ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1463/15-7-76К от 30.11.2015 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Степанова Ю.Н. Дело №5-1463/15-7-76К

Р Е Ш Е Н И Е

30 ноября 2015 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда Новгородской области (Великий Новгород, ул. Нехинская, 55 стр.1) ФИО1, при секретаре Малышевой Е.Н., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу представителя ООО «Строитель-Плюс» ФИО2 на постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года,

у с т а н о в и л :

Согласно протокола <...> об административном правонарушении, составленного 28 августа 2015 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области Т. в отношении ООО «Строитель-Плюс», при обследовании объекта культурного наследия «Культурный слой средневекового Новгорода Х-ХVII вв.», расположенного по адресу: <...> (акт осмотра технического состояния № 94 от 07 августа 2015 года), установлено, что на вышеуказанном объекте культурного наследия проводятся земляные работы: выкопан котлован 3,5x3,5 м глубиной до 1 м; в отвалах котлована насыпной влажный грунт черного цвета, битый кирпич; производитель работ - ООО «Строитель-Плюс». Объект культурного наследия «Культурный слой средневекового Новгорода, X- XVII вв.» принят на государственную охрану Постановлением Совета министров РСФСР от 04 декабря 1974 года №624 (паспорт на памятник археологии, утвержден Минкультуры РФ 24.12.1995 г.). Работы ведутся без разрешения и без согласования с государственным органом охраны объектов культурного наследия. Учитывая вышеизложенное, ООО «Строитель-Плюс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ.

Постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года ООО «Строитель-Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представителем ООО «Строитель-Плюс» ФИО2 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления как незаконного, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что земельный участок, в границах которого ООО «Строитель-Плюс» проводились земляные работы, отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под объектами промышленности». Согласно Правилам землепользования и застройки в Великом Новгороде данный участок находится в территориальной зоне СИ.2 – вторая специальная историческая зона. К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне относятся, в том числе, сооружения, коммуникации, объекты инженерной инфраструктуры. Полагает, что градостроительный регламент в границах указанной территориальной зоны не содержит ограничений относительно возможности проведения строительных и земляных работ, отсутствует указание на необходимость получения разрешения на проведение указанных работ в государственном органе охраны объектов культурного наследия. При этом, ни протокол, ни постановление судьи не содержат указания на федеральный закон (иной нормативный акт), который бы обязывал ООО «Строитель-Плюс» получить разрешение на проведение земляных работ на территории названного объекта археологического наследия. Обращает внимание, что ООО «Строитель-Плюс» не выполняло работы по сохранению объекта культурного наследия, а осуществляло подготовительные работы в целях возведения объекта инженерной инфраструктуры (фундамента на объекте «Блок-модульная котельная»). Указывает, что санкция за нарушение требований сохранения объектов культурного наследия предусмотрена ст. 7.13 КоАП РФ, а не ст. 7.14 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО «Строитель-Плюс» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, а также объяснения представителя Комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО3, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, признается административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Согласно ст. 36 вышеназванного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи, предполагающей недопустимость производства каких-либо работ на объекте культурного наследия без разрешения соответствующего органа в области охраны культурного наследия, выдаваемого в рамках мер по сохранению такого объекта.

Согласно п. 1 ст. 45 Закона об объектах культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Как следует из материалов дела, 07 августа 2015 года на объекте культурного наследия «Культурный слой средневекового Новгорода Х-ХVII вв.», расположенном по адресу: <...>, без разрешения и согласования с уполномоченным законом госорганом - Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Новгородской области (далее – Комитет), в отсутствие разрешения на строительство, ООО «Строитель-Плюс» проводились земляные работы: выкопан котлован 3,5x3,5 м глубиной до 1 м; в отвалах котлована насыпной влажный грунт черного цвета, битый кирпич.

Материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия «Культурный слой средневекового Новгорода, X-XVII вв.» принят на государственную охрану Постановлением Совета министров РСФСР от 04 декабря 1974 года №624 (содержится в перечне памятников культуры содержится – приложении №1 к постановлению), в соответствии с паспортом на памятник археологии, утвержденным Минкультуры РФ 24.12.1995 г., и относится, в силу ч.1 ст. 64 Закона об объектах культурного наследия, к объектам культурного наследия федераль­ного значения.

Заказчиком указанных работ является <...>. ООО "Строитель-Плюс" является исполнителем работ.

Заявление о получении согласования на выполнение указанных земляных работ на рассмотрение в Комитет не поступало, разрешение в любой форме на проведение данных работ Комитетом не выдавалось.

Учитывая изложенное, исследовав представленные в деле акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия № 94 от 07 августа 2015 года, протокол об административном правонарушении №7 от 28 августа 2015 года, паспорт памятника (1995 год), Постановление Совета Министров от 04 декабря 1974 года, градостроительный план земельного участка по адресу: <...>, договор строительного подряда <...> от 31 июля 2015 года, другие материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Строитель-Плюс» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, установив вину названного юридического лица и правильно указав, что учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, у ООО «Строитель-Плюс» имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства в части проведения строительных и иных работ на объекте культурного наследия с получением разрешения специального госоргана, когда такое разрешение является обязательным.

Таким образом, доводы представителя ООО «Строитель-Плюс» о том, что разрешение на производство земляных работ на охраняемом объекте культурного наследия не является обязательным, являются ошибочными, были известны судье и получили правильную оценку в постановлении.

Также являются ошибочными и ссылки в жалобе на положения Земельного кодекса РФ, поскольку его положения в части необходимости получения специального разрешения на производство работ на объекте культурного наследия федерального значения не противоречат положениям специального закона.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, прихожу к выводу, что существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было, основания для отмены постановления судьи отсутствуют.

Доводы жалобы ООО «Строитель-Плюс» не могут быть приняты во внимание и основанием для отмены вынесенного постановления и прекращения производства по делу служить не могут.

Сроки и порядок привлечения ООО «Строитель-Плюс» к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ст. 7.14 КоАП РФ (от ста тысяч до одного миллиона рублей) в минимальном размере.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 26 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу ООО «Строитель-Плюс» – без удовлетворения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1