Судья Новиков Р.В. № 7-202/2022
№ 5-1200/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С., рассмотрев жалобу защитника ООО «Белтаможвилия» Дубинина А.Н. на постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Белтаможвилия»,
установил:
обжалуемым постановлением ООО «Белтаможвилия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения – «светильник настенный (бра)» в количестве 3 шт., без штрафа.
В рассматриваемой жалобе защитник ООО «Белтаможвилия» (далее также – Общество) Дубинин А.Н. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что Таможенными органами РБ осуществлялся таможенный контроль в отношении товаров, задекларированных по Декларации на товары (далее – ДТ), при этом каких-либо нарушений таможенного законодательства со стороны Общества выявлено не было. Ссылается на то, что поставка товаров по договору осуществлялась на условиях FCA (Инкотерм), 18 июля 2021 г. товар фактически был передан конечным получателям, следовательно, Общество не имеет к данному товару никакого отношения и не может нести ответственность за какие-либо нарушения, допущенными контрагентами.
В Смоленский областной суд не явился надлежаще извещенный защитник ООО «Белтаможвилия» Дубинин А.Н., который об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. ООО «Белтаможвилия» также извещено надлежаще о времени и месте рассмотрения жалобы, судебное извещение получено Обществом 24 августа 2022 г.
Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), либо к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором заявлены в таможенной декларации.
В соответствии со статьями 104, 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при перемещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации
В декларации на товары указываются сведения, в том числе: о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Исходя из положений п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЭАЭС).
В силу ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно п. 4 ст. 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, ООО «Белтаможвилия», осуществив 18 июля 2021 г. таможенное декларирование товара по ДТ № 06604/180721/0002761 с целью его ввоза в адрес российского получателя товара, по товару № 15 в графе 31 заявило «электрическое осветительное оборудование подвесное, бытовое, предназначенное для использования лампами накаливания (металл/текстиль): светильник настенный (бра)» в количестве 103 шт., тогда как в ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (далее – АТД) № 10113000/229/161221/А000445 от 10 декабря 2021 г.) установлено, что фактическое количество товара № 15 составляет 106 штук.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 марта 2022 г. (л.д. 175-189); рапортами ведущего инспектора ОКВОТ Смоленской таможни и и.о. начальника ОКВОТ Смоленской таможни (л.д. 11-15, 16); данными, содержащимися в товаросопроводительных документах (товарных накладных и актах приема-передачи) (л.д. 17-28); актом таможенно досмотра № 10113000/229/161221/А000445 от 10 декабря 2021 г. (л.д. 31-41); ДТ № 06604/180721/0002761 от 18 июля 2021 г. (л.д. 42-49); протоколом осмотра от 22 декабря 2021 г. (л.д. 59-60); протоколом изъятия вещей и документов от 22 декабря 2021 г. (л.д. 61-65); актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 22 декабря 2021 г. (л.д. 66-67); протоколом опроса свидетеля ФИО1 – старшего инспектора ОКВОТ Смоленской таможни от 12 января 2022 г. (л.д. 72-76); протоколом изъятия проб и образцов от 10 января 2022 г. (л.д. 77-82); заключением эксперта ЭИО № 2 (г. Смоленск) ЭКС – филиала ЦЭКТУ г. Брянск ФИО2 от 21 февраля 2022 г. № 12403020/0003435, согласно которому свободная (рыночная) стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 18 июля 2021 г. составила 30150 руб. (л.д. 89-91) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ООО «Белтаможвилия» правильно квалифицированы судьей Заднепровского районного суда г. Смоленска по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы защитника об отсутствии состава вменяемого правонарушения являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам совершенного административного правонарушения,
Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные по делу доказательства, связанные с несоблюдением Обществом требований по декларированию товара, нарушение которых влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 данного Кодекса.
Применительно к вопросу о допустимости назначения наказания в виде конфискации имущества, послужившего орудием или предметом таможенного правонарушения и не являющегося собственностью лица, его совершившего, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 мая 1999 г. № 8-П сформулировал правовую позицию, в силу которой федеральный законодатель вправе допустить конфискацию имущества, явившегося орудием или средством совершения либо непосредственным объектом таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары и транспортные средства в собственности совершившего его лица, а также независимо от того, установлено это лицо или нет; в противном случае организаторы незаконного перемещения товаров получили бы возможность переложить всю ответственность на неплатежеспособных лиц или лиц, проживающих за границей, что подрывало бы правопорядок в сфере таможенных отношений и несовместимо с целями и задачами таможенного регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № 284-О).
С учетом изложенного назначение судьей наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения соответствует требованиям КоАП РФ.
Порядок и сроки давности привлечения ООО «Белтаможвилия» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах постановление судьи является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 6 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Белтаможвилия» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Белтаможвилия» Дубинина А.Н. – без удовлетворения.
Судья О.С. Савушкина