ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-139/2022 от 09.08.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-520/2022 (№ 5-139/2022)

Мировой судья с/у № 4 Коноплева Е.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

09 августа 2022 года г. Мурманск

Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,

с участием представителя административного органа Рай А.В.,

защитника Хохолева А.В., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 24 марта 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Ситиматик»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска от 24.03.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО «Ситиматик» прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо, составившее протокол – главный специалист-эксперт отдела контроля и надзора за соблюдением персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Мурзакова Я.В. обратилась в суд с жалобой, в которой указал на неверное толкование мировым судьей нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с обработкой персональных данных, что повлияло на выводы судьи.

Применив положения пунктов 5,7 ч.1 ст.6 Закона о персональных данных мировым судьей не учтено положение ч.2,3 ст.6 Закона о персональных данных.

Согласно ч.3 ст.6 Закона о персональных данных оператор (ООО «Ситматик») вправе поручать обработку персональных данных другому лицу (ООО «№1») с согласия субъекта персональных данных, ели иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным органом или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В виду того, что субъект персональных данных не давал согласие оператору (АО «Ситиматик») на передачу своих персональных данных другому лицу (ООО «№1») на основании агентского договора , у АО «Ситиматик» в соответствии с требованиями Закона о персональных данных отсутствовали правовые основания для передачи данных субъекта персональных данных.

Кроме того, как следует из обращения заявителя ООО «№1», действуя по поручению ООО «Ситиматик» на основании агентского договора, осуществляло непосредственное взаимодействие с должником (субъектом персональных данных) путем звонков и смс сообщений. В этой связи доводы ООО «Ситиматик» о передаче сведений исключительно об адресе оказания коммунальной услуги не состоятельны.

Отмечает, что согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» настоящий федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении. теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

АО «Ситиматик» не представило правовое основание передачи персональных данных субъекта персональных данных в адрес ООО «№1» в виде согласия на передачу персональных данных, в действиях ООО «Ситиматик» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.11 КоАП РФ. Просит постановление отменить.

ООО «Ситиматик» извещено надлежащим образом по месту нахождения, законный представитель в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении не заявлено.

Защитник АО «Ситиматик» в судебном заседании полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Дополнительно указал, что ООО «Ситиматик» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Мурманской области.

В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО относится к коммунальным услугам. Порядок предоставления коммунальных услуг регламентирован Постановлением Правительства ФР от 06.05.2011 № 354. В силу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, действующих Правил № 354, жилищного кодекса РФ, каждый собственник ТКО обязан заключать договор по обращению с отходами с региональным оператором. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, управляющие организации, товарищества собственников жилья обязаны сообщать региональному оператору по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. В случае, если собственник ТКО не обратился за заключением договора и (или) не предоставил данные для заключения договора с региональным оператором. договор считается заключенным путем конклюдентных действий на условиях, предусмотренных Правилами № 354.

При этом, если собственник ТКО не выполнил свою обязанность по предоставлению сведений, необходимых для расчета платы за услуг по обращению с ТКО, региональный оператор вправе получать данные из открытых источников. Сведения из ЕГРПН являются открытыми и общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил № 354 ФИО1 не сообщила региональному оператору информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. Пользуясь правом на получение открытой информации из общедоступных государственных источников, в частности сведений ЕГРН, региональный оператор правомерно получает сведения, необходимые для расчета размера платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО.

Согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных в случае подпунктов 5 и 7 пункта 1 статьи 6 Закона о персональных данных не требуется.

АО «Управление отходами» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ООО «№1» агентский договор по условиям которого передало Агентству полномочия по возврату просроченной задолженности и повышение суммы сбора. Во исполнение данного договора ДД.ММ.ГГГГ Общество передало Агентству реестр, содержащий информацию о лицевых счетах потребителей, по которым имеется задолженность, в том числе по лицевому счету .

С целью оказания услуги по обращению с ТКО АО «Ситиматик» использует информацию об адресе объекта образования ТКО, его наименовании, для физических лиц – ФИО, и номере лицевого счета в отношении данного объекта. Филиал не обладает персональными данными о лицах, на которых зарегистрированы лицевые счета, привязанные к жилым помещениям.

Поэтому адрес оказания услуг по обращению с ТКО и номер лицевого счета, без указания дополнительных сведений не является информацией, которая позволяет однозначно идентифицировать определяемое физическое лицо. Следовательно передача информации о должнике с указанием лицевого счета, адреса оказания услуг по обращению с ТКО и суммы долга, но без ФИО не может подразумевать обработку персональных данных, что не является нарушением закона «О персональных данных».

Сведения об адресе оказания коммунальной услуги не равнозначны адресу места жительства субъекта персональных данных и не могут быть приравнены к персональным данным, т.е. информации на основании которой субъект персональных данных может быть однозначно идентифицирован.

Утверждает, что совокупность вышеуказанных сведений о лицевом счете, передаваемая Обществом Агенту, персональными данными не является.

В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Выслушав должностное лицо составившее протокол, защитника, ознакомившись с жалобой, исследовав и проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «Ситиматик» к административной ответственности) определено, что обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную (ст. 2 Закона № 152-ФЗ).

В статье 3 Закона № 152-ФЗ определены используемые основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ, заключается:

- в обработке персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством;

- обработке персональных данных, несовместимой с заявленными целями.

Статья 6 Закона N 152-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается обработка персональных данных.

Как усматривается из материалов дела, 25.01.2022 ведущим специалист-экспертом отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере персональных данных Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в отношении АО «Ситиматик» составлен протокол № АП-77/09/292 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу АО «Ситиматик» в лице Мурманского филиала АО «Ситиматик» допустило незаконную обработку персональных данных ФИО1 в объеме: наименование населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры в адрес ООО «№1» в отсутствие правовых оснвоаний.

Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Ситиматик» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории .

В соответствии с ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО относится к коммунальным услугам.

Порядок предоставления коммунальных услуг регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354). Особенности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО регламентированы разделом XV (1) Правил № 354.

В силу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правил № 354, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (ч.1, 4 ст.24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п.148 (1) Правил № 354).

Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, собственники нежилых помещений предоставляют региональному оператору сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, приведенные в п.148 (1) Правил № 354.

Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных».

Таким образом, АО «Ситиматик» является оператором персональных данных при осуществлении деятельности регионального оператора при обращении с ТКО и осуществляет обработку персональных данных потребителя во исполнение требований Федерального законодательства и договоров с потребителями.

Обязанность по внесению платы за коммунальные прямо предусмотрена законом (ст.155 Жилищного кодекса РФ), неисполнение обязанности по оплате коммунальной услуги обращение с ТКО влечет право регионального оператора по ее взысканию.

Реализуя право на взыскание задолженности АО «Ситиматик» заключил с ООО «№1» агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ по условиям которого, поручил агентству за вознаграждение совершать действия, направленные на возврат задолженности в отношении лицевых счетов, указанных в реестре (п.2.1, 2.2 договора).

По реестру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являющемуся приложением к договору от ДД.ММ.ГГГГ АО «Ситиматик» передал агентству информацию о лицевых счетах потребителей, по которым имеется задолженность, адрес оказания услуг по обращению с ТКО, размер задолженности по лицевому счету.

В соответствии с пунктами 5, 7 ч.1 ст.6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных без согласия субъекта допускается в следующих случаях:

- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных,

- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора.

Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

В соответствии с частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 16 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, при привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

Таким образом, положением ч.3 ст.6 Закона № 152-ФЗ предусмотрено право оператора поручить обработку персональных данных другому лицу, при этом в силу ч.16 ст.155 Жилищного кодекса РФ согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных не требуется.

Кроме того, судья соглашается с выводом мирового судьи о том, что переданная АО «Ситматик» по реестру от ДД.ММ.ГГГГ в рамках агентского договора информация не является персональными данными по смыслу понятия п.1 ст.3 Закона № 152-ФЗ.

Учитывая эти обстоятельства, мировым судьей сделан правильный вывод об отсутствии в действиях ООО «Ситиматик» вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы суда основаны на изучении представленных доказательств и постановлении изложены достаточно подробно.

Таким образом, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного постановлений.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 24 марта 2022 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Ситиматик» оставить без изменения, жалобу должностного лица Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному Мурзаковой Я.В. - без удовлетворения.

Судья И.В. Хуторцева