Судья Малегина Е.А.
Дело № 7-738/2022 (№ 5-13/2022)
УИД 59RS0021-01-2022-000066-28
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 15 апреля 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Азиевой С.Ш.к., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя администрации Карагайского муниципального округа Пермского края Н. на постановление судьи Карагайского районного суда Пермского края от 09 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Карагайского муниципального округа Пермского края,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Карагайского районного суда Пермского края от 09 марта 2022 г. администрация Карагайского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель Н. просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы о невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, судом не принято во внимание наличие ограниченного бюджета. Обращает внимание на тот факт, что администрация Карагайского муниципального округа Пермского края стала правопреемником по исполнению решения суда лишь 22 января 2021 г., администрация Карагайского округа принимает меры для исполнения решения суда, но ввиду недостаточного финансирования, возможности исполнить решение своевременно не было.
В судебном заседании в краевом суде защитник Азиева С.Ш.к. жалобу поддержала.
Законный представитель администрации Карагайского муниципального округа Пермского края Н., защитник А., прокурор, извещенные надлежаще, участие в судебном заседании в краевом суде не принимали.
Изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, дополнительные материалы, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 113 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается ответственности, в том числе административной.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что решением Карагайского районного суда Пермского края по делу № 2-259/2017 от 20 апреля 2017 г. на администрацию муниципального образования Рождественское сельское поселение Пермского края возложена обязанность устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности на территории Рождественского сельского поселения Пермского края, отраженные в пунктах: 1, 2, 3, 4, 5. 6, 9, 10, 12, 19, 20 предписания от 25 марта 2013 г. № 36/1/1, выданного отделением надзорной деятельности по Карагайскому району 21 отдела надзорной деятельности по Нытвенскому, Карагайскому и Оханскому районам ГУ МЧС России по Пермскому краю: обеспечить запасами воды для целей пожаротушения улицы Трактовая, ФИО1, ФИО2, ФИО3, Старково, Мельники в <...> Трактовая, Луговая в <...> в д. Вдовино, создать условия для забора воды в любое время года в д. Фролово (р. Сюрва), д. Вдовино, д. Перы, д. Усть-Нердва в срок до 1 сентября 2018 г.
17 октября 2018 г. на основании исполнительного документа - исполнительного листа ** от 20 апреля 2017 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Карагайскому и Сивинскому районам возбуждено исполнительное производство **-ИП.
02 июня 2020 г. Карагайским районным судом Пермского края вынесено определение о замене должника в исполнительном производстве от 17 октября 2018 г. **-ИП на правопреемника администрацию Карагайского муниципального района Пермского края.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный 5-дневный добровольный срок до 18 июня 2020 г., судебным приставом-исполнителем 15 июля 2020 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, однако, во вновь установленный срок для исполнения требований исполнительного документа после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора решение Карагайского районного суда Пермского края от 20 апреля 2017 г. не исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 26 августа 2020 г. администрация Карагайского муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
14 января 2021 г. администрации Карагайского муниципального района Пермского края вновь направлено требование об исполнении требований исполнительного документа, однако указанное требование также не исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 15 февраля 2021 г. администрация Карагайского муниципального района Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
22 января 2021 г. Карагайским районным судом Пермского края вынесено определение о замене должника в исполнительном производстве от 17 октября 2018 г. **-ИП на правопреемника администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края.
26 февраля 2021 г. должнику вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 18 марта 2021 г., в установленный срок требование не исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 26 марта 2021 г. администрация Карагайского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
25 мая 2021 г. должнику вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 21 июня 2021 г., в установленный срок требование не исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 28 июня 2021 г. администрация Карагайского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
09 августа 2021 г. должнику вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 13 сентября 2021 г., в установленный срок требование не исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 24 сентября 2021 г. администрация Карагайского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
14 октября 2021 г. должнику вновь вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 17 октября 2021 г., в установленный срок требование не было исполнено.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Карагайскому и Сивинскому районам УФССП России по Пермскому краю от 23 ноября 2021 г. администрация Карагайского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей.
18 января 2022 г. должнику вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 27 января 2022 г., в установленный срок требование не исполнено.
Поскольку администрацией Карагайского муниципального округа Пермского края не исполнены в установленный срок требования исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, судебным приставом-исполнителем в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ и юридическое лицо привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом от 20 апреля 2017 г., постановлением от 17 октября 2018 г. о возбуждении исполнительного производства, постановлением от 15 июля 2020 г. о взыскании исполнительского сбора, требованиями судебного пристава-исполнителя об исполнении требований исполнительного документа, постановлениями судебного пристава-исполнителя и другими собранными по делу доказательствами.
Принимая во внимание, что после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о наложении административного штрафа, содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, связанное с обеспечением пожарной безопасности, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не исполнено должником, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии администрации Карагайского муниципального округа Пермского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Оценка имеющихся доказательств произведена судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, а также обоснованно не приняты доводы о принимаемых мерах к исполнению решения.
Оснований для иной оценки выводов судьи районного суда не имеется.
Выводы о наличии в деянии администрация Карагайского муниципального округа Пермского края состава вменяемого правонарушения являются мотивированными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или субъекта Российской Федерации.
Административная ответственность по части 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ наступает в случае неисполнения должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа. При этом существенными условиями для привлечения к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа по пожарной безопасности является нарушение должником установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения после вынесения постановления о наложении административного штрафа, а также отсутствие уважительных причин неисполнения.
Исходя из существа правонарушения, днем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, является день, следующий за днем исполнения обязанности, указанным в требовании судебного пристава.
Как следует из материалов дела, после вынесения постановления о наложении административного штрафа, судебным приставом-исполнителем выставлялось требование с новым сроком исполнения до 27 января 2022 г.
Как должник по исполнительному производству администрация Карагайского муниципального округа Пермского края не только имеет права, но и несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Указанные заявителем жалобы доводы, а также представленные в ходе производства по делу об административном правонарушении документы (в том числе в краевом суде) не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение конкретного судебного решения в срок.
Указанные заявителем жалобы фактические действия по исполнению требований исполнительного документа не свидетельствуют, что администрацией Карагайского муниципального округа Пермского края были приняты своевременно все зависящие от нее меры, направленные на исполнение решения суда с учетом даты принятия судебного решения и длительности периода неисполнения исполнительного документа. Данные действия не привели к исполнению требований исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности в установленный срок, принятые меры являются недостаточными и не освобождают юридическое лицо от административной ответственности.
Ссылка в жалобе на то, что администрация Карагайского муниципального округа Пермского края стала правопреемником только 22 января 2021 г. не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного юридическому лицу, поскольку администрация Карагайского муниципального округа Пермского края является правопреемником всех прав и обязанностей администрации Карагайского муниципального района Пермского края (администрации муниципального образования Рождественское сельское поселение).
Учитывая продолжительность исполнения решения суда (со дня возбуждения исполнительного производства - 17 октября 2018 г.) администрацией муниципального образования Рождественское сельское поселение Пермского края, а впоследствии администрацией Карагайского муниципального округа Пермского края не предпринято своевременных, достаточных и эффективных мер для его исполнения. Отсутствие денежных средств законодателем не предусмотрено в качестве основания для освобождения должника от исполнения требований неимущественного характера, связанное с обеспечением пожарной безопасности содержащееся в исполнительном документе, которое должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений. Доказательств, подтверждающих выполнение должником действий, направленных на реальное и своевременное исполнение решения суда, юридическим лицом не представлено.
Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа. Таких уважительных причин при рассмотрении дела судьей районного суда, а также при рассмотрении жалобы на постановление судьей краевого суда не установлено.
Доводы настоящей жалобы, являлись предметом исследования судьи районного суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судьей обстоятельств дела, оснований для которой судьей краевого суда не усматривается.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судьи районного суда не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения администрации Карагайского муниципального округа Пермского края к административной ответственности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 2.1 статьи 4.1 КоАП РФ, и является обоснованным. В соответствии с частью 4 статьи 31.5 КоАП РФ администрации Карагайского муниципального округа Пермского края предоставлена рассрочка по оплате штрафа равными долями на три месяца.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Карагайского муниципального округа Пермского края допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление судьи Карагайского районного суда Пермского края от 09 марта 2022 г. оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации Карагайского муниципального округа Пермского края Н. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)