Дербентский городской суд № дела 5-134/23 судья В.Г. Наврузов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2023 года, по делу № 7-228/23, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 23 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги»,
установил:
Постановлением судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 23 июня 2023 г. производство по делу об административном правонарушении (далее-дело об АП), предусмотренном частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «Российские железные дороги» прекращено.
Не согласившись с названным постановлением судьи, представитель Дагестанской таможни ФИО1 обратился в Верховный Суд РД с жалобой об отмене постановления судьи и возвращении дела на новое рассмотрение. Указывает, что перевозчиком не исполнены возложенные на него обязанности по осуществлению перевозки в исправных вагонах, по охране груза, сообщении достоверных сведений о товаре при убытии с таможенной территории ЕАЭС, что стало следствием незаконного перемещения табачной продукции. Считает, что суд неправомерно указал, что изъятые по делу об АП подлежат конфискации в федеральную собственность, поскольку прекращение производства по делу об АП за отсутствием состава административного правонарушения, исключает привлечение лица к административной ответственности с наложением административного наказания, в т.ч. в виде конфискации предмета административного правонарушения. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.
Возражения относительно доводов жалобы не поданы.
Дело об АП рассмотрено в отсутствие участников судебного разбирательства, извещенных о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исследовав представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 2).
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза" - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Из дела следует, что 22 июля 2022 года в 11 часов 45 минут в зоне таможенного контроля ж/д станции Дербент, расположенной в регионе деятельности таможенного поста ЖДПП Дербент Дагестанской таможни, сотрудником ОТОиТК т/поста совместно сотрудниками ПУ ФСБ РФ по РД, в ходе проведения совместного таможенного досмотра АТД № в ж/д вагоне (тип вагона Цистерн) №, следовавшего из Республики Азербайджан в Российскую Федерацию установлено, что в хребтовой балке со стороны первой колесной тележки порожнего вагона (цистерны) обнаружены три свертка, заклеенные и обернутые пленкой чёрного цвета. При вскрытии указанных сверток были обнаружены 7 блоков (70 пачек) с тонкими сигаретами, по 20 тонких сигарет в каждой пачке, имеющими надпись «MARVEL & blue», общий вес которого составил 1,20 кг.
Товар был изъят в качестве предмета административного правонарушения.
Согласно заключению эксперта от 8 февраля 2023 года № рыночная стоимость аналогичной партии табачной продукции по состоянию на 23 июля 2022 г. на территории РФ составила 7840 рублей 00 копеек.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления таможенным органом в отношении ОАО "РЖД" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, который был направлен для рассмотрения в Дербентский городской суд.
Прекращая производство по делу, судья Дербентского городского суда исходил из недоказанности вины ОАО "РЖД" в совершении указанного правонарушения. При этом судья принял во внимание, что само по себе наличие сокрытого от таможенного контроля товара не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, поскольку данное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, а доказательства того, что размещение свертков с товаром (сигаретами) в труднодоступных местах с целью сокрытия их от таможенного контроля явилось результатом намеренных действий ОАО «РЖД» не представлено.
Нахожу данные выводы судьи обоснованными.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.
Субъективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, составляют действия, совершаемые с прямым умыслом, направленным на сокрытие товаров от таможенного контроля.
Субъектом данного правонарушения является лицо, перемещающее указанный товар через таможенную границу Таможенного союза с использованием вагонов ОАО "РЖД" в качестве орудия совершения правонарушения и скрывающее товар от таможенного контроля.
По мнению таможенного органа вина ОАО "РЖД" выражается в том, что акционерным обществом, как перевозчиком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства.
В этой связи исхожу из следующего.
Письмом ФТС России от 28 июня 2013 года N 18-12/27777 таможенным органам даны методические рекомендации о квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, и, в частности, разъяснено, что сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза возможно одним из следующих способов: путем использования тайников; путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товара; путем придания одним товарам вида других.
При этом тайниками признаются места специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу.
Таким образом, указанные способы сокрытия товара от таможенного досмотра предполагают только умышленную форму вины, то есть установление виновных действий конкретных лиц.
Согласно виду уставной деятельности ОАО "Российские железные дороги", как железнодорожный перевозчик, осуществляет деятельность по перевозке грузов железнодорожным транспортом, связанную с правоотношениями со множеством лиц: грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования.
В связи со спецификой железнодорожных грузоперевозок, предполагающих участие в них значительного количества физических и юридических лиц, при рассмотрении вопроса о привлечении железнодорожного перевозчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, во внимание также принимается следующее.
Согласно параграфу 1 статьи 16 Соглашения о международном грузовом сообщении (далее-СМГС) от <дата> правильность сведений и заявлений, указанных в накладной, обеспечивает отправитель, который несет ответственность за все последствия неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также их внесения в соответствующую графу накладной.
Согласно параграфу 2 статьи 22 СМГС 1951 года перевозчик не обязан проверять правильность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.
Пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением N 1 к СМГС 1951 года, груз, погруженный отправителем в вагоны и контейнеры крытого типа, перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. Перевозчик не проверяет количество мест, массу и состояние груза.
Согласно статье 27 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
При этом статьей 28 названного Федерального закона установлено, что загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами (далее-ЗПУ) перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями (отправителями) и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями (отправителями).
Из изложенного следует, что перевозчик не обязан, а вправе проверять состояние груза, прибывшего в исправном вагоне с ненарушенным ЗПУ при отсутствии следов доступа.
Для реализации этого права должны быть установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о необходимости проверки груза, выходящей за пределы визуального осмотра, например, обнаружение поврежденных, замененных или отсутствующих пломб.
Таких обстоятельств по делу не установлено, поскольку незаконное перемещение партии сигарет осуществлялось скрытно от перевозчика, во внутренних полостях железнодорожных цистерн (вагонов), сведения о повреждении ЗПУ в акте таможенного досмотра № от 23 июля 2022 года отсутствуют, что свидетельствует о том, что обстоятельств, указывающих на необходимость проверки железнодорожным перевозчиком груза, выходящей за пределы визуального осмотра, не имелось.
Порядок производства коммерческого осмотра вагонов предусмотрен Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных МПС России 29 декабря 1995 года N ЦМ-360 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 3.1 которых все прибывающие на станцию поезда должны встречать работники, производящие коммерческий осмотр в установленном технологическим процессом месте для проверки в процессе движения состояния люков, дверей и кузовов вагонов, размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе, наличия ЗПУ, пломб и закруток.
Пунктом 5.2 Правил установлены признаки неисправностей вагонов (контейнеров), которые являются обязательными основаниями для выгрузки груза и проверки его количества и состояния, в том числе: неисправности, требующие перегруза; признаки хищения (проломы, пробоины стен, крыши, пола вагона и контейнеров, следы вскрытия тары и выемки грузовых мест), а также вагоны с разрядными грузами, огнестрельным оружием и грузами иностранных представительств.
Перечнем коммерческих неисправностей, при наличии которых вагоны запрещается отправлять со станции (Приложение N 2 к Правилам), также перечислены признаки неисправностей вагонов, которые должны быть выявлены при коммерческом осмотре вагонов, например: отсутствие на вагонах пломб (ЗПУ), повреждение пломб (ЗПУ), отсутствие закруток, неправильная загрузка вагонов, открытые и незапертые двери вагонов, открытые люки полувагонов, незакрытые платформы бортов, течь груза из кузова вагона или котла цистерны и прочее.
Из анализа положений Правил следует, что коммерческий осмотр предполагает визуальный осмотр подвижного состава работниками ОАО "РЖД" без осмотра ими мест, не предназначенных для транспортировки товаров, и доступ к которым затруднен, с целью выявления тайников, специально изготовленных или приспособленных для сокрытия товаров для целей незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС.
Аналогичным образом технический осмотр железнодорожных вагонов в соответствии с Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного состава, утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 марта 2001 года N АН-25-р (Приложение N 2 к Распоряжению), предполагает только техническое обслуживание вагонов для поддержания работоспособности и безопасности их эксплуатации, в том числе выявление технических неисправностей, угрожающих безопасности движения, в частности, выявление неисправностей: ходовых частей, тормозных устройств, нижних рам кузова, автосцепных устройств и других частей вагонов, пневматической системы разгрузки и механизма открытия бортов, узлов и деталей. При этом Технология не содержит такого требования при техническом осмотре как выявление незаконных скрытых вложений во внутренних полостях вагонов.
Более того, досмотр вагонов и грузов на предмет выявления таможенных и пограничных нарушений осуществляется представителями государственных контрольных органов с привлечением работников железнодорожной станции.
Из дела следует, что скрытые вложения в полостях сливных цистерн были обнаружены сотрудниками таможенного органа только после снятия ЗПУ, что выходит за пределы коммерческого и технического осмотров.
Таким образом, довод административного органа относительно обязанности работников перевозчика выявить тайники при коммерческом осмотре железнодорожных вагонов является необоснованным, поскольку, исходя из вышеуказанных Правил и Технологии, работники ОАО "РЖД" не обязаны проверять внутренние полости железнодорожных цистерн на предмет выявления тайников ввиду иной правовой природы коммерческого и технического осмотров.
При изложенных обстоятельствах довод жалобы об умышленной форме вины железнодорожного перевозчика, выразившегося в сокрытии незаконного перемещения сигарет, что, по мнению лица, подавшего жалобу, выразилось в том, что указанный товар не был обнаружен работниками железнодорожного перевозчика при коммерческом и техническом осмотре, не основан на общих принципах права о формах вины, не соответствует фактическим обстоятельствам дела при неправильном толковании норм материального права.
Довод жалобы со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2020 года N 17-П, о том, что по настоящему делу отсутствуют основания для установления вины конкретных физических лиц и ОАО "РЖД" подлежит привлечению к административной ответственности по факту невыявления его работниками скрытого товара, подлежит отклонению, поскольку изложенная в Постановлении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о формах вины юридического лица касается иных охраняемых общественных отношений в сфере транспортной безопасности, регулируемых Федеральным законом от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Таким образом, ОАО "РЖД" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не принимало к перевозке и не осуществляло перевозку изъятого товара, в смысле, придаваемом этому понятию диспозицией части 2 статьи 16.1 КоАП РФ, и не скрывало этот товар от таможенного контроля.
Использование иными лицами железнодорожных вагонов (контейнеров, цистерн) для целей незаконного перемещения партии сигарет с таможенной территории ЕАЭС в качестве орудия противоправных действий не свидетельствует о вине ОАО "РЖД" в правонарушении.
То обстоятельство, что отправителем сообщены сведения о передаче ОАО "РЖД" транспортного средства международной перевозки без выявленных посторонних вложений, не свидетельствует об умышленной форме вины железнодорожного перевозчика, поскольку данных, указывающих на то, что ОАО "РЖД" или его сотрудники принимали участие в сокрытии товара от таможенного контроля либо располагали сведениями об этом, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод судьи об отсутствии состава рассматриваемого административного правонарушения в действиях перевозчика ОАО РЖД является обоснованным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении документы подтверждают лишь факт наличия в хребтовой балке со стороны первой колесной тележки порожнего вагона (цистерны) незаконно перемещаемого товара, который не соответствовал товаросопроводительным документам, при этом каких-либо безусловных доказательств виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, в том числе доказательств помещения данного товара в вагон, суду не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, в связи с чем в действиях юридического лица ОАО «РЖД» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 23 июня 2023 г. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги», - оставить без изменения, а жалобу представителя Дагестанской таможни ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-Н.К. Джарулаев