Дело № 12-933/2023
(в районном суде № 5-15/23) судья Мезенцева Е.В.
РЕШЕНИЕ
Судья Санкт-Петербургского городского суда Грибиненко Н.Н., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев 06 сентября 2023 года в открытом судебном заседании в помещении Санкт-Петербургского городского суда жалобу на постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года в отношении
Кайянен Е. Е., <дата> года рождения, работающей первым заместителем председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Л.<адрес>, зарегистрированной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении первого заместителя председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Кайянен Е.Е. прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что 15.12.2022 года в отношении Кайянен Е.Е. составлен протокол об административном правонарушении № 16/09-03/2022, согласно которому в ходе проведения Контрольно-счетной палатой Ленинградской области контрольного мероприятия, объектом которого является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, установлено, что в соответствии с пунктом 2.14 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 № 450, Комитет по ЖКХ ЛО осуществляет в установленном порядке бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета Ленинградской области. В соответствии с информацией о комплексах процессных мероприятий подпрограммы «Обеспечение устойчивого функционирования коммунальной и инженерной инфраструктуры» (процессная часть)» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области» решение задач подпрограммы достигается в ходе реализации комплексов процессных мероприятий, в том числе комплекса процессных мероприятий «Обеспечение населения и организаций Ленинградской области коммунальными ресурсами (услугами)», в рамках которого предоставляются субсидии ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и СУГ, реализуемые населению на территории Ленинградской области. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 и подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ). Частью 3 статьи 4 областного закона от 21.12.2021 № 148-оз устанавливается, что в порядках, установленных нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области, предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в случаях, установленных приложением 9 к областному закону от 21.12.2021 № 148-оз. Приложением 9 к областному закону от 21.12.2021 № 148-оз предусмотрено предоставление, в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе: субсидии ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области. Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области в рамках государственной программы, утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121. В соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 121 субсидии ресурсоснабжающим организациям, осуществляющим предоставление коммунальных ресурсов (услуг) холодного водоснабжения и(или) водоотведения с применением государственных регулируемых тарифов (цен) в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета Ленинградской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главному распорядителю бюджетных средств – КЖКХ ЛО. В 2021 году между КЖКХ ЛО и акционерным обществом «Коммунальные системы Гатчинского района» заключено Соглашение от 25.03.2021 № 10-МТ. Пунктом 2.11 Порядка № 121 установлено, что окончательные расчеты за текущий финансовый год с получателями субсидий, получателями грантов в форме субсидий по итогам сверки взаимных расчетов осуществляются в очередном финансовом году за счет средств областного бюджета Ленинградской области, предусмотренных на указанные цели. Согласно пункту 2.16 порядка № 121 получатели субсидии, получатели грантов в форме субсидий представляют в Комитет по ЖКХ ЛО акты сверки за отчетный финансовый год не позднее 1 марта текущего финансового года по форме, утвержденной правовым актом КЖКХ ЛО. Согласно акту сверки взаимных расчетов за 2021 год между АО «КСГР» и КЖКХ ЛО по состоянию на 01.01.2022 задолженность в пользу АО «Коммунальные системы Гатчинского района» составляла 12 379,8 тыс. руб. В КЖКХ ЛО одновременно с актом сверки АО «КСГР» представлены следующие документы на общую сумму заявленной субсидии 12 379,8 тыс. руб.: заявка на получение субсидии, справки – расчеты, справка – расчет за сентябрь 2021 года, справка – расчет за октябрь 2021, справка-расчет за ноябрь 2021, справка - расчет за декабрь. КЖКХ ЛО 01.03.2022 перечислена АО «КСГР» субсидия в размере 12 379,8 тыс. руб. Заявка на оплату расходов от 01.03.2022 № 61 подписана первым заместителем председателя Комитета по ЖКХ ЛО электронной подписью в 08 часов 39 минут, на основании которой платежным поручением от 01.03.2022 № 444968 из областного бюджета Ленинградской области произведены расходы в сумме 12 379,8 тыс. руб. Вместе с тем, подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка № 121 установлено, что субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе условия заключения между КЖКХ ЛО и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, дополнительного соглашения (при необходимости) о предоставлении субсидии в соответствии с типовыми формами, установленными правовым актом Комитета финансов, сроком на один финансовый год. В соответствии со статьей 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ: Предметом Соглашения является предоставление получателю из областного бюджета Ленинградской области в 2021 году субсидии … на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций… Пунктом 2.1 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ установлено, что размер субсидии, предоставляемой Получателю, определяется в соответствии с пунктом 2.7 Порядка № 121. Согласно пункту 7.2 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению. Типовой формой № 1 соглашения (договора) между главным распорядителем средств областного бюджета Ленинградской области и юридическим лицом (за исключением государственного учреждения), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров (работ, услуг) о предоставлении субсидии из областного бюджета Ленинградской области на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, утвержденной приказом Комитета финансов Ленинградской области от 30.12.2016 № 18-02/01-04-126 (приложение 1), предусмотрено, что в пункте 7.2 указывается определенная дата исполнения Сторонами своих обязательств. Пунктом 7.3 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ установлено, что: изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе Сторон в письменной форме в виде дополнительного соглашения к настоящему Соглашению, которое является его неотъемлемой частью и вступает в действие после его подписания Сторонами. В случае уменьшения Главному распорядителю ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении, Сторонами согласовываются новые условия соглашения или осуществляется расторжение соглашения при недостижении согласия по новым условиям. Пунктом 2.8 Порядка № 121 расчетный период для определения размера субсидии установлен равным календарному месяцу. Пунктом 2.9 Порядка № 121 установлено, что для заключения соглашения, дополнительного соглашения (при необходимости) в течение одного рабочего дня со дня принятия КЖКХ ЛО решения о предоставлении субсидии получатели субсидии, получатели грантов в форме субсидий представляют в КЖХК ЛО проект соглашения, дополнительного соглашения в двух экземплярах, подписанный руководителем и заверенный печатью (при наличии) получателя субсидии, получателя грантов в форме субсидий. КЖКХ ЛО заключает соглашение, дополнительное соглашение (при необходимости) в срок не позднее 2 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.4 Порядка № 121. Соглашением от 25.03.2021 № 10-МТ не определен фиксированный размер субсидии, в пункте 2.1 соглашения содержится ссылка на пункт 2.7 Порядка № 121, которым определена формула расчета размера субсидий. Сторонами не заключались дополнительные соглашения к соглашению от 25.03.2021 № 10-МТ после принятия решения о предоставлении субсидии за соответствующий период. В 2021 году КЖКХ ЛО предоставлены АО «КСГР» субсидии в пределах доведенных лимитов. Кредиторская задолженность у КЖКХ ЛО перед АО «КСГР», исходя из условий Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ, отсутствует. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 302.4А «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию» за 2021 год, карточке счета 302.4A за 2021 год перед контрагентом АО «КСГР» на отчетную дату задолженность отсутствует. По данным Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) КЖКХ ЛО по состоянию на 01.01.2022 на счете 302.4А «Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию» кредиторская задолженность отсутствует. Согласно Сведениям о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) на отчетную дату по счету бюджетного учета 0502.57.4.01.07990.811 отсутствуют неисполненные бюджетные и денежные обязательства. КЖКХ ЛО обязательства перед АО «Коммунальные системы Гатчинского района» исполнены 26.11.2021 (перечисление средств субсидии за август 2021 года платежным поручением от 26.11.2021 № 74166). Таким образом, по состоянию на 01.03.2022 в соответствии с пунктом 7.2 Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ данное соглашение не действовало, так как КЖКХ ЛО обязательства перед АО «Коммунальные системы Гатчинского района» исполнены 26.11.2021. Комитет по ЖКХ ЛО представил замечания (разногласия): «Акт сверки представлен АО «Коммунальные системы Гатчинского района» в комитет 26.01.2022, о чем сделана запись в Журнале в строке 16 на листе 2. В соответствии с частью 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. В соответствии с пунктом 7.2 соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению. Комитетом полностью исполнены обязательства по соглашению 01.03.2022». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Статья 78 БК РФ, Порядок № 121 не содержат указания на то, что к ним могут применяться нормы гражданского законодательства. Кроме того, Соглашение от 25.03.2021 № 10-МТ также не предусматривает применение норм гражданского законодательства к правоотношениям, которые регулируются указанным соглашением. Следовательно, действие Соглашения от 25.03.2021 № 10-МТ в части предоставления Комитетом по ЖКХ ЛО субсидии АО «КСГР» ограничено пределами бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств финансового года, в котором оно заключено (2021 годом). Таким образом, в нарушение требований, установленных подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, условия предоставления субсидий, установленного подпунктом «г» пункта 2.1 Прядка № 121, в 2022 году КЖКХ ЛО без заключения соглашения с АО «Коммунальные системы Гатчинского района» по акту сверки взаимных расчетов за 2021 год) 01.03.2022 перечислены средства субсидии в размере 12 379,8 тыс. руб., заявка на оплату расходов от 01.03.2022 № 61, платежное поручение от 01.03.2022 № 444968. Пунктом 4.1 Положения о Комитете по ЖКХ ЛО установлено, что КЖКХ ЛО возглавляет председатель Комитета по ЖКХ ЛО, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ленинградской области. Пунктом 4.3 Положения о Комитете по ЖКХ ЛО установлено, что председатель КЖКХ ЛО, в том числе: обеспечивает выполнение возложенных на Комитет полномочий и функций, исполнение постановлений и распоряжений Губернатора Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, указаний и поручений Губернатора Ленинградской области и курирующего заместителя Председателя Правительства Ленинградской области; руководит деятельностью Комитета по ЖКХ ЛО на принципах единоначалия; подписывает правовые акты Комитета по ЖКХ ЛО, а также письма, запросы и иные документы Комитета по ЖКХ ЛО; совершает иные действия по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ ЛО. Согласно пункту 4.4 Положения о Комитете по ЖКХ ЛО председатель КЖКХ ЛО несет персональную ответственность, в том числе за невыполнение и ненадлежащее выполнение Комитетом по ЖКХ ЛО полномочий и функций. Пунктом 4.6 Положения о Комитете по ЖКХ ЛО установлено, что в отсутствие председателя Комитета по ЖКХ ЛО его обязанности исполняет первый заместитель председателя Комитета. Комитет по ЖКХ ЛО сообщил: «Согласно пункту 4.6 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.11.2016 № 450, в отсутствие председателя его обязанности исполняет первый заместитель председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, если иное не установлено Губернатором Ленинградской области. 01.03.2022 председатель Комитета находился в отпуске, в связи с чем, на основании Положения его обязанности в указанные даты исполнял первый заместитель председателя Комитета Кайянен Е.Е. В соответствии с пунктом 2.2 приказа комитета финансов Ленинградской области от 03.04.2020 № 18-02/09-09 электронный документ «Заявка на расход» подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, наделенного правом подписи согласно данным Карточки образцов подписей для открытия соответствующего лицевого счета, и представляется в комитет финансов Ленинградской области в статусе «Подготовлен». Таким образом, заявки на оплату расходов от 11.05.2021 № 193, от 01.03.2022 № 61 первым заместителем председателя Комитета Кайянен Е.Е. были подписаны на основании указанных нормативных правовых актов.
Таким образом, Кайянен Е.Е., являясь должностным лицом – первым заместителем председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, выразившееся в перечислении бюджетных средств в 2022 году в размере 12 379,8 тыс. руб. в нарушение требований подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, условия предоставления субсидий, установленного подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка № 121.
Председатель Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Ляхова М.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, в которой сослалась на следующие основания к отмене постановления. Вопреки выводам районного суда, под составом административного правонарушения понимается совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение, событие административного правонарушения. В качестве события административного правонарушения выступает факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность. В постановлении районного суда отсутствует ссылка на то, какой элемент состава административного правонарушения отсутствует в протоколе и иных материалах дела об административном правонарушении, в связи с чем Контрольно-счетная палата считает необходимым обратить внимание суда на каждый из элементов состава рассматриваемого административного правонарушения. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, выступают бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам.
Предоставление субсидий АО «Коммунальные системы Гатчинского района» осуществлялись в рамках соглашения от 25.03.2021 г. № 10-МТ. Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Указанная в постановлении суда объективная сторона соответствует административному правонарушению, предусмотренному ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, тогда как протокол об административном правонарушении был составлен по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления. Подпунктом «г» пункта 2.1 Порядка № 121 в качестве условия предоставления субсидии предусмотрено наличие заключенного между Комитетом по ЖКХ ЛО и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, дополнительного соглашения (при необходимости) о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной правовым актом Комитета финансов ЛО, сроком на один финансовый год.
В соответствии со ст. 12 БК РФ, финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря соответствующего года. В соответствии с п. 1.1 Соглашения № 10-М от 25.03.2021 г. предметом соглашения является предоставление получателю из областного бюджета ЛО в 2021 году субсидии на возмещение недополученных доходов ресурсоснабжающих организаций. В 2021 году КЖКХ ЛО субсидии предоставлены АО «КСГР» в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Кредиторская задолженность у КЖКХ ЛО перед АО «Коммунальные системы Гатчинского района», исходя из условий соглашения, отсутствует. В нарушение требований подпункта 2 п. 2 ст. 78 БК РФ, подпунктом г п. 2.1 Порядка 121, в 2022 году Комитетом по ЖКХ ЛО без заключения соглашения с АО «КСГР» 01.03.2022 г. перечислены денежные средства ( субсидии) в размере 12 379,8 тыс. руб., что является нарушением условий предоставления субсидии. Субъектом административного правонарушения являются должностные лица, осуществляющие функции главных распорядителей бюджета. Заявка на оплату расходов № 61 подписана первым заместителем председателя Комитета по ЖКХ ЛО Кайянен Е.Е. Субъективная сторона, по мнению должностного лица Контрольно-счетной Палаты ЛО, выразилась в неосторожности. С доводами защитника, изложенными на стр. 10-12 постановления, должностное лицо не согласно по следующим основаниям. Подпунктом г п. 2.1 Порядка № 121 предусмотрена возможность выплаты субсидий сроком на один финансовый год. Исполнение обязательств по субсидиям ограничено 2021 финансовым годом и объемом бюджетных ассигнований. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 соглашения от 25.03.2021 г. № 10-МТ предметом соглашения является предоставление получателю из областного бюджета ЛО в 2021 году субсидий, таким образом, Соглашением и Порядком № 121 установлен срок действия соглашения – 2021 год, который не мог быть изменен сторонами в произвольном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. В Соглашении № 10-МТ не содержится ссылок на то, что к нему применяются нормы гражданского законодательства. В Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2020) и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда, на которые ссылается защитник, идет речь об ответственности получателя субсидий и применении к нему гражданско-правовой меры ответственности за нарушение обязательств, что не имеет отношения к условиям предоставления субсидии как таковой.
Кайянен Е.Е. и должностное лицо, подавшее жалобу, в Санкт-Петербургский городской суд не явились, были извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не направляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Защитник Кайянен Е.Е. – Карпова А.Н. в судебное заседание Санкт-Петербургского городского суда явилась, возражала против удовлетворения жалобы.
Допрошенные в качестве свидетелей начальник инспекции-инспектор аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Скляров Г.Н., а также главный инспектор инспекции аппарата Контрольно-счетной палаты Ленинградской области Маслова Е.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, считаю постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Постановление Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга не соответствует требованиям ст. 26.1 и 29.10 КоАП РФ.
В описательно-мотивировочной части постановления, суд исследовал и оценивал событие правонарушения, заключающееся, как указано в постановлении районного суда, в нарушении распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.3 КоАП РФ, в то время как поступившим в Смольнинский районный суд протоколом об административном правонарушении, Кайянен Е.Е., обвинялась в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ – нарушении условий предоставления субсидий.
Постановление по делу об административном правонарушении также является немотивированным.
Частью 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга пришел к выводу об отсутствии нарушений условий предоставления субсидии в 2022 году АО «Коммунальные системы Гатчинского района» по соглашению № 10-МТ, заключенному между Комитетом по ЖКХ ЛО и АО «Коммунальные системы Гатчинского района» в 2021 году, на том основании, что п. 7.2 вышеуказанного соглашения, предусматривает действие соглашения до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению, а также на основании наличия типовой формы соглашения, утвержденной Приказом комитета финансов Ленинградской области от 30.12.2016 № 18-02/01-04-126 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Однако, типовая форма № 3 Соглашения между главным распорядителем средств областного бюджета ЛО и юридическим лицом, утвержденная Приказом комитета финансов Ленинградской области от 30.12.2016 № 18-02/01-04-126 (ред. от 29.10.2019) "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", исследована судьей районного суда не была.
Пункт 7.2 Типовой формы № 3 в вышеуказанном Приказе, изложен следующим образом: «Соглашение вступает в силу после его подписания Сторонами и действует до ________________________ (определенной даты исполнения Сторонами своих обязательств).
Таким образом, при заключении Соглашения № 10-МТ между главным распорядителем средств областного бюджета о предоставлении субсидии АО «Коммунальные системы Гатчинского района», п. 7.2 типового соглашения был изменен лицом, составившим соглашение, определенная дата исполнения сторонами своих обязательств, как требует типовая форма, указана в соглашении № 10-МТ не была.
Кроме того, условием и порядком предоставления субсидий, установленным п. г раздела 2 Постановления Правительства Ленинградской области от 14.04.2014 № 121 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области", является заключение между Комитетом и получателем субсидии соглашения о предоставлении субсидии, дополнительного соглашения (при необходимости) о предоставлении субсидии в соответствии с типовыми формами, установленными правовым актом Комитета финансов Ленинградской области, сроком на один финансовый год.
Финансовый год, согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
Соглашение № 10-МТ, как указано в его установочной части, заключено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом Ленинградской области «Об областном бюджете Ленинградской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 04.12.2019 г., порядком предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области», утвержденным Постановлением Правительства ЛО 14.04.2014 г. № 121, что указывает на невозможность составления его в произвольной форме и толкования с точки зрения гражданских правоотношений.
Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Несмотря на заключение соглашения № 10-МТ о предоставлении субсидии из областного бюджета ЛО в 2021 году и выплату субсидии в том же году, АО «Коммунальные системы Гатчинского района» была выплачена субсидия в размере 12 379,8 рублей.
Районным судом не были изучены правовые основания и возможность заключения в следующем финансовом году дополнительного соглашения о выплате субсидии.
Поскольку судьей Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения настоящего дела не были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, постановление по делу об административном правонарушении не отвечает требованиям КоАП РФ, что является существенным нарушением, постановление районного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Кайянен Е.Е. подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Кайянен Е. Е. в связи с отсутствием состава административного правонарушения – отменить, направить дело на новое рассмотрение в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Н.Н. Грибиненко