ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1478/2022 от 06.10.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Нартя Е.А. Дело № 12-375/2022 (№ 5-1478/2022)

УИД 39RS0001-01-2022-006119-16

РЕШЕНИЕ

6 октября 2022 года г. Калининград

Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при помощнике судьи Поповой Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобы Татарчука Василия Васильевича и его защитника по ордеру Литвиненко Евгения Андреевича на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Татарчука Василия Васильевича.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 сентября 2022 года Татарчук В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на срок 7 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации и содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калининградской области по адресу: Калининградская область, г. Гвардейск, ул. 1-ая Северная, 11 или в ином помещении МВД РФ для иностранных граждан до исполнения решения о принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В жалобе Татарчук В.В. просит изменить постановление в части назначенного наказания, исключив из него указание на дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указывает, что является гражданином Украины, проживал на территории Запорожской области. В августе 2016 года прибыл на территорию РФ с целью трудоустройства. В 2019 году им были утеряны документы. С момента приезда на территорию Калининградской области постоянно работает, проживает с девушкой по адресу: <адрес>. В настоящее время планирует получить гражданство РФ. Считает, что судьей районного суда при вынесении решения не было принято во внимание, что в настоящее время какие-либо дипломатические отношения между Россией и Украиной отсутствуют, исполнение наказания в виде выдворения может затянуться на неопределенный срок.

На указанное постановление также подана жалоба защитника Татарчука В.В. по ордеру Литвиненко Е.В., который ставит вопрос об изменении постановления судьи районного суда путем исключения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Считает, что судьей районного суда назначено необоснованное и нецелесообразное дополнительное наказание без учета положений Указа Президента РФ № 585 от 27 августа 2022 года. Выдворение Татарчука В.В. на территорию, на которой ведутся активные боевые действия, может повлечь угрозу для его жизни и здоровья.

Татарчук В.В. в судебном заседании, проведенном путем использования системы видео-конференц-связи, и его защитник Литвиненко Е.А. поддержали доводы, изложенные в жалобах.

Представитель ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 6.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 указанного Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Согласно ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 40 Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

В соответствии с п. 1 ст. 44 названного закона лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.

Право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим, в частности, для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения в силу п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предоставлено сотрудникам полиции.

Из материалов дела усматривается, что 23 сентября 2022 года в 10 часов 00 минут в помещении ОМВД по Ленинградскому району г. Калининграда по адресу: г. Калининграда ул. Галковского 2, гражданин Украины Татарчук В.В. при наличии признаков наркотического опьянения не выполнил законное требование сотрудника полиции о прохождении освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении 01 №061290 от 23.09.2022, в котором отражено существо вменяемого Татарчуку В.В. правонарушения; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 23.09.2022, из содержания которого следует, что Татарчук В.В. отказался от прохождения освидетельствования; протоколом об административном задержании № 572 от 23.09.2022, рапортами сотрудников полиции, а также пояснениями Татарчука А.А., данными в судебном заседании.

Учитывая изложенное, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о виновности Татарчука В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ. Всем доказательствам судьей в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Установленные судьей фактические обстоятельства дела подтверждаются приведенными в постановлении судьи доказательствами и в жалобах не оспариваются.

Порядок и срок давности привлечения Татарчука В.В. к административной ответственности соблюдены.

Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на здоровье и общественную нравственность, обстоятельства дела, личность Татарчука В.В., суд назначил ему наказание в виде административного ареста с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Татарчуку В.В. административного наказания в виде выдворения за пределы РФ судьей в нарушение требований статьей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не учтено следующее.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу ст.ст. 20, 21 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года ни одно государство - участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

С 24 февраля 2022 года на территории Украины проводится специальная военная операция, в связи с чем имеются основания полагать, что применение к Татарчуку В.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации может повлечь опасность для его жизни и здоровья.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации № 585 от 27.08.2022 введены временные меры по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 7 названного Указа в отношении граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (за исключением лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или финансирующих, планирующих террористические (экстремистские) акты, оказывающих содействие в совершении таких актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения: а) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации; б) об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации; в) о депортации; г) о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации; д) о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.

При таком положении, поскольку Татарчук В.В. не относится к числу лиц, в отношении которых положения п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года № 585 не распространяются, в отношении него не могло быть принято решение о выдворении за пределы РФ, в связи с чем постановление подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Татарчука Василия Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, изменить.

Исключить из постановления указание на назначение Татарчуку Василию Васильевичу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калининградской области по адресу: Калининградская область, г. Гвардейск, ул. 1-ая Северная, 11, или в ином помещении МВД РФ для иностранных граждан до исполнения решения о принудительном административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В остальной части постановление Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 сентября 2022 года оставить без изменения.

Судья