ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-118/2022 от 09.09.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Илларионова А.М. дело № 5-118/2022

№ 7-195/2022

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 9 сентября 2022 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при помощнике судьи: Шнейдмиллер Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугина Д.А. на постановление судьи Красноярского районного суд Астраханской области от 28 июля 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугина Д.А. по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Красноярского районного суда Астраханской области от 28 июля 2022 года глава администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугин Д.А. привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с уплатой административного штрафа в размере 2000 рублей.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, Пичугин Д.А. просит о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Суд второй инстанции, доложив дело и жалобу, выслушав Пичугина Д.А. и его защитника Разумейко А.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Безуглую Н.Р., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Установлено, что поводом к возбуждению в отношении главы администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугина Д.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечению к административной ответственности послужило то, что он, будучи руководителем (главой) администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет», умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, изложенные в представлении прокурора Красноярского района Астраханской области от 10 января 2022 года № 48-2022, в котором указано на нарушения градостроительного законодательства при проведении инициированных возглавляемой им администрацией муниципального образования «Красноярский сельсовет» публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Красноярский район» (далее - ПЗЗ) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены жилые дома, к производственной зоне (П-1).

Признавая главу администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугина Д.А. виновным в совершении административного правонарушения, судья Красноярского районного суда Астраханской области исходил из того, что в должностные обязанности главы местной администрации входила организация проведения публичных слушаний, инициированных возглавляемой им администрацией, однако в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей публичные слушания проведены с нарушением действующего нормативного регулирования, а требования прокурора об устранении допущенных нарушений - оставлены без исполнения.

С указанными выводами следует согласиться.

Установлено, что с 28 июня 2021 года Пигучин Д.А. назначен на должность главы администрации муниципального образования и согласно пункту 46 Устава муниципального образования «Красноярский сельсовет» (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений), являлся должностным лицом, ответственным за проведение публичных слушаний, инициированных возглавляемой им администрацией, по проекту о внесении изменений в ПЗЗ, также подготовленному администрацией сельского совета.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения, в т.ч. это касается решений о внесении изменений в ПЗЗ (статья 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Аналогичные требования закреплены в пункте 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому по проектам, предусматривающим внесение изменений в ПЗЗ, проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из нескольких этапов, в которые в обязанном порядке входит этап распространения оповещения о начале проведения публичных слушаний на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8 пункта 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждено, что оповещение о проведении администрацией сельсовета публичных слушаний по внесению изменений в ПЗЗ в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен соответствующий проект, не обеспечено.

Информация о проведении публичных слушаний размещена только на официальном сайте органа местного самоуправления, тем самым не обеспечена каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемого градостроительного решения и гласность при его подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, на что обосновано указано в представлении прокурора.

Вопреки доводам жалобы, фотографические снимки, представленные в суд Пичугиным Д.А., обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, подтверждающих выполнение администрацией сельсовета возложенной на нее публичной обязанности, т.к. они не позволяют идентифицировать дату и место размещения указанного оповещения.

В протоколе публичных слушаний от 28 октября 2021 года зафиксировано, что оповещение о начале проведения публичных слушаний размещено только на официальном сайте администрации, таким же способом проведена экспозиция материалов.

Ссылка на письмо главы администрации Пичугина Д.А. от 27 сентября 2021 года, адресованное директору МБУ МКДЦ «Мир» Подгорову А.М., в котором он просит разместить на информационном стенде библиотеки оповещение о начале публичных слушаний, не свидетельствует о фактическом размещении указанного оповещения в местах массового скопления граждан. Напротив, согласно письму директора МБУ МКДЦ «Мир» Ильиной И.В. от 13 июля 2022 года размещение информации на стенде библиотеки о проведении слушаний не производилось.

Что касается доводов прокурора, изложенных в представлении, неисполненном главой администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугиным Д.А., относительно нарушения требований части 19 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой к протоколу публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц, то, проверив указанные доводы с учетом возражений Пичугина Д.А., суд второй инстанции также признает их обоснованными.

В пункт 19 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит обязательное для организатора публичных слушаний (в данном случае, для администрации сельского поселения) требование - приложить протоколу публичных слушаний перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний, включающий в себя в отношении физических лиц их фамилии, имена, отчества (при наличии), даты рождения, адрес места жительства (регистрации).

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

В частности, персональные данные, к которым закон относит любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных), относятся к конфиденциальной информации (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»). Доступ к этой информации ограничен (часть 2 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

Следовательно, законодательно закрепленная обязанность органа местного самоуправления, проводящего публичные слушания, обеспечить приложение к протоколу публичных слушаний сведений об их участниках, подлежит реализации с учетом ограничений, предусмотренных для получения сведений, составляющих персональные данные. Указанное означает, что уполномоченный орган перед началом публичных слушаний обязан уведомить принявших в них участие граждан о необходимости заполнить согласие на обработку персональных данных в письменном виде, в котором участники могли выразить свое согласие или отказ на обработку персональных данных (в том числе на отказ в предоставлении части персональных данных), и с учетом их волеизъявления внести соответствующие сведения в протокол.

Таких действий администрацией муниципального образования «Красноярский сельсовет», возглавляемой Пичугиным Д.А., при проведении публичных слушаний не совершено, на что также обоснованно указанно в представлении прокурора.

Предоставленные в судебное заседание отказы граждан на обработку персональных данных не свидетельствуют о выполнении уполномоченным органом обязанности по сбору персональных данных участников публичных слушаний, т.к. датированы позже их проведения.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административную ответственность по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, должностное лицо Пичугин Д.А. обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он, как руководитель администрации сельского поселения, инициировавшей проведение публичных слушаний, и проводившей их, не обеспечил соблюдение требований градостроительного законодательства в период их организации и проведения, а получив, представление прокурора, содержащее законные требования по устранению допущенных нарушений, не принял мер к их устранению, оставив требования прокурора без удовлетворения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является обоснованным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Красноярского районного суд Астраханской области от 28 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования «Красноярский сельсовет» Пичугина Д.А. - без удовлетворения.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина