Судья Никиенко Н.К. дело № 7/1-236/2023
дело № 5-148/2023
РЕШЕНИЕ
г.Якутск 3 октября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Федорова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста Контрольно-счётной палаты «МР «Хангаласский улус» Макарова В.Г. на постановление Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова Ю.Ю.,
установила:
30 августа 2023 года постановлением Хангаласского районного суда производство по делу в отношении Никифорова Ю.Ю. прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, главный специалист Контрольно-счётной палаты «МР «Хангаласский улус» Макаров В.Г. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой просит данное постановление отменить, ссылаясь на то, что работодатель утвердил постановлением администрации от 12.10.2021 года №283 «О внесении изменений в Постановление администрации МР «Хангаласский улус» от 30.10.2019 года №285 «Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус».
В котором в соответствии с абз. 3 п. 3 выплаты стимулирующего характера руководителям МКУ «Управление по муниципальным закупкам» и МКУ «Управление по физической культуре и спорту» производятся в виде премий и выплачиваются из средств фонда премирования за счет бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда, объем которых составляет, не более 9% от общего фонда оплаты труда. Следовательно, превышение премирования руководителя МКУ Управление по физической культуре и спорту составило в размере .......... рублей, в том числе: по статье 211 «Заработная плата» - .......... рублей; по статье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» - .......... рублей.
Кроме того, План работы Контрольно-счётной палаты утвержден распоряжением Председателя № ... от 30.12.2022г., в котором в разделе контрольных мероприятий под пунктом 2.5 утверждено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 годы» (период контроля 2021 - 2023)».
Распоряжением № ... от 04.07.2023 года внесены изменения в план работы Контрольно-счётной палаты по причине исключения двух контрольных мероприятий, которые должны были быть проведены совместно со Счетной палатой РС(Я), а именно п.2.3 «Анализ обоснованности планирования и исполнения расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях» и «Проверка законности и эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию регионального проекта «Культурная среда», в том числе на строительство и модернизацию Детских школ искусств».
Причины внесения изменений отсутствие Соглашений о совместном контрольном мероприятии со Счетной палатой РС(Я).
На данную жалобу поступило возражение от руководителя МКУ «УФКиС» МР «Хангаласский район» РС(Я) Никифорова Ю.Ю. и представителя по доверенности Силина Ю.Ю., которые выражают несогласие с жалобой, указывают, что использование бюджетных средств соответствуют целям, определенным сводной бюджетной росписью.
Постановление администрации от 30.10.2019 №285 об установлении лимита в размере не более 9% распространяется на взаимоотношения, возникшие с 01.10.2021, а не с начала года, в связи с этим, согласно расчету, лимит не превышен. Считают, что проверка, не включенная в годовой план работы Счетной палаты, но проведенная в отношении МКУ ФКиС, незаконна.
Представитель Счётной палаты Макаров В.Г. в суде просил жалобу удовлетворить, направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представители привлекаемого лица Силин Ю.Ю. и Теплых Р.П. просили постановление суда оставить без изменения.
Никифоров Ю.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещён, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, привлечённого к административной ответственности.
Проверив на основании части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объёме, выслушав явившихся по делу лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно представленным материалам дела, на основании п. 3 абз.3, п.5, п. 10 распоряжения главы Администрации МР «Хангаласский улус» РС(Я) от 12 октября 2021 г. № 283 «О внесении изменений в Постановление администрации МР «Хангаласский улус» от 30 октября 2019 г. № 285 «Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус» было установлено что выплаты стимулирующего характера руководителям в том числе МКУ «Управление по физической культуре и спорту» производятся в виде премий и выплачиваются из средств фонда премирования за счет бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда, объем которых составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда. Годовой объем премий руководителям учреждений устанавливается ежегодно распоряжением администрации МР «Хангаласский улус» в отношении каждого руководителя учреждения. Премирование руководителей учреждений производится на основе распоряжения главы МР «Хангаласский улус». Вышеуказанное постановление вступает в силу с момента подписания и распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2021 г.
В ходе проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 гг. было выявлено, что Никифоров Ю.Ю. нарушил абзац 3 п.3 Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус», утвержденного постановлением администрации от 12 октября 2021 г. № 283 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Хангаласский улус» от 30 октября 2019 г. № 285 «Об утверждении Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус», согласно котором руководителям МКУ «Управление по физической культуре и спорту» Муниципального района «Хангаласский улус» производятся в виде премий и выплачиваются из средств фонда премирования за счет бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций казенных учреждений и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда, объем которых составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда.
Согласно отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2022 г. лимит бюджетных обязательств фонда оплаты труда учреждения за 2021 г. составил на сумму .......... руб.
В 2021 г. объем выплат стимулирующего характера составляет не более 9 % от общего фонда оплаты труда в сумме .......... руб. .......... коп., на основании карточки-справки № ... за 2021 г. фактически выплачено стимулирующих и премиальных выплат всего на сумму .......... руб. .......... коп.:
- январь – .......... руб.
- февраль – .......... руб.
- март – .......... руб.
- апрель – .......... руб.
- май – .......... руб.
- июнь – .......... руб.
- июль – .......... руб.
- июль – .......... руб.
- август – .......... руб.
- сентябрь – .......... руб.
- октябрь – .......... руб.
- ноябрь – .......... руб.
- декабрь – .......... руб.
- декабрь – .......... руб.
тем самым оплата произведена сверх утвержденного лимита платежными поручениями № ... от 1 октября 2021 г., № ... от 27 октября 2021 г., № ... от 3 декабря 2021 г., № ... от 9 декабря 2021 г. на сумму .......... руб., в том числе по статье 211 «Заработная плата – .......... руб., по статье 213 «начисления на выплаты по оплате труда» – .......... руб.
На основании проведённой проверки законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 годы» (период контроля 2021-2023) главный специалист Контрольно-счётной палаты «МР «Хангаласский улус» Макаров В.Г. составил в отношении Никифорова Ю.Ю. протокол № ... от 09.08.2023 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств в размере .......... руб., в том числе по статье 211 «Заработная плата – .......... руб., по статье 213 «начисления на выплаты по оплате труда» – .......... руб.
При рассмотрении дела судьёй районного суда сделан вывод о том, что вина Никифорова Ю.Ю. в нецелевом использовании бюджетных средств материалами дела не доказана, т.к. в ходе проверки не установлен перерасход денежных средств выделенных по статье 211, 213.
Кроме того, согласно п.II Плана работы Контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» на 2023 г., утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» от 30 декабря 2022 г. № ... проверка бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 года» не предусмотрена.
Данный вывод суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу толкования положений статьи 306.4 БК РФ для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Положение № 285 утверждено во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 № 290 «О Порядке формирования фонда оплаты труда работников учреждений, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)».
Пунктом 1 Положения № 285 предусмотрено, что данный правовой акт устанавливает порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении администрации МР «Хангаласский улус» на основании оценки эффективности деятельности учреждений за отчетный период.
В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
На основании изложенного, Положение № 285 регламентирует порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера.
Контрольно-счетный орган при принятии решения о возбуждении в отношении Никифорова Ю.Ю. дела об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ сделал вывод о нарушении данным должностным лицом абз. 3 п. 3 Положения № 285 в части превышения установленного объема выплат стимулирующего характера в размере 9% от общего фонда оплаты труда.
Данный объем в размере 9% от общего фонда оплаты труда установлен постановлением администрации МР «Хангаласский улус» от 12.10.2021 № 283, которое вступило в силу с момента подписания и распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 октября 2021 г.
Судом первой инстанции установлено, что согласно разделу II Плана работы КСП, утвержденного распоряжением председателя контрольно-счетной палаты МР «Хангаласский улус» от 30.12.2022 № ..., проверка бюджетных средств, направленных на реализацию МЦП «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в муниципальном районе «Хангаласский улус» на 2020-2024 года» не предусмотрена.
В целом, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену судебного постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление Хангаласского районного суда Республики Саха (Якутия) от 30 августа 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, жалобу должностного лица Макарова В.Г. - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Г.А. Федорова