ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-117/20 от 26.05.2020 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Хроленок Т.В.

Дело № 5-117/2020 (№ 7-8/2020)

РЕШЕНИЕ

26 мая 2020 г. г. Биробиджан

Судья суда Еврейской автономной области Гавриков И.В., рассмотрев жалобу законного представителя управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области ТСС на постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 26.02.2020, вынесенное в отношении управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 26.02.2020 управление по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области (далее -Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда от 26.02.2020, законный представитель Управления ТСС обратилась в суд Еврейской автономной области с жалобой на указанное постановление.

В жалобе законный представитель просит отменить постановление районного суда, приводя доводы о его незаконности, производство по делу прекратить в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ. Считает, что поскольку Управлению не предоставлена субвенция из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, и действия пункта 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения приостановлено до 01.01.2022, не представляется возможным исполнить переданные полномочия в полном объёме. Полагает, что нарушения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), выявленные в ходе проверки стали возможны ввиду не предоставления названных выше субвенций. В отношении вмененного Управлению нарушения по непринятию мер реагирования по привлечению к административной ответственности МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и ЕАО за нарушения по содержанию объекта культурного наследия - «Памятника-музея, сооруженного в честь Волочаевских боев», полагает, что со стороны Управления требования Федерального закона № 73-ФЗ выполнены в полном объёме путем выдачи предписания, срок по исполнению, которого, на момент проверки, еще не был окончен. Утверждает, что Управление не может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, так как в собственности, владении или пользовании Управления не находятся объекты культурного наследия.

В судебном заседании законный представитель Управления ТСС доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление судьи районного суда от 26.02.2020, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник юридического лица УКА доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что на территории Еврейской автономной области расположены 4 объекта археологического наследия федерального значения, которые не имеют координатной привязки и первичной учетной документации. Поскольку государственная охрана указанных объектов является переданным Российской Федерацией Управлению полномочием, для определения границ территорий данных объектов необходимы средства из федерального бюджета. Управлением произведен расчет средств необходимых для проведения археологических полевых работ. Неоднократные обращения Управления в Министерство культуры Российской Федерации о предоставлении финансовых средств на проведение названных выше мероприятий оказались безрезультатными. Таким образом, со дня создания Управления (2017 год) по настоящее время финансовые средства ни из федерального, ни из бюджета Еврейской автономной области для определения границ территорий, указанных 4 объектов культурного наследия Управлению не выделялись. Кроме того, в соответствии с пунктом 72 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ Управление не могло составить протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении МТУ Росимущество по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, поскольку только должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Управления состава административного правонарушения.

Заслушав пояснения законного представителя и защитника юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Между тем, с таким выводом согласиться нельзя ввиду следующего.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые регулируются Федеральным законом № 73-Ф3.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные как в умышленном невыполнении или нарушении правил охраны и использования объектов культурного наследия, так и по неосторожности.

Требования сохранения и использования объектов культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением, неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

По смыслу части 1 статьи 7.13 КоАП РФ данная норма применима и распространяется на лиц, в собственности, во владении или пользовании которых находятся объекты культурного наследия, допустивших нарушения установленных законом требований к сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия, режимов использования земель, либо не соблюдение ограничений установленных в границах зон, то есть на лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль.

Управление является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющим в числе прочего полномочия, переданные Российской Федерацией в отношении объектов культурного наследия.

Фактически Управлению вменяется нарушение требований Федерального закона № 73-ФЗ, регламентирующих полномочия и цели государственной охраны объектов культурного наследия. При этом Управление не является лицом в собственности, во владении или пользовании которого находятся объекты культурного наследия.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, состоит в следующих действиях (бездействии): нарушающих требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушающих режим использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.

Следовательно, не обеспечение принятия нормативных актов по оформлению охранных обязательств, по установлению предметов охраны и границ территорий в отношении четырёх объектов культурного наследия федерального значения - объектов, археологического наследия, и тем более по не составлению протокола об административном правонарушении в отношении МТУ Росимущество по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области не входит в объективную сторону вмененного Управлению правонарушения.

Неудовлетворительная деятельность Управления, непринятие им мер реагирования, о чем указано в протоколе об административном правонарушении от 10.01.2020 не является признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

На основании пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) в числе прочего полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 данного федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно Положению об Управлении, утвержденному постановлением правительства Еврейской автономной области от 13.06.2017 № 247-пп, Управление в числе прочего исполняет полномочия, переданные Российской Федерацией в отношении объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно пункту 2 статьи 9.1 Федерального закона № 73-ФЗ средства на осуществление вышеуказанных переданных Российской Федерацией Управлению полномочий в отношении объектов культурного наследия предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что на территории Еврейской автономной области расположены четыре объекта культурного наследия федерального значения - объекты археологического наследия: «Место находок кухонных останков», VI-X вв., местонахождение: <...>, регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 791740808450006; «Место находок кухонных останков», VI-X вв. местонахождение: <...>, регистрационный номер - 791740808460006; «Курганы», I-III вв. до н.э., местонахождение: <...>, регистрационный номер - 791740808470006, «Место находок костей мамонта», местонахождение: <...>, регистрационный номер - 791740808440006.

В ходе внеплановой документарной проверки в отношении Управления, проведенной на основании распоряжения Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу от 14.10.2019 № 50, проверяемый период II полугодие 2017 года - I полугодие 2019 года, установлено, что Управление не обеспечило принятие нормативных актов по оформлению охранных обязательств, по установлению предметов охраны и границ территорий в отношении четырёх объектов культурного наследия федерального значения - объектов археологического наследия, а также не составило протокол об административном правонарушении в отношении МТУ Росимущество по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, которое не выполняет требования по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник-музей, сооруженный в честь Волочаевских боев», 1928 г., а также не приняты меры к понуждению в судебном порядке к исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны указанного объекта, либо изъятию из собственности данного объекта.

Согласно статье 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Из материалов дела установлено, что в отношении четырёх названных выше объектов культурного наследия федерального значения - объектов археологического наследия границы территорий не определены. Материалы дела содержат доказательства подтверждающие, что Управлением проведена работа по определению стоимости проведения археологических полевых работ (л.д. 117-120). Кроме того, Управление неоднократно письменно обращалось в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой предоставить финансовые средства для организации проведения археологических полевых работ в отношении указанных четырёх объектов культурного наследия федерального значения (л.д. 114-116, протокол от 28.05.2018, письма от 20.06.2018, 19.07.2018). Также в отчёте информировало Министерство культуры Российской Федерации о том, что не определены границы территорий указанных объектов (л.д. 83-84). Вместе с тем, финансовые средства на указанные цели из бюджета Российской Федерации бюджету Еврейской автономной области и соответственно Управлению не выделялись.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 186 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения» действие пункта 2 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения приостановлено до 01.01.2022.

Учитывая вышеизложенное в совокупности с приведенными выше нормативными правовыми актами, Управление без определения границ территорий в отношении четырёх названных выше объектов культурного наследия федерального значения не могло оформить в отношении них охранные обязательства и установить предметы охраны и границы территорий.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что Управлением приняты все зависящие от него меры для осуществления в полном объёме переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, но в связи с отсутствием финансовых средств из федерального бюджета не представилось возможным оформить в отношении четырёх названных выше объектов культурного наследия федерального значения охранные обязательства и установить предметы охраны и границы территорий.

Учитывая вышеизложенное, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу законного представителя управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области ТСС удовлетворить.

Постановление судьи Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 26.02.2020, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.В. Гавриков