Судья Лобановская Е.А.(Дело № 5-1498/2020) | Дело № 7-9/2021 |
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 20 января 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шумшу и его защитников Сабирова В.Ф., Резника Г.С., Кожушка И.Н. на постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Шумшу» по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым постановлено:
привлечь юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Шумшу» к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 132165 (ста тридцати двух тысяч ста шестидесяти пяти) рублей 00 копеек.
После вступления постановления в законную силу снять арест с судна ПТР «<данные изъяты>» со всем механическим, электрическим, радионавигационным, грузовым и иным находящимся на судне оборудованием и имуществом, а также двигательной установкой, наложенный протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 22 октября 2020 года.
После вступления постановления в законную силу икорную продукцию, изготовленную из водных биологических ресурсов - икру зернистую дальневосточных лососевых пород рыб соленую (горбуши) общим весом/нетто – 104,450 кг уничтожить.
После вступления постановления в законную силу издержки за проведение производственно-технологической экспертизы в размере 26600 (двадцати шести тысяч шестисот) рублей 00 копеек взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Шумшу» в пользу ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Шумшу» (далее также – ООО «Шумшу», Общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 132165 руб.
Основанием привлечения ООО «Шумшу» к административной ответственности послужило нарушение юридическим лицом правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, выразившееся в том, что 29 сентября 2020 года ООО «Шумшу» допустило приемку на судно ПТР «<данные изъяты>» продукции из водных биологических ресурсов в виде икры соленой зернистой дальневосточных лососевых рыб горбуши без оформления приемо-сдаточных документов, подтверждающих приемку рыбной продукции, которую с 29 сентября 2020 года по 2 октября 2020 года хранило и транспортировало на судне ПТР «<данные изъяты>» в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ в порт Петропавловск-Камчатский до ее обнаружения сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району 2 октября 2020 года на судне ПТР <данные изъяты>», ошвартованном у причала № «<данные изъяты>.
Своими действиями ООО «Шумшу» нарушило часть 1 статьи 20 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ), статьи 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), часть 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), абзац «б» пункта 13.2, пункт 22.5 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267 (далее – Правила рыболовства № 267).
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, директор ООО «Шумшу» ФИО8 и защитники Общества Сабиров В.Ф., Резник Г.С., Кожушок И.Н. просят постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводят доводы о том, что в период с 29 сентября 2020 года по 2 октября 2020 года ООО «Шумшу» посредством судна ПТР «<данные изъяты>» осуществляло перевозку груза из поселка <адрес>. На борту судна перевозился среди прочего генеральный груз отправителя ООО «Металл Торг» - мешки с металлоломом, в одном из которых были обнаружены четыре кубоконтейнера с икрой лососевых видов рыб, перевозка которой осуществлялась без оформления приемо-сдаточных документов. Считают, что приемка, перевозка и транспортировка икры соленой зернистой законом не запрещена. Икра соленая зернистая не является рыбной продукцией в живом, свежем или замороженном виде, прием, хранение и транспортировка которой отнесена законом к рыболовству. ООО «Шумшу» осуществляло торговое мореплавание в виде внутрипортовой перевозки груза и не осуществляло рыболовство, не являлось пользователем природных ресурсов и животным миром, в связи с чем не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил рыболовства. При производстве по делу об административном правонарушении доказательства (акт осмотра судна, протокол досмотра, видео и фотоматериалы, заключение эксперта) получены с нарушением закона. Отмечают, что ООО «Шумшу» приняты все возможные и необходимые меры для исключения транспортировки незаконного груза, обнаружения незаконного груза пограничниками. Перед выходом судна из порта в коносаменте была сделана отметка о принятии груза счетом мест без проверки его содержимого. Коносамент и судно с находящимся в трюме грузом были представлены пограничникам на проверку. То обстоятельство, что пограничники не выявлены незаконный груз на борту судна, подтверждает принятие ООО «Шумшу» всех возможных мер для соблюдения требований закона.
Выслушав защитников ООО «Шумшу» Сабирова В.Ф., Резника Г.С., исследовав материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда правильным.
Частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 155-ФЗ использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34 Федерального закона № 52-ФЗ к видам пользования животным миром относит рыболовство.
Статьи 35, 40 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривают, что пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В силу статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ (части 1, 4) правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Правилами рыболовства № 267 установлено, что при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны вести приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции (пункт 13.2).
При осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), технологическом журнале (в случае если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства), приемо-сдаточных документах (пункт 22.5).
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Шумшу» является деятельность морского пассажирского транспорта (том 1 л.д. 144-150).
ООО «Шумшу» 29 сентября 2020 года в период нахождения принадлежащего ему судна ПТР «<данные изъяты>» у причала портпункта <данные изъяты> допустило приемку на судно ПТР «<данные изъяты>» продукции из водных биологических ресурсов в виде икры соленой зернистой дальневосточных лососевых рыб горбуши в количестве 4 транспортных мест общей массой нетто 104,450 кг, для изготовления которой потребовалось 158,760 кг икры горбуши ястычной сырца, выпотрошенной из 1134 особей самок горбуши-сырца, общей массой нетто 1468,5 кг, без оформления приемо-сдаточных документов, подтверждающих приемку указанной рыбной продукции, которую с 29 сентября 2020 года по 2 октября 2020 года хранило и транспортировало на судне ПТР «<данные изъяты>» в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ в порт Петропавловск-Камчатский до ее обнаружения сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району 2 октября 2020 года на судне ПТР «<данные изъяты>», ошвартованном у причала № «Холодок» в порту Петропавловск-Камчатский (<данные изъяты>
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Шумшу» к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного ООО «Шумшу» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 2 октября 2020 года (том 1 л.д. 1-4), актом осмотра судна (том 1 л.д. 8-18, 55-59), протоколом досмотра транспортного средства от 2 октября 2020 года (том 1 л.д. 19-20), протоколом об изъятии вещей и документов от 2 октября 2020 года (том 1 л.д. 21-22), протоколом опроса свидетеля ФИО1 от 2 октября 2020 года (том 1 л.д. 23-24), объяснением ФИО2 от 2 октября 2020 года (том 1 л.д. 25), протоколом опроса свидетеля ФИО3 от 12 октября 2020 года (том 1 л.д. 50-53), протоколом опроса свидетеля ФИО4. от 14 октября 2020 года (том 1 л.д. 62-64), протоколом опроса свидетеля ФИО5 от 23 октября 2020 года (том 1 л.д. 65-68), протоколом опроса свидетеля ФИО6. от 26 октября 2020 года (том 1 л.д. 71-74), заключением эксперта № от 27 октября 2020 года (том 1 л.д. 95-106), пояснениями специалиста от 22 октября 2020 года (том 1 л.д. 113), протоколом об административном правонарушении от 30 октября 2020 года (том 1 л.д. 174-198) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вывод судьи о наличии в действиях ООО «Шумшу» состава административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы о том, что ООО «Шумшу» не имеет отношения к перевозимой рыбной продукции, поскольку она является собственностью отправителя груза, в котором была обнаружена рыбная продукция, не исключает наличие в действиях ООО «Шумшу» состава вмененного Обществу административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 349-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» правовой смысл положений Федерального закона о рыболовстве не изменил.
Действительно, в ныне действующей редакции под уловом водных биоресурсов понимаются водные биоресурсы, извлеченные (выловленные) из среды обитания.
Вместе с тем, рыболовство - это не только деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных случаях деятельность приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 166).
К таким случаям закон относит в том числе прибрежное рыболовство, которое в силу положений пункта 10.1 части 1 статьи 1 названного Федерального закона наряду с деятельностью по поиску, добыче (вылову) водных биоресурсов включает в себя транспортировку и хранение не только уловов водных биологических ресурсов, но и продукции из них.
При этом в силу названных положений закона прибрежное рыболовства является предпринимательской деятельностью, в то время как спортивное и любительское рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях (пункт 16 части 1 статьи 1 Федерального закона о рыболовстве).
Таким образом, осуществляя во внутренних морских водах РФ и территориальном море РФ на борту судна ПТР «Рысь» транспортировку и хранение продукции, изготовленной из лососевых видов рыб, ООО «Шумшу» занималось рыболовством.
То обстоятельство, что перед отходом судна из портпорта Оссора пограничниками не был выявлен незаконный груз, не исключает вины ООО «Шумшу» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Довод жалобы, указывающий на сомнения о месте добычи водных биоресурсов, является несостоятельным, поскольку отсутствие приемо-сдаточных документов на продукцию, транспортировка и хранение которой осуществлялась Обществом на борту судна, лишает ООО «Шумшу» возможности опровергнуть обстоятельства добычи водных биологических ресурсов в рамках прибрежного рыболовства.
Ссылки в жалобе на то, что экспертиза по делу проведена с грубым нарушением закона, подлежат отклонению.
Согласно материалам дела, производство экспертизы было поручено эксперту ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО7. и ею же экспертиза проведена. То обстоятельство, что отобранные пробы в ходе экспертизы отправлялись для лабораторных испытаний в ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория» не свидетельствует о незаконности экспертного заключения.
Из заключения эксперта № от 27 октября 2020 года следует, что отобранные пробы направлялись для лабораторных испытаний в ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория» для подготовки ответа на вопрос №, поставленный перед экспертом о соответствии органолептических показателей продукции требованиям нормативно-технической документации. Экспертом было предложено и получено согласие заказчика экспертизы перед определением органолептических показателей продукции определить микробиологические и физико-химические показатели продукции. По результатам лабораторных исследований установлено, что при производстве продукции не применялись запрещенные к применению консерванты (уротропин); массовая доля консервантов, разрешенных к применению на территории РФ, не превышает норм, установленных нормативной документацией; при определении микробиологических показателей установлено превышение количества мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (КМАФАнМ), что свидетельствует о санитарно-гигиеническом состоянии продукта, степени его обсемененности микрофлорой. Увеличение КМАФАнМ свидетельствует о размножении микроорганизмов, в числе которых могут оказаться патогенные и микроорганизмы, вызывающие порчу продукции. По результатам определения органолептических показателей установлено, что икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая горбуши не соответствуют требованиям №
Выводы эксперта в данной части были необходимы для принятия решения о качестве и безопасности продукции, возможности ее обращения на территории Российской Федерации. Данные выводы не влияют на квалификацию действий ООО «Шумшу».
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта по иным вопросам, поставленным перед экспертом, в материалы дела представлено не было и в жалобе не приведено.
Согласно пункту 1 статьи 43.2 Федерального закона № 166-ФЗ, под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц и (или) проведения мероприятий по контролю на водных объектах рыбохозяйственного значения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части морских биоресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2.1 ст. 43.2 Федерального закона № 166-ФЗ).
При таких обстоятельствах утверждение защитников Общества о незаконности проведения ПУ ФСБ России по восточному арктическому району контрольных мероприятий на ПТР «<данные изъяты>» является необоснованным.
В целом доводы жалобы, в том числе относительно недопустимости имеющихся в материалах дела доказательств, аналогичны доводам приведенным в Петропавловск-Камчатском городском суде, были предметом проверки судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном постановлении, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Шумшу» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание ООО «Шумшу» назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учётом характера и наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, что предусмотрено санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел и чрезмерно суровым либо несправедливым не является.
При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Шумшу» и его защитников Сабирова В.Ф., Резника Г.С., Кожушка И.Н. – без удовлетворения.
Судья Н.В. Гончарова