ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-14/20 от 22.12.2020 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.К. Дело № 5-14/2020 (12-115/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 22 декабря 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 октября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва ФИО1,

УСТАНОВИЛА

постановлением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 октября 2020 года директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва (далее – МБОУ СОШ с. Кунгуртуг) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, ФИО1 подала жалобу, в которой просит его отменить, производство прекратить, так как при количестве 84 человека в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг трудоустроены 3 инвалида.

На судебное заседание ФИО1, прокурор не явились, о месте и дате судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 просила постановление судьи отменить.

Выслушав защитника, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Из материалов дела усматривается, что Кызылской межрайонной прокуратурой на территории Тере-Хольского района 28 августа 2020 года была проведена проверка исполнения МБОУ СОШ с. Кунгуртуг законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, в ходе которой было установлено, что в школе до настоящего времени не выделены и не созданы рабочие места для трудоустройства инвалидов, квота для приёма на работу инвалидов в полном объёме не выполняется, локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах не приняты, информация о наличии свободных рабочих мест в органы службы занятости населения ежемесячно не предоставляется.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении директора МБОУ СОШ с. Кунгуртуг ФИО1 постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ, выражается в:

а) неисполнении работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов;

б) отказе работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Исходя из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест (должностей) на квотируемые рабочие места не влечёт наступление административной ответственности по этой норме.

В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в частности, инвалидов. Статьёй 13 этого же закона установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приёма на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

В части 1.1 статьи 4 Закона Республики Тыва от 16.03.2004 года № 608 ВХ-1 "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите" указано, что работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг составляет 84 человека, в связи с чем, квота для трудоустройства инвалидов должна составлять 2 рабочих места.

В пункте 16 Постановления Правительства Республики Тыва от 21.05.2009 года № 217 квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Тыва для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве" указано, что трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, производится в счёт установленной квоты для организаций как по направлениям центров занятости населения, так и самостоятельно.

Судьёй установлено, что в МБОУ СОШ с. Кунгуртуг трудоустроены 2 инвалида: М. – воспитатель пришкольного интерната (трудоустроена с 12 августа 1991 года), С. – социальный педагог (трудоустроена с 31 августа 1993 года), что подтверждается копиями приказов о приёме на работу и справками об инвалидности.

Следовательно, у МБОУ СОШ с. Кунгуртуг не было необходимости создавать ещё 2 квотируемых места для инвалидов.

Сведений об отказе МБОУ СОШ с. Кунгуртуг в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты материалы дела не содержат.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление судьи Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 октября 2020 года, вынесенное в отношении директора МБОУ СОШ с. Кунгуртуг ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в совершенном ФИО1 деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление судьи Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 6 октября 2020 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья С.А. Железнякова