ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5-1508/2022 от 29.04.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Пименов И.И. Дело № 12-130/2022 (№5-1508/2022)

64RS0046-01-2022-002235-25

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре помощнике судьи Дубовицкой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТСН «НАШ ДОМ-88» на постановление судьи Ленинского районного суда города Саратова от 4 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСН «НАШ ДОМ-88»,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 4 марта 2022 года ТСН «НАШ ДОМ-88» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3
статьи 18.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе с учетом дополнения, поданной в Саратовский областной суд, защитник ТСН «НАШ ДОМ-88» ФИО2 просит отменить названный судебный акт, вынесенный в отношении ТСН «НАШ ДОМ-88» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, прекратив производство на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТСН «НАШ ДОМ-88» к административной ответственности как работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ТСН «НАШ ДОМ-88» к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в ходе проведения проверки соблюдения миграционного законодательства в отношении юридического лица ТСН «НАШ ДОМ-88» 10 марта 2021 года в 11 часов 00 минут в помещении ОВМ ОП №4 в составе УМВД России по городу Саратову установлено, что ТСН «НАШ ДОМ-88» не приняло меры по уведомлению о заключении с 1 марта 2020 года трудового договора с гражданкой Республики <данные изъяты>ФИО1, <дата> года рождения, что является нарушением пункта 8 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года.

Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2021 года, рапортом должностного лица от 12 февраля 2021 года, трудовым договором от 1 марта 2020 года, трудовой книжкой и паспортом ФИО1 приказом о приеме на работу от 1 марта 2020 года, уведомлением от 25 февраля 2021 года, учредительными документами ТСН «НАШ ДОМ-88», должностной инструкцией председателя ТСН «НАШ ДОМ-88».

4 марта 2022 года постановлением судьи Ленинского районного суда города Саратова ТСН «НАШ ДОМ-88» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Однако с таким решением суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ равен одному году.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 указанного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Поскольку правовым актом определен срок направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информации о заключении с иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения соответствующего договора, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется невыполнением данной обязанности и которое по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, начинает течь по прошествии трех дней с момента заключения трудового договора.

В нарушение указанных норм судья Ленинского районного суда города Саратова постановлением от 4 марта 2022 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, признал ТСН «НАШ ДОМ-88» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, постановление судьи Ленинского районного суда города Саратова от 4 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ТСН «НАШ ДОМ-88» подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решила:

жалобу ТСН «НАШ ДОМ-88» удовлетворить.

Постановление судьи Ленинского районного суда города Саратова от 4 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении ТСН «НАШ ДОМ-88» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Т.Е. Шмидт