ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-122/17 от 20.10.2017 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7 – 47/2017

решение Куликова Н.В. № 5 – 122/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Анадырь 20 октября 2017 года

Судья суда Чукотского автономного округа Малов Д.В., при секретаре Бардымовой А.Ю., с участием прокурора Драгунова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Чукотского автономного округа на определение судьи Провиденского районного суда от 15 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Провиденская районная больница»,

у с т а н о в и л:

Определением судьи Провиденского районного суда от 15 августа 2017 года протокол №10/17 от 11 июля 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьёй 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Провиденская районная больница» и другие материалы возвращены руководителю Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу.

Не согласившись с указанным определением, прокурор Чукотского автономного округа направил в суд Чукотского автономного округа протест, в котором просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Провиденский районный суд.

В судебном заседании прокурор Драгунов А.Г. настаивал на доводах, изложенных в протесте, и просил определение судьи по настоящему делу отменить, дело возвратить в Провиденский районный суд на новое рассмотрение.

Проверив, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в полном объёме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Возвращая протокол об административном правонарушении, судья суда первой инстанции исходил из того, что руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу не наделён полномочиями составлять протоколы о совершении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Провиденская районная больница» правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Нахожу указанный вывод судьи Провиденского районного суда основанным на неправильном толковании норм материального права.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, образует осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.

В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного его составления и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Как следует из абзаца 4 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

В силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ) лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Как определено пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статья 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации лицензирование (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

Федеральным законом от 5 апреля 2016 года № 93-ФЗ часть 9 статья 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ дополнена пунктом 3, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, наделён полномочиями осуществлять лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочиями по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 1 части 1 данной статьи. Изменения вступили в законную силу 3 октября 2016 года.

Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, наделён полномочиями осуществлять лицензирование, в части лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочиями по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности, медицинских организаций, лицензирование которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями.

Как следует из пунктов 1.1, 1.2 и 1.5 Устава Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Провиденская районная больница», утверждённого приказом Департамента социальной политики Чукотского автономного округа от 6 апреля 2015 года № 319, учреждение создано на основании распоряжения Правительства Чукотского автономного округа от 28 ноября 2013 года № 464-рп «О совершенствовании структуры здравоохранения Чукотского автономного округа», является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере здравоохранения. Собственником имущества и учредителем учреждения является Чукотский автономный округ.

Протокол об административном правонарушении № 10/17 от 11 июля 2017 года по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ «Провиденская районная больница» составлен руководителем Территориального органа Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу О.В.В.

В силу приказа Росздравнадзора от 10 октября 2005 года № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» руководители управлений Росздравнадзора по субъектам РФ являются должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных органов, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Таким образом, Территориальный орган Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу наделён полномочиями на осуществление лицензирования отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в отношении ГБУЗ «Провиденская районная больница», а руководитель Территориального органа О.В.В. вправе составлять протокол о совершении названным лечебным учреждением административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.20 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, у судьи Провиденского районного суда отсутствовали законные основания, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, для возвращения протокола об административном правонарушении руководителю Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу.

Принимая во внимание, что судьёй суда первой инстанции при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, определение судьи Провиденского районного суда от 15 августа 2017 года по настоящему делу подлежит отмене, а дело возвращению судье Провиденского районного суда на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

определение судьи Провиденского районного суда от 15 августа 2017 года, которым протокол №10/17 от 11 июля 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьёй 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения «Провиденская районная больница» возвращён руководителю Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Чукотскому автономному округу, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение судье Провиденского районного суда.

Протест прокурора Чукотского автономного округа удовлетворить.

Судья Д.В. Малов