ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-11/18 от 14.09.2018 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Засядько Е.А. Дело № 5-11/2018

№ 12-47/2018

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2018 года город Магадан

Судья Магаданского областного суда Филенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу К. на постановление и.о. судьи Сусуманского районного суда Магаданской области от 8 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении

должностного лица - главы Сусуманского городского округа Лобова А.В. ,

с участием представителя административного органа - ФИО1,

при секретаре Родионовой Е.И.

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. судьи Сусуманского районного суда Магаданской области от 8 августа 2018 года прекращено производство в отношении главы Сусуманского городского округа Лобова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее - Управление), ставит вопрос об отмене судебного постановления и возвращении дела на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что в отношении администрации Сусуманского городского округа на основании приказа Управления от 07.03.2018 г. № 19-нд проведена плановая выездная проверка в целях выполнения полномочий по государственному контролю за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1) несоблюдение муниципальным органом требований по осуществлению внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных установленным требованиям (подпункт «д» пункта 1 Перечнямер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года № 211, далее - Перечень);

2) не утверждены правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также содержание обрабатываемых персональных данных, сроки их обработки и хранения в отношении следующих категорий субъектов персональных данных: поставщиков (индивидуальных предпринимателей), приёмных родителей, граждан, обратившихся за получением муниципальных услуг и переданных государственных полномочий и членов их семей, а также граждан, обратившихся с жалобами и заявлениями, граждан, привлекаемых к административной ответственности, опекунов (попечителей), усыновителей, несовершеннолетних (детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, детей, переданных под опеку (попечительство), детей, переданных в приёмные семьи, детей, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, детей из семей группы «социального риска»), граждан (совершеннолетних), признанных судом недееспособными(нарушен подпункт «б» пункта 1 Перечня);

3) несоблюдены требования по ознакомлению служащих, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства РФ о персональных данных, в том числе с требованиями к их защите (нарушен подпункт «е» пункта 1 Перечня).

По результатам проверки администрации Сусуманского городского округа выдано предписание от 6 апреля 2018 года № П-48/4/19-нд/-/1/1 со сроком устранения выявленных нарушений до 21 мая 2018 года и сроком сообщения об устранении - 23 мая 2018 года.

Указанное предписание понуждало орган местного самоуправления к проведению внутреннего контроля и утверждению указанных в нем документов.

23 мая 2018 года в адрес Управления поступило письмо администрации Сусуманского городского округа № 1473 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Из дополнительно представленных документов следовало, что проведение внутренней внеплановой проверки в области персональных данных распоряжением и.о. главы Сусуманского городского округа от 16 мая 2018 года назначено на 8 июня 2018 года, а протокол заседания комиссии и справка о результатах проверки составлены 13 июня 2018 года.

Таким образом, административный орган установил, что внутренний контроль проведен за пределами срока, установленного предписанием, что означает его невыполнение.

Также автор жалобы указывает, что 15 июня 2018 года в адрес Управления поступила копия распоряжения и.о. главы Сусуманского городского округа от 7 мая 2017 года № 82-р «Об утверждении Положения о защите персональных данных в администрации Сусуманского городского округа», из анализа которого административный орган установил, что правила обработки персональных данных регламентированы муниципальным органом в отношении не всех необходимых категорий субъектов персональных данных, в частности, не регламентированы правила в отношении поставщиков (индивидуальных предпринимателей), приемных родителей, граждан, привлекаемых к административной ответственности, опекунов (попечителей) усыновителей, несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, сирот, опекаемых, переданных в приемные семьи, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, из семей групп «социального риска») граждан, признанных судом недееспособными.

Между тем пунктом 1 предписания от 6 апреля 2018 года установлена необходимость утверждения таких правил в срок до 21 мая 2018 года.

Полагает, что утвердив Положение о защите персональных данных, администрация Сусуманского городского округа нарушила требование подпункта «б» пункта 1 Перечня, согласно которому приказом руководителя должны быть утверждены именно Правила обработки персональных данных.

Считает, что представленное Положение определяет содержание обрабатываемых персональных данных только для работников администрации, а содержание этих данных для иных категорий субъектов персональных данных не определено.

Положение не устанавливает цели обработки персональных данных, содержание обрабатываемых данных, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при иных основаниях.

Считает, что отдельно от Правил должен быть разработан и утвержден Перечень персональных данных, обрабатываемых муниципальным органом, поэтому ссылку суда на Приложение № 13 к Порядку считает не соответствующей нормам материального права.

Настаивает, что администрация Сусуманского городского округа не исполнила пункт 1 предписания от 6 апреля 2018 года.

В связи с изложенным полагает, что в данном случае отсутствуют признаки малозначительности в деянии должностного лица, напротив имеются признаки пренебрежительного отношения к исполнению законного предписания, содержанию утверждаемых документов, что привело к нарушению требований постановления Правительства РФ № 211 и Федерального закона № 152-ФЗ «О защите персональных данных».

В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы жалобы, настаивала на том, что требования предписания от 6 апреля 2018 года администрация Сусуманского городского округа в полном объеме не исполнила. Отсутствие необходимых документов, регламентирующих цели, правила, сроки обработки, хранения и уничтожения персональных данных в отношении указанных категорий субъектов персональных данных влечет нарушение конституционных прав граждан и иных лиц, что не может свидетельствовать о малозначительности совершенного административного правонарушения.

На основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом, просившего рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение, в том числе об отмене постановления с возвращением дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства

Из материалов дела следует, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Магаданской области и Чукотскому автономному округу является органом исполнительной власти уполномоченным осуществлять государственный контроль (надзор) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Администрация Сусуманского городского округа, в силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон «О персональных данных»), является оператором персональных данных и должна выполнять обязанности установленные указанным Федеральным законом (ст. 18).

В соответствии со статьей 18.1 Закона «О персональных данных» оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

На основании части 3 статьи 18.1 указанного закона Правительство РФ постановлением от 21 марта 2012 года № 211 утвердило Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами.

Согласно пункту 1 указанного Перечня, операторы, являющиеся муниципальными органами, принимают меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе:

- утверждают актом руководителя муниципального органа правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере персональных данных, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований (подпункт «б»);

- в целях осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных установленным требованиям организуют проведение периодических проверок условий обработки персональных данных в муниципальном органе. Проверки осуществляются ответственным за организацию обработки персональных данных в муниципальном органе либо комиссией, образуемой руководителем муниципального органа. О результатах проведенной проверки и мерах, необходимых для устранения выявленных нарушений, руководителю муниципального органа докладывает ответственный за организацию обработки персональных данных в муниципальном органе либо председатель комиссии (подпункт «д»).

Разрешая дело, судья Сусуманского районного суда пришла к выводу о том, что законное предписание Управления от 6 апреля 2018 года исполнено администрацией Сусуманского городского органа с нарушением срока, но в полном объеме, так как 7 мая 2018 года утверждено Положение о защите персональных данных, а 8 июня 2018 года проведена внеплановая проверка по факту соблюдения требований законодательства к обработке персональных данных.

Установив факт невыполнения в назначенный срок предписания административного органа, то есть наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, исходя из того, что муниципальным органом нарушения частично устранены в пределах сроков, установленных предписанием и полностью устранены до составления протокола об административном правонарушении, учитывая отсутствие негативных последствий судья обнаружила признаки малозначительности и прекратила производство по делу.

С таким выводом судьи согласиться нельзя в силу следующего.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Прекращая производство по делу, судья указала на отсутствие негативных последствий допущенного нарушения и то, что невыполнение предписания не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

При этом в постановлении судьи от 8 августа 2018 года указано на то, что письмом от 23 мая 2018 года № 1473 муниципальный орган сообщил Управлению о том, что перечисленные в предписании нарушения в части утверждения правил обработки персональных данных в отношении указанных в нем категорий субъектов, находятся в стадии согласования и не утверждены.

Из содержания Положения о защите персональных данных в администрации Сусуманского городского округа, утвержденных распоряжением от 7 мая 2018 года № 82-р не следует, что они регламентируют цели, порядок обработки и уничтожения, сроки хранения, состав персональных данных и т.п. таких категорий как: приемные родители, опекуны (попечители) усыновители, несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты, опекаемые, переданные в приемные семьи, дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, из семей групп «социального риска»), граждане, признанные судом недееспособными, граждане, привлекаемые к административной ответственности.

В материалах дела доказательства утверждения соответствующих правил не имеется.

При таких обстоятельствах вывод судьи о том, что предписание Управления от 6 апреля 2018 года исполнено муниципальным органом в полном объеме материалам дела не соответствует.

Между тем, отсутствие утвержденных правил обработки персональных данных указанных категорий граждан, может привести к существенному нарушению их конституционных прав на защиту такой информации.

Следовательно, вывод о наличии признаков малозначительности сделан судьей без учета фактических обстоятельств дела.

Кроме того, состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, в связи с чем отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения не свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - обязательного признака при применении статьи 2.9 КоАП РФ.

Вопреки суждению судьи, совершенное должностным лицом правонарушение создает угрозу интересам государства и общества в сфере охраны персональных данных. Указанные обстоятельства с учетом характера данного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом муниципального органа требований Федерального закона № 152-ФЗ, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере обработки персональных данных, исключают возможность признания совершенного ФИО2 правонарушения малозначительным.

При таком положении производство по делу в отношении главы администрации Сусуманского городского округа прекращено необоснованно, что является существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в силу требований пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену принятого постановления и возвращение дела на новое рассмотрение судье Сусуманского районного суда.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление и.о. судьи Сусуманского районного суда Магаданской области от 8 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы Сусуманского городского округа Лобова А.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение судье Сусуманского районного суда.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Магаданского областного суда М.А. Филенко