Судья Борисова В.С. Дело № 7/1-247/2023
№5-1481/2023
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 19 октября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А.,
с участием Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В.,
прокурора Оготоева К.С.,
представителя заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2,
установила:
27 июля 2023 года постановлением заместителя Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) Шибиной А.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту неисполнения требований прокурора, а именно представления Якутского природоохранного прокурора № ... от 20 марта 2023 года, должностному лицу вменяется то, что им не обеспечены: полнота рассмотрения акта прокурорского реагирования (представление от 20 марта 2023 года), контроль за соблюдением сроков рассмотрения и направления информации о результатах их рассмотрения в Якутскую природоохранную прокуратуру.
30 августа 2023 года постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением суда, в протесте исполняющим обязанности Якутского природоохранного прокурора Шибиной А.В. ставится вопрос о его отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Указывает, что заместителем министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2 не организована должным образом работа департаментов лесного надзора и охраны, в результате чего оставлены без внимания 10 доводов представления, что свидетельствует о нарушении срока направления ответа на представление по части вопросов представления, также конкретные меры по устранению и недопущению подобных нарушений не приняты. До настоящего времени указанное представление природоохранной прокуратуры незаконным или недействительным не признано. Судьей городского суда должная оценка данным обстоятельствам не дана.
В судебном заседании прокурор Шибина А.В. и Оготоев К.С. поддержали доводы протеста.
Представитель заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - ФИО1, просил постановление суда оставить без изменения.
ФИО2 в суд не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие привлекаемого лица.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело в полном объёме, суд приходит к следующему.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечёт за собой установленную законом ответственность.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о прокуратуре, прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесённых ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20 марта 2023 года Якутской природоохранной прокуратурой заместителю министра экологии РС (Я) ФИО2 внесено представление № ... об устранении нарушений законодательства, с требованием: безотлагательно в срок не позднее 23 апреля 2023 года.
8 мая 2023 года в связи с ненадлежащим рассмотрением представления и неполнотой представленной информации в Минэкологии РС (Я) внесено требование № ... о повторном рассмотрении вышеуказанного представления в срок до 12 мая 2023 года.
Повторное рассмотрение и принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона в установленный требованием срок не осуществлено, результаты их рассмотрения в срок не сообщены. Ответ Минэкологии РС (Я) на требование от 8 мая 2023 года о результатах рассмотрения вышеуказанного требования поступил 17 мая 2023 года, то есть с нарушением установленного требованием срока на 5 дней.
При этом, в ответе на требование от 8 мая 2023 года не предоставлена следующая информация: в части ненадлежащей работы радиостанции и отсутствии страховки лесопожарной техники в Ленском филиале ГАУ РС (Я) «********», не указана информация о приведении радиостанции в рабочее состояние, о страховании лесопожарной техники.
По состоянию на 19 июля 2023 года выявленные нарушения закона фактически не устранены.
27 июля 2023 года и.о. Якутского природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) ФИО2, как уполномоченного должностного лица, который умышленно не принял меры по устранению выявленных нарушений, при этом заведомо зная, что представление прокуратуры обязательно к исполнению.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении городской суд исходил из того, что положениями статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не предусмотрено привлечение нескольких должностных лиц за совершение одного и того же правонарушения.
Первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Х. привлечен судом к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных функций.
Согласно обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу постановлением Якутского городского суда РС (Я) от 08 августа 2023 года, которые имеют преюдициальное значение, судом установлено, что ответ от 21.04.2023 года подписан первым заместителем министра экологии РС (Я) Х. от 21.04.2023 с исх. № ..., установлено наличие вины заместителя министра экологии РС (Я) Х. в части ненадлежащего рассмотрения представления от 20 марта 2023 года.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что за неисполнение представления Якутской природоохранной прокуратуры РС (Я) к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен первый заместитель министра экологии природопользования и лесного хозяйства РС (Я) Х.
Вместе с тем, городским судом не учтено, что приказом исполняющего обязанности министра экологии РС (Я) от 23.08.2022 № ... «О возложении ответственности по исполнению представлений и предписаний надзорных органов и актов прокурорского реагирования» на заместителя министра экологии РС (Я) ФИО2 возложены дополнительные обязанности по усилению контроля за соблюдением сроков и обеспечением качества исполнения актов прокурорского реагирования, своевременностью представления ответов прокурорам.
Письмом министра экологии РС (Я) П. от 13.07.2023 № ... сообщено в природоохранную прокуратуру, что ФИО2 как курирующему данное направление было отписано 23.03.2023 представление от 20.03.2023 исполняющего обязанности министра экологии РС (Я) Х., Так как ФИО2 курирует направление в сфере лесной отрасли, охраны лесов от пожаров.
Так, пунктом 5.6 Положения о Министерстве экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 30.08.2022 № 549 (ред. от 22.06.2023), заместители министра несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Согласно п. п. 5, 5.1., 5.2 приказа Минэкологии РС (Я) от 20.12.2018 № ... «О распределении обязанностей между заместителями министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я)», заместитель министра, курирующий вопросы лесного хозяйства координирует и курирует деятельность Департамента лесного хозяйства, Департамента лесного надзора и охраны лесов, государственных казенных учреждений РС (Я) - лесничеств (25 лесничеств), государственного бюджетного учреждения РС(Я) «********», государственною автономного учреждения РС (Я) «********».
Приказом исполняющего обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я) П. от 02.03.2023 № ..., первый заместитель министра экологии РС (Я) Х. назначен исполняющим обязанности министра в связи с отпуском П. до 07.04.2023.
В силу п. п. 2, 2.1, 2.2, 2.5 приказа Минэкологии РС (Я) от 20.12.2018 № ... «О распределении обязанностей между заместителями министра экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я)», за лицом, исполняющим должностные функции министра возложены вопросы: общего руководства деятельностью Министерства, вопросы организации выполнения задач Министерством, координации и контроль деятельности заместителей министра, руководителей подведомственных министерству учреждений, отдела государственной службы, кадров и защиты информации, отдела государственного экологического надзора.
Таким образом, функциональные полномочия заместителя министра ФИО2 и лица исполняющего функции министра абсолютно разные и отождествлять их невозможно. Министр организует и контролирует работу замов и ведомства в целом, а заместитель обеспечивает координацию и контроль за работой и исполнительской дисциплиной департаментов и учреждений.
Поскольку Х. был привлечен к административной ответственности за ненадлежащую организацию и контроль работы Министерства экологии РС (Я) по рассмотрению и исполнению мероприятий в рамках процедуры рассмотрения представления Якутской природоохранной прокуратуры РС (Я), ненадлежащий контроль за работой заместителя министра экологии РС (Я) ФИО2 по данному вопросу.
Соответственно привлечение Якутским городским судом РС (Я) 08.08.2023 Х. к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту неисполнения требований прокурора по представлению от 20.03.2023 и требованию от 08.05.2023 нельзя рассматривать как один и тот же факт совершения правонарушения. Поскольку функционал ведомственной компетенции министра и заместителя различный. Заместитель министра обязан был контролировать работу своих подчиненных Департамент лесного надзора и охраны лесов, государственных казенных учреждений РС (Я) - лесничеств (25 лесничеств), государственного бюджетного учреждения РС (Я) «********», государственного автономного учреждения РС (Я) «********» и обеспечить их надлежащую работы в рамках вменяемых нарушений, изложенных в представлении.
Тогда как министр экологии РС (Я) не осуществляет непосредственную координацию и контроль за работой структурных подразделений Минэкологии РС (Я) и подведомственных учреждений в сфере лесных правоотношений (Департамента лесного надзора и охраны лесов, государственных казенных учреждений РС (Я) - лесничеств (25 лесничеств), ГБУ РС(Я) «********», ГАУ «********»).
Таким образом, положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменимы в отношении постановления прокурора, вынесенного в отношении ФИО2 Так как, постановления, возбужденные в отношении Х.. и отношении ФИО2, вынесены в результате совершения разных противоправных действий и бездействий.
Функции и предмет ведения вопросов у исполняющего обязанности министра экологии РС (Я) Х. не тождественны полномочиям и кругу компетенции заместителя министра экологии РС (Я) ФИО2, у них совершенно разные функциональные опросы, относящиеся к компетенции различных уровней должностей:
1) руководитель (и.о. министра)
2) подчиненный (заместитель министра).
Судом не учтены разные периоды совершения правонарушения. В постановлении о возбуждении производства по делу в отношении Х. от 13.07.2023 указано на стр. 5, что выявленные нарушения законодательства о прокуратуре но состоянию на 12.07.2023 не устранены. В постановлении о возбуждении производства в отношении ФИО2 от 27.07.2023 на стр. 5 указано, что по состоянию на 19.07.2023 выявленные нарушения закона не устранены. При этом, ФИО2 вменялось ненадлежащая организация работы курируемых Департаментов по рассмотрению и исполнению представления от 20.03.2023 и требованию от 08.05.2023, а Х. вменено не устранение выявленных нарушений.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В связи с чем, прокуратурой установлены нарушения исходя их функциональных полномочий двух разных должностных лиц: первого замминистра экологии, который в период внесения представления исполнял обязанности министра - Х. и заместителя министра экологии РС (Я) - ФИО2, которые образуют самостоятельные составы административных правонарушений, предусмотренных одной статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, судом в нарушение статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана оценка тому, что заместитель министра экологии РС (Я) ФИО2 как главный лесничий и главный куратор отрасли лесного хозяйства в Министерстве РС (Я) не организовал работу департаментов, не обеспечил усиленный контроль за исполнением актов прокурорского реагирования, в результате чего в природоохранную прокуратуру Министерством экологии РС (Я) не представлена информация по доводам представления от 20.03.2023.
Таким образом, судьей Якутского городского суда РС (Я) при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должная оценка данным обстоятельствам, указанным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.07.2023 не дана. Следовательно, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, судьей соблюдены не были.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку указанные существенные нарушения процессуальных требований не позволили городскому суду полно и объективно рассмотреть дело, его постановление не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года отменить, настоящее дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Г.А. Федорова