Судья А.Х. Рахимов Дело №5-1489/2021
Дело №7-2921/2021
Р е ш е н и е
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания А.Р. Газизьянове, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей Ахметханова Ж.Ю. на постановление судьи Арского районного суда Республики Татарстан от 8 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Тананыхина Александра Владимировича.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Арского районного суда Республики Татарстан от 8 октября 2021 года, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя Тананыхина А.В. (далее по тексту – ИП Тананыхин), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, руководитель Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее – Госалкогольинспекция РТ) Ахметханов Ж.Ю., просит постановление отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.
ИП Тананыхин извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
При таком положении, с учетом правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденной Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года, дело рассмотрено в отсутствие заявителя.
В судебном заседании защитник ИП Тананыхина - Хабибуллин Л.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалобы позволяют прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту – Федеральный закон №171-ФЗ).
Согласно п.п. 7, 16 статьи 2 названного закона, алкогольной продукцией помимо прочего признаются пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ запрещается производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее по тексту – ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 настоящего закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №2466, утверждены правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее по тексту – Правила № 2466).
Пунктами 4, 7, 28 названных Правил закреплено, что к участникам ЕГАИС относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции.
Ведение единой информационной системы осуществляется в электронном виде с использованием программных средств единой информационной системы и включает в себя: подключение участников единой информационной системы к единой информационной системе; фиксацию информации в единой информационной системе (отказ в фиксации информации в единой информационной системе); внесение уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе, в случае, если у организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или индивидуального предпринимателя отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки о фиксации с уточненными данными (отказ от внесения уточнения в информацию, содержащуюся в единой информационной системе).
Направление информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС осуществляется путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Порядок заполнения, форматы и сроки представления заявок о фиксации информации в ЕГАИС утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 17 декабря 2020 года №397 (далее – Приказ №397).
Пунктом 6.1 приложения к Приказу №397 утверждена форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции.
Порядок заполнения и срок представления такой заявки, регламентирован пунктом 6.2 приложения к Приказу №397.
Пункт 11.2 названного приложения предусматривает, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляется в ЕГАИС не позднее следующего рабочего дня после дня осуществления приемки, отказа в приемке, приемки с расхождениями товара на основании сопроводительных документов в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона №171-ФЗ и первичных учетных документов в соответствии с Федеральным законом №402-ФЗ, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта.
Из материалов дела следует, что 9 марта 2021 года в государственной информационной системе «Народный контроль» на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан размещена заявка № 3944058 о том, что в магазине, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Арский район, город Арск, улица Коммуны, № 6Б, осуществляется реализация пива и пивных напитков без товарно-сопроводительных документов.
На основании данного обращения сотрудниками отдела Арского ТО Госалкогольинспекции РТ 15 марта 2021 года проведен осмотр торгового объекта, в ходе которого установлено, что хозяйственную деятельность по указанному адресу осуществляет ИП Тананыхин, в реализации обнаружено 50 наименований пива и пивных напитков, образцы которых выставлены на витрине и имели ценники. Из них, на пиво светлое «Бад» производства АО «АБ ИнБев Эфес», в количестве 12 бутылок, крепостью 5,0 % емкостью 0,47 л, с датой розлива 19.01.2021, представлена товарно-транспортная накладная ( ТТН) № П0000000305 от 17.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань»; пиво светлое «Хмельные раки» производства АО « Татспиртпром», в количестве 8 бутылок крепостью 4,4 % емкостью 0,45 л с датой розлива 02.10.2020, представлена ТТН № П0000000232 от 09.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань»; сидр фильтрованный пастеризованный производства ООО «Живица» количестве 1 кеги, крепостью 5,0 % емкостью тары 30,0 л, с датой розлива 02.02.2021, представлена ТТН № П0000000232 от 09.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань». Информация о том, что алкогольная продукция выставлена не для продажи, отсутствовала.
Данные ТТН сверены с данными, указанными в отчете об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 15.03.2021, полученными из ЕГАИС, где в качестве пункта разгрузки алкогольной продукции значится адрес: город Казань, улица Аделя Кутуя №151, тогда как мероприятие по контролю проводилось по адресу: Республика Татарстан, Арский район, город Арск, улица Коммуны, № 6.
Информация о том, что алкогольная продукция выставлена не для продажи, отсутствовала.
Перечисленная продукция изъята протоколом изъятия алкогольной (спиртсодержащей) продукции, находящейся в незаконном обороте и(или) документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении №000006 от 15 марта 2021 года, вывезена на склад Арского ТО Госалкогольинспекции РТ по адресу: город Арск, улица Банковская №2а.
15 марта 2021 года консультантом контрольно-инспекционного отдела Арского ТО Госалкогольинспекции РТ А.М. Ханафиевым вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования.
В ходе административного расследования представителем ИП Тананыхина представлены ТТН № П0000000305 от 17.02.2021, ТТН № П0000000232 от 09.02.2021 на внутреннее перемещение алкогольной продукции непосредственно в торговый объект. В данных ТТН в качестве пункта погрузки указан адрес: город Казань, улица Аделя Кутуя, д. 151, в качестве пункта разгрузки: город Арск, улица Коммуны, дом 6Б. Вышеуказанные ТТН, изготовленные путем дублирования предыдущих накладных и отражающие внутреннее перемещение алкогольной продукции по месту разгрузки: город Арск, улица Коммуны, дом 6Б. не были отражены в ЕГАИС. огрузки указан адрес: г. нкта твенно в торговый объект. дставлены ТТН № П0000000338 от 23.02.2021, ТТН № П0000000359 от 26.02.2
По мнению административного органа, не внесение ИП Тананыхиным в ЕГАИС сведений о перемещении пивной продукции, полученной от ООО «Пивоман-Казань» из пункта разгрузки: город Казань, улица Аделя Кутуя №151, в торговый объект по адресу: город Арск, улица Коммуны, дом 6Б, свидетельствует о нарушении требований пунктов 6.2, 11.2 приложения к Приказу №397 во взаимосвязи с пунктом 7 Правил №2466, закрепляющие обязанность участников единой информационной системы по фиксации в ЕГАИС информации (сведений) о внутреннем перемещении алкогольной продукции.
По результатам административного расследования, 3 августа 2021 года консультантом контрольно-инспекционного отдела Арского ТО Госалкогольинспекции РТ Ханафиевым А.М. в отношении ИП Тананыхина составлен протокол об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ, материалы дела переданы на рассмотрение в Арский районный суд Республики Татарстан.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из отсутствия в действиях ИП Рулевой состава административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований, в представленной жалобе должностное лицо сослалось в том числе, на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы в постановлении судьи районного суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьями 2.1, 26.1, 28.2, 28.4 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
По делу об административном правонарушении помимо прочего подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о проведении административного расследования, по результатам которого составляется протокол об административном правонарушении, являющийся основным процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Применительно к нарушениям законодательства о государственном регулировании производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, протокол об административном правонарушении помимо описания события правонарушения (действий, бездействия) должен содержать ссылки на нормы федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих помимо прочего порядок учета, декларирования объема производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации соответствующей информации в ЕГАИС, нарушение которых вменяется лицу, а постановление о назначении административного наказания должно содержать мотивированное решение о доказанности события административного правонарушения и об установлении вины привлекаемого лица в нарушении названных положений (требований) закона при обстоятельствах, описанных в протоколе.
Согласно описанному в протоколе событию административного правонарушения, ИП Рулевой вменено нарушение пунктов 6.2, 11.2 приложения к Приказу № 397, пункта 7 Правил №2466 в части фиксации в ЕГАИС информации (сведений) о внутреннем перемещении пивной продукции. Нарушение иных положений действующего федерального законодательства и(или) нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулировании производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, влекущих административную ответственность по статье 14.19 КоАП РФ, на стадии возбуждения настоящего дела и в рамках административного расследования, заявителю не вменялось.
При оценке доводов жалобы необходимо руководствоваться следующим.
Как указано выше, с 01 января 2021 года вступили в силу Правила №2466 о ведении и функционировании ЕГАИС и Приказ Росалкогольрегулирования №397, в котором закреплено новое положение о предоставлении в ЕГАИС сведений о внутреннем перемещении продукции.
В частности, закреплена обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, вносить в ЕГАИС сведения (информацию) о внутреннем перемещении такой продукции путем подачи в электронном виде соответствующей заявки (п. 6.1, 6.2). Вместе с тем, названные Правила и Приказ не содержат определение понятия «внутреннее перемещение продукции».
В этой связи считаю возможным руководствоваться общими положениями главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 40 части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми под внутренним перемещением товара понимается в том числе, перемещение товара между обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения и осуществляющими функции юридического лица или их часть.
Таким образом, под внутренним перемещением следует понимать, например, перемещение алкогольной и спиртосодержащей продукции между обособленными подразделениями организации, осуществляющей розничную продажу такой продукции в случае, если обособленные подразделения имеют разные места нахождения и (или) адреса ведения деятельности.
Применительно же к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, под внутренним перемещением следует понимать перемещение алкогольной продукции между торговыми объектами (адресами), в которых индивидуальный предприниматель осуществляет такой вид деятельности.
Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда сослался на выводы, изложенные в постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года по делу № А65-8465/2021.
В силу статей 257, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В целях соблюдения принципа правовой определенности, который закреплен в статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, окончательные решения, по общему правилу, не должны ставиться под сомнение. Отступления от этого принципа оправданы, только если они необходимы для исправления фундаментальных ошибок. Одна лишь возможность существования двух точек зрения по данному вопросу не является основанием для пересмотра" (п. 21 постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе № 30711/03 "Коберник против России").
КоАП РФ не предусматривает понятия «преюдиции».
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №30-П, признание преюдициального значения вступившего в законную силу судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
В дело представлена копия постановления Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 года, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2021 года по делу № А65-8465/2021 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Из содержания данного акта следует, что предметом проверки Арбитражного суда были обстоятельства, установленные сотрудниками Госалкогольинспекции РТ в ходе проверки 15 марта 2021 года обращения (заявления) от 9 марта 2021 года в Государственной информационной системе «Народный контроль» на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан о нарушении требований действующего законодательства при реализации в магазине, расположенном по адресу: город Арск, улица Коммуны, дом 6Б алкогольной продукции, перечисленной в оспариваемом судебном постановлении.
Следовательно, обстоятельства, установленные Арбитражным судом по делу №А65-8465/2021 имеют значение рассмотрения настоящего дела.
Правильность данного подхода подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2016 года № 12-АД16-7.
Как следует из материалов дела (л.д. 81) и установлено Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом, между сторонами (поставщиком ООО «Пивоман-Казань» и покупателем ИП Тананыхин) подписан договор поставки №1160 от 12 июля 2017 года, по условиям которого доставка алкогольной продукции: пиво светлое «Бад» производства АО «АБ ИнБев Эфес», в количестве 12 бутылок, крепостью 5,0 % емкостью 0,47 л, с датой розлива 19.01.2021, ТТН № П0000000305 от 17.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань»; пиво светлое «Хмельные раки» производства АО « Татспиртпром», в количестве 8 бутылок крепостью 4,4 % емкостью 0,45 л с датой розлива 02.10.2020, ТТН № П0000000232 от 09.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань»; сидр фильтрованный пастеризованный производства ООО «Живица» количестве 1 кеги, крепостью 5,0 % емкостью тары 30,0 л, с датой розлива 02.02.2021, ТТН № П0000000232 от 09.02.2021 от ООО «Пивоман-Казань» в торговый объект по адресу: город Арск, улица Коммуны, дом 6Б, была осуществлена путем самовывоза со склада поставщика по адресу: город Казань, улица Аделя Кутуя, №151. При этом ИП Тананыхиным представлены документы, удостоверяющие легальность производства и оборота перечисленной алкогольной продукции.
То есть, вступившим в законную силу судебным актом установлено, что в рассматриваемом случае имела место доставка алкогольной продукции в торговый объект ИП Тананыхина, а не внутреннее перемещение такой продукции, что в свою очередь ставит под сомнение обоснованность утверждения в протоколе об административном правонарушении о нарушении ИП Тананыхиным требований пунктов 6.1, 6.2, 11.2 приложения к Приказу №397, выразившееся в непредставлении последним заявки о фиксации в ЕГАИС информации о внутреннем перемещении поименованной алкогольной продукции.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Рассматривая дело по правилам главы 29 КоАП РФ в пределах предъявленного обвинения, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с отсутствием в действиях ИП Тананыхина состава вмененного ему административного правонарушения. В постановлении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ судьей разрешен вопрос об изъятой алкогольной продукции.
Доводы жалобы должностного лица не содержат аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется, в связи с чем подлежат отклонению.
При оценке доводов жалобы также следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ при пересмотре постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях их отмена или изменение не допускается, если отсутствуют существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, допущенные при рассмотрении дела, либо усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заявляя требование об отмене постановления судьи, должностное лицо фактически не приводит доводы о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Указания в жалобе относятся к нарушениям норм материального права.
При таком положении, оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Арского районного суда Республики Татарстан от 8 октября 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Тананыхина Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей Ахметханова Ж.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья И.Н. Сабитов
Решение24.12.2021