ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1283/2023 от 12.12.2023 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

№ 12 - 1416/2023

№ 5 - 1283/2023

Судья Жуков А.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 12 декабря 2023 года в открытом судебном заседании, в помещении суда, при секретаре Гудкове Г.О., дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2023 года в отношении

Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» (далее – СПб ПО «Гражданский контроль», Организация), ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Лиговский <...>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2023 года СПб ПО «Гражданский контроль» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Защитник СПб ПО «Гражданский контроль» – адвокат <...> А.Д. направил в Санкт-Петербургский городской суд жалобу об отмене вышеуказанного постановления.

В обосновании жалобы указал, что установленная пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязанность по предоставлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, в установленные законом сроки выполнена. Однако при направлении отчета допущена неточность, а именно использованы устаревшие формы отчетности. При этом новые формы заполнения отчетности до сведения СПб ПО «Гражданский контроль» не доведены. Предоставление отчетности по устаревшим формам фактические указывает на отсутствие негативных последствий, и на возможность прекратить производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судом не дана оценка нарушениям требований Административного регламента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2021 года № 274, допущенным должностными лицами Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе не учтено, что после предоставления отчетов, в порядке пункта 74 указанного Административного регламента в адрес СПб ПО «Гражданский контроль», должностными лицами не направлены письма о недостатках при оформлении предоставленных отчетов. При назначении административного наказания судом не дана оценка доводам стороны защиты о возможности назначения административного штрафа менее минимального размера, установленного санкцией статьи.

Законный представитель СПб ПО «Гражданский контроль» извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в Санкт-Петербургский городской суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

В Санкт-Петербургском городском суде защитник СПб ПО «Гражданский контроль» <...> А.Д. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.

Административная ответственность по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление иностранным агентом в уполномоченный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации об иностранных агентах, либо представление в уполномоченный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В части 2 статьи 14 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) установлено, что лица, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона включены в реестры, предусмотренные частью пятой статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I "О средствах массовой информации", частью четвертой статьи 29.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", список, предусмотренный частью 3 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сохраняют (приобретают) статус иностранного агента и подлежат включению в реестр, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 6 части 8 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) иностранный агент обязан представлять в уполномоченный или его территориальный орган следующие сведения:

- отчет о своей деятельности, включающий отчет осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились, а также включающий сведения о целях деятельности, структуре, территории, в пределах которой осуществляется деятельность, об адресе (о месте нахождения) руководящего органа, по которому осуществляется связь с иностранным агентом, об изменениях в уставе;

- об учредителях (о членах, об участниках), о персональном составе руководящих органов и работников

- об иностранных источниках, объеме денежных средств и иного имущества, полученном от этих источников, в том числе о банковских счетах, используемых для осуществления деятельности иностранного агента, о целях и об объеме их предполагаемого распределения (расходования, использования), о целях и об объеме распределения (расходования, использования), о получении организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах от иностранных источников;

- об изменениях в сведениях, указанных в пунктах 1-5 настоящей статьи.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304 утвержден Порядок представления в Министерство юстиции Российской Федерации иностранным агентом сведений, предусмотренных частью 8 статьи 9 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Согласно указанному Порядку представление рассматриваемой отчетности осуществляется следующим образом:

- по формам, приведенным в приложениях 3, 4 (формы № ОИА001, № ОИА002) Порядка, один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);

- по формам, приведенным в приложениях 5, 9 (формы № ОИА003, № ОИА007) Порядка, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, СПб ПО «Гражданский контроль», являясь лицом, включенным в Реестр иностранных агентов под порядковым номером 27 на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 2030-р в соответствии положением Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», 16 января 2023 года, находясь по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский <...>, не представила уполномоченный орган в установленный законом срок – 15 января 2023 года - отчеты по формам ОИАООЗ и ОИА007 за 4-й квартал 2022года. Отчеты по формам ОИА001,ОИА002 2-е полугодие 2022 года представлены в ненадлежащем виде (не по действующим с 1 декабря 2022 года формам, утвержденным приказом Министерства юстиции России от 29 ноября 2022 года № 304).

Таким образом, СПб ПО «Гражданский контроль» совершило административное правонарушение, ответственность за которое наступает по части 2 статьи 19.34 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ и виновность СПб ПО «Гражданский контроль» в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом №3ОО/23 от 6 сентября 2023 года об административном правонарушении; письмом директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России ФИО1 от 31 декабря 2014 года; распоряжением первого заместителя министра юстиции ФИО2 от 30 декабря 2014 года № 2030-р; отчетом СПб ПО «Гражданский контроль» по форме № ОИА001, утв. Приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года № 184; отчетом СПб ПО «Гражданский контроль» по форме № ОИА002, утв. Приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года № 184; иными материалами дела.

В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.

К выводу о виновности СПб ПО «Гражданский контроль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен в отношении СПб ПО «Гражданский контроль» уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, событие административного правонарушения в протоколе описано надлежащим образом.

Вывод судьи районного суда о наличии в действиях СПб ПО «Гражданский контроль» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины СПб ПО «Гражданский контроль» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со статьи 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с фактом административного преследования, и сами по себе основанием для отмены состоявшегося по делу постановления не являются.

При этом суд второй инстанции учитывает, что в вину СПб ПО «Гражданский контроль» инкриминируется как непредоставление в уполномоченный орган в установленный законом срок – 15 января 2023 года - отчетов по формам № ОИАООЗ и № ОИА007 за 4-й квартал 2022года, так и предоставление отчетов по формам № ОИА001, № ОИА002 за 2-е полугодие 2022 года в ненадлежащем виде, а именно по устаревшим формам.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304 утверждены новые формы отчетности, однако СПб ПО «Гражданский контроль» предоставляло отчетность по формам, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации от 30 сентября 2021 года № 184. Сравнение форм, установленных первым и вторым приказами, позволяет прийти к однозначному выводу об их нетождественном содержании. Так, новые формы отчетности содержат в себе более обширный перечень сведений, предоставляемых иностранным агентом в уполномоченный государственный орган. Разделы форм отчетности также различны по содержанию.

При таких обстоятельствах, утверждение стороны защиты о том, что СПб ПО «Гражданский контроль» предоставило в Министерство юстиции Российской Федерации всю необходимую информацию, нельзя признать соответствующим действительности.

Доводы жалобы о том, что новые формы отчетности до Организации не были доведены, основанием к отмене состоявшегося по делу постановления не являются по следующим причинам.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2022 года № 90 "О некоторых вопросах размещения текстов правовых актов на "Официальном интернет-портале правовой информации" установлено, что а) "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является единым официальным государственным информационно-правовым ресурсом в Российской Федерации; б) тексты правовых актов с внесенными в них изменениями, размещаемые на "Официальном интернет- портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) начиная с 1 июля 2022 г., являются официальными.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 года № 304, с утвержденными этим приказом формами, был опубликован на официальном интернет- портале правой информации www.pravo.gov.ru 1 декабря 2022 года, что также следует из сведений указанного сайта.

Таким образом, у СПб ПО «Гражданский контроль» имелась реальная возможность до 15 января 2023 года ознакомиться с указанным нормативно-правовым актом и составить отчетность в соответствии с новыми требованиями.

То обстоятельство, что Министерством юстиции Российской Федерации не было сообщено СПб ПО «Гражданский контроль» о неправильности оформления необходимой отчетности, на наличие или отсутствие состава административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, не влияет.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, данные о СПб ПО «Гражданский контроль», на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере будет способствовать достижению целей административного наказания. Назначенное административное наказание является справедливым, оснований для его снижения не имеется.

Исключительных обстоятельств, указывающих на возможность снижения размера административного штрафа, назначенного судом первой инстанции, по делу не установлено. Доводы стороны защиты в этой части основаны на субъективной оценке норм правового регулирования, и сами по себе основанием к снижению размера административного штрафа не являются.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное СПб ПО «Гражданский контроль» административное правонарушение не отвечает критериям малозначительности, перечисленным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", где предусмотрено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 9 ноября 2023 года о признании СПб ПО «Гражданский контроль» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника <...> А.Д. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в порядке статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ю.Н. Русанова