ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-135/2021 от 08.07.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Судья Самков А.Н. Дело № 5-135/2021

32RS0002-01-2021-000387-52

РЕШЕНИЕ № 12-224/2021

г. Брянск 8 июля 2021 г.

Судья Брянского областного суда Горбарчук С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Брасовского районного суда Брянской области от 23 апреля 2021 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Брасовского районного суда Брянской области от 23 апреля 2021 г. ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей с изъятием спиртосодержащей пищевой продукции непромышленного изготовления объемом 0,5 литра из незаконного оборота, с последующим уничтожением в установленном порядке.

В жалобе, поданной в Брянский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, указала, что о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении сотрудником полиции не извещалась, протокол составлен в ее отсутствие. Сотрудник полиции ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, а также свидетель ФИО3, показания которого положены в основу обвинения, в судебное заседание не вызывались, по обстоятельствам вмененного административного правонарушения судьей районного суда не допрашивались.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта) для целей данного закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона.

В силу пункта 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных данным законом.

Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта).

Из материалов дела усматривается, что 10 января 2021 г. в 17 часов 25 минут ФИО1, находясь по месту жительства: <...>, осуществила розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, произведенной кустарным способом - самогона в количестве 0,5 л за 100 рублей. Признаки уголовно наказуемого деяния отсутствуют.

Данные обстоятельства, отраженные в протоколе об административном правонарушении от 5 февраля 2020 г. № 141/О 0133085, составленном УУП ОП «Брасовский» МО МВД России «Навлинский» ФИО2, явились основанием для привлечения ФИО1 постановлением судьи Брасовского районного суда Брянской области от 23 апреля 2021 г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении оспариваемого постановления судья районного суда пришел к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для вывода о виновности ФИО1 в совершении вмененного ей правонарушения.

Между тем данный вывод судьи Брасовского районного суда Брянской области нельзя признать правильным.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В нарушение указанных требований в протоколе об административном правонарушении недостаточно полно указано событие и обстоятельства правонарушения, в том числе кому осуществлена продажа самогона, в какой упаковке, крепость спиртосодержащей жидкости, а также не указан свидетель, несмотря на то, что в материалах дела имеется объяснение свидетеля ФИО3

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ходе рассмотрения жалобы в Брянском областном суде ФИО1 ссылалась на ее неизвещение должностным лицом полиции о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 5 февраля 2021 г., а также, что при составлении протокола об административном правонарушении она не присутствовала.

При проверке данного довода установлено, что в материалах дела отсутствует уведомление, направленное должностным лицом полиции в адрес ФИО1, о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении.

При этом в протоколе об административном правонарушении, составленном УУП ОП «Брасовский» ФИО2 5 февраля 2021 г. в 17 часов 10 минут, имеется указание об отказе ФИО1 от подписи и дачи объяснений, что подтверждено подписью УУП ОП «Брасовский» ФИО2

Вместе с тем, делая вывод о виновности ФИО1 в совершении вменяемого ее административного правонарушения, судья районного суда, рассматривавший дело об административном правонарушении, оставил без надлежащей проверки и правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопросы соблюдения должностным лицом ОП «Брасовский» требований статьи 28.2 названного Кодекса.

В целях устранения противоречий лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не опрошено; данные, свидетельствующие об извещении ФИО1 о времени и месте составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, не истребованы.

Сведений о направлении копии указанного протокола ФИО1 материалы дела не содержат. Надлежащих мер к восполнению неполноты представленных материалов не принято. В материалах дела имеется лишь сопроводительное письмо о направлении ФИО1 копии протокола об административном правонарушении, однако достоверных и достаточных доказательств о фактическом направлении ей указанной копии материалы дела не содержат.

Кроме того, в жалобе ФИО1 указывает, что она необоснованно привлечена к административной ответственности, совершение вмененного ей административного правонарушения не доказано, полагает, что в основу судебного постановления необоснованно положено в качестве доказательства объяснение ФИО3, который не был допрошен судьей районного суда в судебном заседании.

Приведенные доводы жалобы заслуживают внимания, учитывая, что на имеющейся в материалах дела видеозаписи ФИО3 не указано конкретное лицо, у которого он приобрел самогон, что противоречит его письменным объяснениям.

В нарушение требований статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о непосредственности исследования доказательств судья районного суда при рассмотрении дела не допросил свидетеля ФИО3 в судебном заседании по обстоятельствам, относящимся к событию административного правонарушения, в целях устранения указанных противоречий.

Приведенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлиявшими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, постановление судьи Брасовского районного суда Брянской области от 23 апреля 2021 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении судье Брасовского районного суда Брянской области следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушения, в их совокупности, вызвать в судебное заседание и допросить УУП ОП «Брасовский» ФИО2 и свидетеля ФИО3, устранить имеющиеся в деле противоречия, дать надлежащую правовую оценку всем доводам участников производства по делу об административном правонарушении, после чего, исполнив требования процессуальных норм права, вынести законное и обоснованное судебное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление судьи Брасовского районного суда Брянской области от 23 апреля 2021 г., вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Брасовский районный суд Брянской области.

Судья Брянского областного суда С.А. Горбарчук