Судья Мернов Н.В. №5-15/2022 года
№7-124/2022 года
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 10 июня 2022 года
Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиева Н.Х.,
при помощнике судьи Шнейдмиллер Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям на постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альвари-рус»,
УСТАНОВИЛ:
государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Астраханской области составлен протокол № 06-1054/2021 от 17 декабря 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альвари-рус» (далее - Общество), из которого следует, что 24 ноября 2021 года на территории объекта «Производственная база (терминал для перевалки грузов) в сооружении присутствовало вещество, которое согласно заключению отнесено к III классу опасности. Таким образом, юридическое лицо осуществляло подлежащую лицензированию деятельность в области обращения с отходами, в части размещения отходов нефтепродуктов III класса опасности, в отсутствие специального разрешения (лицензии), тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2022 года производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альвари-рус» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе административный орган ставит вопрос о восстановлении срока на обжалование и просит постановление суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что вопреки выводам суда Обществу вменялось не накопление, а размещение отходов III классу опасности на принадлежащем Обществу земельном участке, что является лицензируемым видом деятельности. Судом неправильно установлена дата обнаружения события административного правонарушения.
Выслушав представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы жалобы, представителя Общества ФИО3, возражавшую относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (часть 1). В случае пропуска срока, по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2). Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, прихожу к выводу о восстановлении срока на обжалование.
Как следует из материалов дела, постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2022 года направлено в адрес Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям 19 апреля 2022 года и получено административным органом 25 апреля 2022 года, что следует из представленной в материалы дела распечатки из базы входящих документов (л.д. 180).
Жалоба на вышеуказанное решение судьи подана 05 мая 2022 года.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из протокола об административном правонарушении от №№ от 17 декабря 2021 года усматривается, что общество с ограниченной ответственности «Альвари-рус» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является оптовая торговля твердым топливом, в период с 14 мая 2019 года по настоящее время осуществляло подлежащую лицензированию деятельность в области обращения с отходами, в части размещения отходов нефтепродуктов III класса опасности свыше 11 месяцев, в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, тем самым осуществило деятельность, не связанную с завлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
В ходе проверки установлено, что на территории объекта «Производственная база» ООО «Альвари-рус» зафиксировано наличие сооружения открытого типа, представленное в виде кирпичной стены, круглой формы (наличие дна не установлено), в указанном сооружении на момент осмотра присутствовало вещество, предположительно содержащее нефтепродукты, наблюдалась нефтепленка. Указанное вещество имеет пастообразную консистенцию и находится в сооружении длительное время. Специалистами административного органа отобраны пробы вещества из сооружения для определения класса опасности, отобраны пробы почвы.
Согласно заключению от 01 декабря 2021 года отобранный отход относится к III классу опасности.
Согласно письму Общества объекты, расположенные по адресу: <адрес> в составе имущественного комплекса приобретены ООО «Альвари-рус» по договору купли-продажи недвижимого имущества от 26 февраля 2019 года вместе с вышеуказанным сооружением. Исходя из содержания письма, административным органом сделан вывод о длительном – свыше 11 месяцев накоплении отходов нефтепродуктов III классу опасности, что является фактическим размещением данного отхода с 14 марта по 24 ноября 2021 года.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Альвари-рус" к административной ответственности по части1статьи19.20Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласностатье24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии состатьей26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части1статьи2.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно пункту 30 части1статьи12Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Пунктом1статьи9Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии состатьей1указанного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Названный федеральный закон дает определения основных понятий, таких как обращение с отходами, размещение отходов, захоронение отходов, утилизация отходов, обезвреживание отходов, накопление отходов, объекты размещения отходов, вид отходов и т.д.
Размещение отходов представляет собой их хранение и захоронение, хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
ООО «Альвари-рус» не отрицало, что осуществляло накопление отходов, которое как вид деятельности не подлежит лицензированию и складирование отходов не превысило 11 месяцев.
Данные обстоятельства подтвердила при рассмотрении дела об административном правонарушении представитель Общества ФИО3, представив дополнительные материалы, в том числе: объяснения, приказ №23-П от 18 октября 2021 года об освобождении резервуаров нефтебазы и начале использования нефтеямы, договор №60/02 от 05 февраля 2020 года на проведение лабораторных испытаний воды, протокол испытаний и заключение эксперта, согласно которому отобранная проба воды относится к сильно загрязнённым водам, местом отбора проб воды является нефтеяма.
Указанные обстоятельства с учетом вышеизложенных правовых норм свидетельствуют о том, что ООО «Альвари-рус» не осуществляло деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в смыслестатьи1Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В протоколе об административном правонарушении №06-1054/2021 от 17 декабря 2021 года, отражен исключительно установленный при проведении проверки факт нахождения отходов производства. Однако административным органом не представлено доказательств, подтверждающих размещение Обществом отходов III класса опасности в течение более чем одиннадцать месяцев. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 17 декабря 2021 года Обществу в вину вменяется накопление отходов нефтепродуктов III класса опасности с 14 марта 2019 года, однако доказательств этому не представлено.
Актом межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 10 декабря 2021 года зафиксировано, что внеплановая выездная проверка проведена с 17 ноября 2021 года по 10 декабря 2021 года, отмечено, что на момент проверки 24 ноября 2021 года (до заключения экспертизы) в сосудообразной емкости находятся отходы III класса опасности, однако административным органом не представлено доказательств, что эти отходы складируются более 11 месяцев.
Довод о том, что отходы III класса опасности находятся на территории Общества с момента приобретения земельного участка с расположенными на нем объектами, т.е. свыше 11 месяцев, нельзя признать обоснованными, поскольку данное обстоятельство является юридическим значимым обстоятельством, влияющим на присутствие или отсутствие состава правонарушения, и подлежит доказыванию. Таких доказательств, как указывалось выше, административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что в действиях общества с ограниченной ответственностью «Альвари-рус» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью1статьи19.20КоАПРФ, что в соответствии с пунктом 2части1статьи24.5 КоАПРФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, оснований для отмены постановления Приволжского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2022 года и удовлетворения жалобы Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям не имеется.
Жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альвари-рус» оставить без изменения, жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям - без удовлетворения.