» должностными лицами не направлены письма о недостатках при оформлении предоставленных отчетов. РОУ НИЦ «Мемориал» устранило нарушения, выявленные Министерством юстиции Российской Федерации, направив соответствующие отчеты в сентябре и октябре 2023 года, которые были получены должностным лицом, в связи с этим имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Законный представитель РОУ НИЦ «Мемориал» извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

В Санкт-Петербургском городском суде защитник РОУ НИЦ «Мемориал» - ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Допрошенное в качестве свидетеля должностное лицо – главный специалист-эксперт Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО2 в Санкт-Петербургском городском суде пояснил, что поскольку РОУ НИЦ «Мемориал» является лицом, включенным в Реестр иностранных агентов под номером 101, то положения Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2021 года №274, действие которого распространяется только на контроль некоммерческих организаций, на контроль РОУ НИЦ «Мемориал» не распространяются.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) установлено, что лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона.

Реестр иностранных агентов размещен в открытом доступе на официальном сайте Минюста России в разделе «Деятельность» в подразделе «Деятельность в сфере иностранных агентов», сведения об организации включены в реестр под порядковым номером 101.

Во исполнение пункта 19 Порядка ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 30.11.2012 № 233 (утратил силу 08.04.2023) в адрес организации было направлено уведомление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (исх.№ 11-129403/15 от 10.11.2025).

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 6 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) иностранный агент обязан представлять в уполномоченный или его территориальный орган следующие сведения:

- отчет о своей деятельности, включающий отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;

- об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников;

- об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;

- об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1-5 части 8 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304 утвержден Порядок представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Согласно указанному Порядку представление рассматриваемой отчетности осуществляется следующим образом:

- по формам, приведенным в приложениях 3, 4 (формы № ОИА001, № ОИА002) Порядка, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

- по формам, приведенным в приложениях 5, 9 (формы № ОИА003, № ОИА007) Порядка, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, РОУ НИЦ «Мемориал», являясь лицом, включенным в Реестр иностранных агентов под порядковым номером 101 на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 06 ноября 2015 года № 1657-р, в соответствии с положением Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в установленный законом срок (15.01.2023 года) не представлены в уполномоченный орган отчеты по формам ОИА003 и ОИА007 за 4 квартал 2022 года. Отчеты по формам ОИА001, ОИА 002 за 2 полугодие 2022 года представлены в ненадлежащем виде (не под действующим с 01.12.2022 года формам, которые утверждены приказом Минюста России от 29.11.2022 № 304).

Таким образом, РОУ НИЦ «Мемориал» совершило административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, и виновность РОУ НИЦ «Мемориал» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № 10/23 от 15 августа 2023 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении РОУ НИЦ «Мемориал»; копиями отчетов о деятельности некоммерческой организации РОУ НИЦ «Мемориал»; копией Распоряжения первого заместителя Министра Юстиции Российской Федерации от 6 ноября 2015 года № 1657-р о включении некоммерческой организации РОУ НИЦ «Мемориал» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; копией устава РОУ НИЦ «Мемориал», иными материалами дела.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.

К выводу о виновности РОУ НИЦ «Мемориал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен в отношении РОУ НИЦ «Мемориал» уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, событие административного правонарушения в протоколе описано надлежащим образом.

Вывод судьи районного суда о наличии в действиях РОУ НИЦ «Мемориал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины РОУ НИЦ «Мемориал» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьи 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с фактом административного преследования и сами по себе основанием для отмены, состоявшегося по делу постановления, не являются.

При этом суд второй инстанции учитывает, что в вину РОУ НИЦ «Мемориал» вменяется как непредставление в уполномоченный орган в установленный законом срок (15 января 2023 года) отчетов по формам № ФИО3 и № ОИА007 за 4-й квартал 2022 года, так и предоставление отчетов по формам № ОИА001, № ОИА002 за 2-е полугодие 2022 года в ненадлежащем виде, а именно по устаревшим формам.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304 утверждены новые формы отчетности, однако РОУ НИЦ «Мемориал» предоставляло отчетность по формам, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 184. Сравнение форм, установленных первым и вторым приказами, позволяет прийти к однозначному выводу об их нетождественном содержании. Новые формы отчетности содержат в себе более обширный перечень сведений, предоставляемых иностранным агентом в уполномоченный государственный орган. Разделы форм отчетности также различны по содержанию.

При таких обстоятельствах утверждение стороны защиты о том, что РОУ НИЦ «Мемориал» предоставило в Министерство юстиции Российской Федерации всю необходимую информацию, нельзя признать соответствующим действительности.

Доводы жалобы о том, что Министерство юстиции Российской Федерации в нарушение пункта 74 Административного регламента не проинформировало РОУ НИЦ «Мемориал» о выявленных недостатках в предоставленной отчетности, не может повлечь отмену постановления, поскольку РОУ НИЦ «Мемориал» является лицом, включенным в Реестр иностранных агентов под номером 101 на основании распоряжения № 1657-р от 06.11.2015 года, в связи с чем положения Административного регламента осуществления Министерством юстиции РФ государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций, утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации № 274 от 30 декабря 2021 года, на него не распространяются.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о РОУ НИЦ «Мемориал», на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере будет способствовать достижению целей административного наказания. Назначенное административное наказание является справедливым, оснований для его снижения не имеется.

Исключительных обстоятельств, указывающих на возможность снижения размера административного штрафа, назначенного судом первой инстанции, по делу не установлено. Доводы стороны защиты в этой части основаны на субъективной оценке норм правового регулирования, и сами по себе основанием к снижению размера административного штрафа не являются.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное РОУ НИЦ «Мемориал» административное правонарушение не отвечает критериям малозначительности, перечисленным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26 октября 2023 года о признании Регионального общественного учреждения научно-информационного центра «Мемориал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Н. Грибиненко