ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-125/2023 от 26.10.2023 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Аммосов Н.Г. дело № 7/1-262/2023

Дело №5-125/2023

РЕШЕНИЕ

г. Якутск 26 октября 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Левина П.Н и протест прокурора на постановление судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Саханефтегазсбыт»,

установил:

13 октября 2023 года государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами Нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Н. в отношении АО «Саханефтегазсбыт» составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19 октября 2023 года постановлением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) АО «Саханефтегазсбыт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации: зданий насосной (кад.№ ...), насосной светлых нефтепродуктов, насосной скважины № ..., № ..., склада масел и тары, склада темных нефтепродуктов, гаража для автомашин № 2, 1, лаборатории, здания конторы, канских мастерских, маслохозяйства подземного, производственно-подсобного блока; вертикальных резервуаров РВС-1000№№ ..., РВС-200 №№ ..., РВС-3000 № ..., РВС-5000 № ...,№ ...,№ ...; горизонтальных резервуаров РГС-50 в количестве 11 единиц (инв. №№ ..., кад.№№ ...) РГС-60 в количестве 24 единиц (инв. №№ ... кад. №№ ...), технологических трубопроводов (кад.№№ ...); бетонных обвалований резервуарных парков ОПО «Площадка нефтебазы Ленска»; автомобильных сливоналивных эстакады; насосных агрегатов 6НДВ-Бт (зав. № ...); АСЦЛ 20-24 (зав. № ...); АСЦЛ20-24 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); АСВН 80 (зав. № ...), НМШ 32 (зав. №№ ...); НМШ 80-161 (зав. № ...); ЭНП 100/,3 (зав. № ...), НШ-120 (зав. № ...), НШ-40 (зав. №№ ...); НШ-80 (зав.№№ ...); НМШ80-161 36/63 (зав.№№ ...); Г11-25А (зав.№№ ...); НМШ8/25 6.3 (зав.№№ ...), ЭНП-100 (зав.№№ ...); КМН 100-80-160 (зав. №№ ...) на ОПО «Площадка нефтебазы Ленска» II класса опасности (регистрационный № ...), по адресу: .......... на срок 30 (тридцать) суток, то есть до 10 ноября 2023 года.

20 октября 2023 года представителем АО «Саханефтегазсбыт» по доверенности Бальчуговым А.С. было подано заявление об отсрочке исполнения судебного акта с ходатайством о досрочном прекращении приостановления деятельности. Свои требования обосновывают тем, что исполнить решение суда в настоящее время не представляется возможным. Так как в приостановленных для эксплуатации РВС хранится топливо и сырая нефть. Для выведения из эксплуатации данных РВС необходимо проведение откачки и закачки топлива в другие РВС. Однако в силу того, что решением суда также приостановлена эксплуатация насосов данные действия произвести невозможно, в связи с чем просят предоставить отсрочку исполнения решения суда, для исполнения судебного акта. Также просят досрочно прекратить приостановление длительности в отношении лаборатории, здании конторы, канских мастерских, производственно-подсобного блока, гаража для автомашин № 2,1, технологических трубопроводов ( кад. №№ ...), бетонных обвалований резервуарных парков ОПО «Площадка нефтебазы Ленской) по следующим основаниям: лаборатория, здание конторы, канские мастерские, производственно-подсобный блок, гараж для автомашин 32,1 не имеют отношения к объектам, перечисленным в части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ « о промышленной безопасности производственных объектов», так как не относятся к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, соответственно для них не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности. Вывод данных объектов из эксплуатации создаст угрозу аварийной ситуации на опасном производственном объекте и повлечет полную остановку транспортной инфраструктуры. просят досрочно прекратить приостановление деятельности в отношении трубопровода, так как получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, просят суд предоставить отсрочку исполнения постановления до 10 ноября 2023 года, досрочно прекратить приостановление деятельности в отношении: гаража для автомашин № 2,1, лаборатории, здания конторы, канских мастерских, производственно-пособного блока, технологических трубопроводов ( кад. №№ ...), бетонных обвалований резервуарных парков ОПО «площадка нефтебазы Ленской» на ОПО «Площадка нефтебазы Ленска» II класса опасности (регистрационный № ...), по адресу: ...........

20 октября 2023 года постановлением судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) заявление АО «Саханефтегазсбыт» удовлетворено частично, отсрочено исполнение постановления Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья в отношении АО «Саханефтегазсбыт» по 31 октября 2023 года (включительно).

Ходатайство АО «Саханефтегазсбыт» о досрочном прекращении приостановления деятельности оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением, защитник АО «Саханефтегазсбыт» Левин П.Н. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит изменить постановление Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года, в части назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности и назначить наказание в виде административного штрафа.

Указывает, что лаборатория, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок, гараж для автомашин №2,1 не имеют отношения к объектам, перечисленным в части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 9 предписания Ленского управления Ростехнадзора от 13.10.2023 № ...), так как не относятся к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст.7 настоящего Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Не относятся к зданиям и сооружениям на опасном производственном объекте, предназначенным для:

осуществления технологических процессов, таких как насосные агрегаты и трубопроводы для перекачки нефтепродуктов);

хранения сырья или продукции (резервуары),

перемещения людей и грузов, к которым относятся стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, согласно пункта 3) приложения №1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

локализации и ликвидации последствий аварий. В «каннских» мастерских расположены только инструменты и оборудование для локализации и ликвидации последствий аварии, а не здания и сооружения, (такие как, например: экскаваторы, пиролизные установки).

Следовательно, для них не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности, и требование об их приостановлении является незаконным.

Кроме того, судом первой инстанции, не учтены и не дана объективная оценка представленным Обществом документам и доводам о том, что административное приостановление деятельности повлечет за собой невозможность выдачи нефти и нефтепродуктов для ресурсоснабжающих организаций в лице АО «Сахаэнерго» и ГУП «ЖКХ PC (Я), тем самым будет приостановлено тепло - электроснабжение Ленского, Мирнинского и Олекминского районов, и других жизнеобеспечивающих предприятий.

Также судом первой инстанции, не принята во внимание оборотно-сальдовая ведомость филиала «Ленская нефтебаза» в которой указаны количество хранящихся нефтепродуктов, так у АО «Сахаэнерго» хранится **** кг дизельного топлива, ПАО «Якутскэнерго» **** кг. дизельного топлива, которое потребляется при выработке электроэнергии. Приостановление деятельности не позволит отпускать данных контрагентам топлива для этих целей.

Таким образом, административное приостановление деятельности указанных опасных объектов приведет к невозможности выработки теплового и энергетического ресурса для целей отопления и электроснабжения и как следствие этого - прекращению его подачи социально значимым объектам и срыву отопительного сезона, что в свою очередь приведет к значительному ущербу и нарушению гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц - жителей Ленского и других близлежащих районов приравненных к районам Крайнего Севера. Так как, приостановление деятельности повлечет за собой прямую угрозу охраняемых законам правам и ценностям, в отличие от предполагаемой угрозы которой обосновывается позиция Ленского управления Ростехнадзора.

Просит учесть, что негативных последствий не наступило, признание вины, ранее не привлекалось к административной ответственности.

В протесте прокурор также просит изменить постановление Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года, в части назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. Указывает, что В резервуарном парке филиала «Ленская нефтебаза» хранятся нефтепродукты АО «Сахаэнерго», ПАО «Якутскэнерго» отпуск которых станет невозможен с 01.11.2023, также филиал «Ленская нефтебаза» является хранителем топлива и других топливных компаний, осуществляющих розничную торговлю топливом на территории вышеуказанных районов. В случае административного приостановления, деятельности филиала с 01.11.2023, АЗС на территориях вышеуказанных районов прекратят заправку автотранспортных средств с 03.11.2023, что может привести к приостановке функционирования всей транспортной системы 3 районов Республики Саха (Якутия), приостановке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, приостановление поставки топлива для ГУП «ЖКХ РС(Я)» и АО «Сахаэнерго», являющихся ресурсоснабжающими организациями, неминуемо приведет к невозможности предоставления ими тепловых и электрических ресурсов, что свидетельствует об угрозе жизни и здоровья для неопределенного круга лиц.

Судом первой инстанции при вынесении вышеуказанного постановления также не учтены и не дана объективная оценка представленным АО «Саханефтегазсбыт» доказательствам, свидетельствующим о том, что административное приостановление деятельности повлечет за собой невозможность выдачи нефти и нефтепродуктов для ресурсоснабжающих организаций в лице АО «Сахаэнерго» и ГУП «ЖКХ PC (Я), тем самым будет приостановлено теплоснабжение и электроснабжение Ленского, Мирнинского и Олекминского районов, и других жизнеобеспечивающих предприятий.

Административное приостановление деятельности указанных опасных объектов приведет к невозможности выработки теплового и энергетического ресурса для целей отопления и электроснабжения и как следствие этого - прекращению его подачи социально значимым объектам и срыву отопительного сезона, что в свою очередь приведет к значительному ущербу и нарушению гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц - жителей Ленского и других близлежащих районов приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, поскольку реально привести в исполнение назначенное наказание невозможно, учитывая то, что в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, считаю, что постановление суда подлежит изменению.

В суде защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу Левин П.Н., поддержал доводы жалобы, просит изменить постановление суда в части назначенного наказания. Пояснил, что указанные в п.9 Предписания № ... от 13.10.2023 года здания: гараж для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатория, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок, не идентифицированы как опасные объекты.

Кроме того, у Общества нет никакой физической возможности освободить заполненные нефтепродуктами РВС, перечисленные в протоколе. Просит учесть, что в настоящее время период навигации закончен, Ленская нефтебаза является единственным объектом, предназначенным для длительного хранения нефтепродуктов, в данном районе.

Освобождение Резервуаров возможно только путем реализации нефтепродуктов потребителям, что будет осуществлено в период всего осенне-зимнего периода.

Также, приостановление деятельности РВС, технологических трубопроводов, насосных агрегатов, автоналивных эстакад, в связи с отсутствуем на них ЭПБ, не способствуют устранению нарушений, в связи с коротким временным периодом для проведения ЭПБ и ремонтных работ (теплое время года и необходимость освобождения РВС от нефтепродуктов), для обеспечения районов нефтепродуктами, возможно выполнение работ по проведению ЭПБ и ремонта в отношении РВС только частями, в отношении освободившихся резервуаров, что и проводится Обществом.

Приостановка эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на территории филиала приведет к невозможности проведения технического обслуживания устройств необходимых для нормальной работы резервуаров и технологического трубопровода, осуществления контроля хранимого и отпускаемого нефтепродукта, выдачи паспортов качества на весь ассортимент нефтепродуктов. А также в случае возникновения возможных аварийных ситуаций, связанных с розливом нефтепродукта делает невозможным применение технических устройств и материалов предназначенных для ликвидации, что в свою очередь приводит к значительному увеличению возникновения рисков ЧС.

Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнение к жалобе, а также дополнительные документы:

- протокол осмотра государственным инспектором Ленского отдела по надзору за объектами Нефтегазодобывающего комплекса Ленского управления Ростехнадзора Н. от 13.10.2023;

- акт выездной (плановой) проверки от 13.10.2023;

- протокол № ... о временном запрете деятельности;

- декларация промышленной безопасности площадки нефтебазы Ленской ОАО «Саханефтегазсбыт»;

- технико-коммерческое предложение № ... от 19.09.2023;

- договор № ... на экспертизу промышленной безопасности технических устройств от 20.10.2023;

Возражений к приобщению указанных документов не поступило.

Заявленное ходатайство удовлетворено, указанные документы приобщены к материалам дела.

Представители АО «Саханефтегазсбыт» Поляничко В.В. и Комчадалов Д.В. также поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили изменить постановление Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года, в части назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности и назначить наказание в виде административного штрафа.

Заявили ходатайство о приобщении к материалам дела заявление министерства по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 25.10.2023.

Возражений к приобщению указанного заявления не поступило.

Заявленное ходатайство удовлетворено, указанное заявление приобщено к материалам дела.

Прокурор Оготоев К.С. протест поддержал в полном объеме, пояснил, что в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, считаю, что постановление суда подлежит изменению. Таким образом, просит исключить указание на приостановление деятельности АО «Саханефтегазсбыт»: гаража для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатория, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок, в остальной части оставить без изменения.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ленского управления Ростехнадзора Ларионов В.С. с доводами жалобы не согласился, просил постановление Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года изменить, исключив указание на приостановление деятельности АО «Саханефтегазсбыт»: гаража для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатория, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок, в остальной части оставить без изменения.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ленского управления Ростехнадзора Помигалов В.П. с доводами жалобы не согласился, пояснил, что всего в Ленском районе находится 156 резервуара, а запрет наложен только на 54, таким образом, у АО «Саханефтегазсбыт» имеются альтернативные варианты, кроме того постановлением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) АО «Саханефтегазсбыт» предоставлена отсрочка исполнения постановления Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года по 31 октября 2023 года (включительно).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. (часть 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Как усматривается из материалов дела, 25 сентября 2023 года и.о. руководителя Ленского управления Ростехнадзора К. было принято решение о проведении выездной плановой проверки в отношении АО «Саханефтегазсбыт» сроком с 02 октября 2023 года по 13 октября 2023 года по адресу: .........., рег№ ....

2 октября 2023 года в адрес АО «Саханефтегасбыт» было направлено требование о предоставлении документов и (или) их копий необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований № ....

13 октября 2023 года был составлен протокол осмотра опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы Ленская» расположенного по адресу: ...........

В соответствии с актом выездной проверки от 13 октября 2023 года на АО «Саханефтегазбыт» были выявлены следующие нарушения: допуск в эксплуатацию резервуаров: вертикальные резервуары РВС-1000 №№ ..., РВС-2000 №№ ..., РВС-3000 № ..., РВС-5000 № ...,№ ...,№ ...; горизонтальные резервуары РГС-50 в количестве 11 единиц (инв. №№ ..., кад.№№ ...) РГС-60 в количестве 24 единиц (инв. №№ ... кад. №№ ...) с истекшим сроком службы без продолжительного заключения экспертизы промышленной безопасности; в государственном реестре ОПО указаны не полные и недостоверные сведения, характеризующие ОПО «Площадка нефтебазы Ленская», а именно: не исключены ликвидированные резервуары РВС 400 (технологические №№ ...) в количестве 12 единиц, РВС-700 (технологические №№ ...) в количестве 36 единиц; отсутствуют сведения о технических устройствах и сооружениях: всех насосных агрегатов, технологических трубопроводов, автомобильных сливоналивных эстакад, самоходных плавучих сооружений для сливоналивных операций, всех резервуаров типа РГС-50, РГС-60 для хранения опасных веществ; насосной установки нефти и нефтепродуктов с насосным агрегатом открытого типа, расположенной между 7 парком и 9 парком отсутствует навес; резервуары не подвергаются периодической зачистки не менее двух раз в год для авиационного бензина (топлива для реактивных двигателей): РВС 5000 №№ ...; ликвидация резервуаров РВС 400 (технологические №№ ...) в количестве 12 единиц, РВС-700 (технологические №№ ...) в количестве 36 единиц, а также технологического трубопровода к этим резервуаров в отсутствии документации, подлежащей экспертизе; осуществление эксплуатации резервуаров РВС-3000 № № ... на месте ликвидированных резервуаров, которые числятся в сведениях, характеризующих ОПО «Площадка нефтебазы Ленская»; план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (далее план мероприятий) не соответствует требованиям к составу планов мероприятий и содержанию общих и специальных разделов; допускается эксплуатации сооружений с истекшим сроком эксплуатации без подтверждения выполнения мероприятий по устранению дефектов, выявленных в ходе экспертизы промышленной безопасности, а именно резервуары РВС-3000 №№ ..., РВС-5000 №№ ...; не обеспечило проведение экспертизы промышленной безопасности зданий на территории ОПО, а именно: насосная (кад. № ...), насосная светлых нефтепродуктов, насосная скважина № № ..., склад масел и тары, склад темных нефтепродуктов, гараж для автомашин № 2,1, лаборатория, здание конторы, канские мастерские, маслохозяйство подземное, производственно-подсобный блок; осуществление эксплуатации опасного производственного объекта «Площадка нефтебазы Ленская» без проектной документации; насосные агрегаты, не имеют дистанционное отключение из помещения управления (операторной) ; допускается эксплуатация технологических трубопроводов с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности; допускается эксплуатация технических устройств (насосных агрегатов 6НДВ-Бт (зав. № ...); АСЦЛ 20-24 (зав. № ...); АСЦЛ20-24 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); АСВН 80 (зав. № ...), НМШ 32 (зав. №№ ...); НМШ 80-161 (зав. № ...); ЭНП 100/6,3 (зав. № ...), НШ-120 (зав. № ...), НШ-40 (зав. №№ ...); НШ-80 (зав.№№ ...); НМШ80-161 36/63 (зав.№№ ...); Г11-25А (зав.№№ ...); НМШ8/25 6.3 (зав.№№ ...), ЭНП-100 (зав.№№ ...); КМН 100-80-160 (зав. №№ ...); автомобильных сливоналивных эстакады) с истекшим сроком службы без положительного заключения экспертизы промышленно безопасности; на опасном производственном объекте отсутствуют приборы и системы контроля за производственными процессами; резервуары парки хранения нефти и светлых нефтепродуктов не оснащены средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров; на площадках резервуарных парков хранения светлых нефтепродуктов в районе запорно-регулирующей арматуры узла подключения парков, расположенного за пределами обвалования, отсутствуют приборы обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров; на междублочных трубопроводах с горючими и взрывоопасными средами отсутствует запорная арматура с дистанционным управлением для аварийного отключения; на корпусе резервуаров не нанесены порядковые номера согласно технологической схеме резервуарного парка, а именно РВС 5000 №№ ....

13 октября 2023 года был составлен протокол об административном правонарушении № ..., предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Саханефтегазсбыт».

Протоколом от 13 октября 2023 года № ... о временном запрете деятельности до рассмотрения судом дела об административном правонарушении на ОПО «Площадка нефтебазы Ленска» II класса опасности (регистрационный № ...), по адресу: .......... была запрещена эксплуатация следующих объектов: зданий насосной (кад.№ ...), насосной светлых нефтепродуктов, насосной скважины № ..., № ..., склада масел и тары, склада темных нефтепродуктов, гаража для автомашин № 2, 1, лаборатории, здания конторы, «каннских» мастерских, маслохозяйства подземного, производственно-подсобного блока; вертикальных резервуаров РВС-1000№№ ..., РВС-200 №№ ..., РВС-3000 № ..., РВС-5000 № ...,№ ...,№ ...; горизонтальных резервуаров РГС-50 в количестве 11 единиц (инв. №№ ..., кад.№№ ...) РГС-60 в количестве 24 единиц (инв. №№ ... кад. №№ ...), технологических трубопроводов (кад.№№ ...); бетонных обвалований резервуарных парков ОПО «Площадка нефтебазы Ленска»; автомобильных сливоналивных эстакады; насосных агрегатов 6НДВ-Бт (зав. № ...); АСЦЛ 20-24 (зав. № ...); АСЦЛ20-24 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); А1 3В 125/16 (зав.№ ...); АСВН 80 (зав. № ...), НМШ 32 (зав. №№ ...,1153,1154); НМШ 80-161 (зав. № ...); ЭНП 100/,3 (зав. № ...), НШ-120 (зав. № ...), НШ-40 (зав. №№ ...); НШ-80 (зав.№№ ...); НМШ80-161 36/63 (зав.№№ ...); Г11-25А (зав.№№ ...); НМШ8/25 6.3 (зав.№№ ...), ЭНП-100 (зав.№№ ...); КМН 100-80-160 (зав. №№ ...).

Факт совершения АО «Саханефтегазсбыт» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается, в числе прочего, протоколом № ... об административном правонарушении; протоколом № ... о временном запрете деятельности; решением о проведении выездной плановой проверки от 25 сентября 2023 года; требованием № ... от 02 октября 2023 года о предоставлении документов; протоколом осмотра лот 13 октября 2023 года; актом выездной плановой проверки от 13 октября 2023 года; объяснениями представителя АО «Саханефтегасбыт» Е., и иными материалами дела, которым судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Учитывая изложенное, судья районного суда правомерно признал АО «Саханефтегазсбыт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем судьей районного суда сделан обоснованный вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, поданной в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судебными инстанциями в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аналогичны доводам, которые были предметом исследования при рассмотрении дела, обоснованно признаны несостоятельными. Оснований для переоценки не имеется.

Назначение юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности отвечает требованиям закона, конкретным обстоятельствам дела и является справедливым, поскольку совершенное правонарушение создает реальную опасность жизни и здоровью людей.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Постановление о привлечении АО «Саханефтегазсбыт» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, доводы защитника АО «Саханефтегазсбыт» Левина П.Н. о том, что гараж для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатория, здание конторы, «канские» мастерские, производственно-подсобный блок, не идентифицированы как опасные объекты, заслуживают внимания суда.

Так, в здании конторы расположены и осуществляют свою деятельность отдел пластиковых карт, который занимается отпуском нефтепродуктов через АЗС. Также, согласно ответа директора филиала «Ленская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт» от 25.10.2023 года, в здании осуществляет свою деятельность бухгалтерия, руководство филиала, производственно-технический отдел, отдел автоматизированной системы управления технологических процессов, сервисная, архив, КПП с постом видеонаблюдения за всеми объектами нефтебазы, находящимися под охраной. «Канские» мастерские включают в себя помещение для проведения огневых работ (сварка, работа шлифовально-режущими инструментами), площадки для гидравлических испытаний запорной арматуры резервуаров, трубопроводов и другого оборудования, площадки для ремонта и регулировки оборудования филиала, в мастерских располагаются аварийные запасы средств и оборудования для борьбы с возможными чрезвычайными ситуациями на нефтебазе. Производственно-подсобный бок включает в себя цех слива-налива, вспомогательный участок, транспортный участок с диспетчерской, помещение слесарей контрольно-измерительных приборов, токарный цех, теплые склады с оборудованием и комплектующими, помещение для переодевания специалистов в средства индивидуальной защиты, обеспыливающих антистатику, прачечная для приведения СИЗ в соответствие, актовый зал, комнату приема пищи. Лаборатория отвечает за проведение испытаний нефтепродуктов, поступающих в филиал на соответствие нормативным требованиям, выдачу паспортов качества нефтепродуктов, подтверждение соответствия в процессе хранения.

Таким образом, приостановление деятельности гаражей, производственно-подсобного блока, «канских» мастерских может привести к отсутствию своевременного обслуживания оборудования и хозяйственного комплекса филиала, приостановление деятельности лаборатории может привести к невозможности приема, отпуска нефтепродуктов, приостановление деятельности конторы приведет к невозможности осуществления контрольно-пропускного режима на территории нефтебазы, невозможности охраны всей территории нефтебазы, а также юридического оформления и заключения любых гражданско-правовых договоров на поставку нефтепродуктов, бухгалтерского учета движения нефтепродуктов, вследствие чего не представляется возможной любая деятельность по отпуску и поставке нефтепродуктов любым органам и организациям.

В связи с изложенным прихожу к выводу, что имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части указания на приостановление деятельности АО «Саханефтегазсбыт»: гаража для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатория, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок.

Руководствуясь статьями 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Жалобу защитника Левина П.Н. удовлетворить частично.

Постановление судьи Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Саханефтегазсбыт» изменить исключить указание на приостановление деятельности АО «Саханефтегазсбыт» виде административного приостановления деятельности по эксплуатации:: гаража для автомашин №2, здание гаража для автомашин №1, лаборатории, здание конторы, «каннские» мастерские, производственно-подсобный блок, склада масел и тары.

В остальной части оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.А. Федорова